7 февраля в СПбГУ состоится торжественное открытие сразу двух выставок, приуроченных ко Дню Санкт-Петербургского государственного университета. Одна из них посвящена архитектурным памятникам, другая — нобелевским лауреатам СПбГУ. В этот же день в Доме университетской книги пройдет презентация иллюстрированного каталога с работами художников-универсантов XX‑XXI веков. Церемония открытия начнется в 14:00 и пройдет в Выставочном зале здания Двенадцати коллегий. Выставка «Архитектурный палимпсест: Петербургский университет» посвящена архитектурному облику СПбГУ, многообразию художественных стилей (классицизм, историзм, петербургский модерн), истории зданий и их владельцев, смене эпох, взглядов и моды на развитие пространства города. Экспозиция продемонстрирует, как Санкт-Петербургский университет расширился за последние 120 лет. Впервые будет представлена объемная модель здания Двенадцати коллегий, сопровождаемая литографическим циклом видов Университета, созданным петербургским художником, сотрудником СПбГУ Ольгой Васильевой. Экспозиция дополнена серией фотографий конца XIX века из собрания Музея истории СПбГУ, созданной выпускником Санкт‑Петербургского университета, известным химиком Борисом Николаевичем Меншуткиным. Выставка «Выдающиеся универсанты — нобелевские лауреаты: И. П. Павлов, И. И. Мечников, Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау, А. М. Прохоров, В. В. Леонтьев, Л. В. Канторович, И. А. Бродский, А. И. Екимов» представляет собой собрание дореволюционных книг и журналов из фонда Научной библиотеки имени М. Горького. Экспозиция посвящена истории выдающихся ученых, которые навсегда вошли в историю Университета и мировой науки. Выставка продлится с 5 по 28 февраля. Также 7 февраля в 17:00 в Доме университетской книги состоится презентация иллюстрированного каталога «Художники-универсанты XX‑XXI веков», включающего работы 42 художников, в разные годы учившихся в Университете. Издание представит автор, заведующая отделом «Музей современных искусств имени С. П. Дягилева». Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова. В ходе мероприятия зрителей ждет встреча кураторов современного искусства, друзей СПбГУ и рассказ о художниках. Дата: 7 февраля 2025 года. Время: 14:00. Адрес: Университетская набережная, д. 7−9. /Пресс — служба СПбГУ/ |
Архив за месяц: Январь 2025
Представление мемориально-выставочного проекта «Эрмитаж в годы войны: 1941 – 1945»
28 января 2025 года в Эрмитаже прошла торжественная церемония, посвящённая 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
Этой зимой Эрмитаж, как и всегда, подготовил ко Дню снятия блокады обширную программу, в которую вошли самые разнообразные мероприятия: лекции, тематические экскурсии, спектакли. Центральным событием стала церемония представления проекта экспозиции «Эрмитаж в годы войны: 1941–1945», которая будет развёрнута в подвалах Нового Эрмитажа – там, где находились бомбоубежища.
«Эрмитаж – институция, экологическая система, которая тесно связана с блокадой. Блокада – важная часть нашей истории, которая всё время живёт с нами, – сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. – Повсюду у нас стоят знаки, напоминающие о том, что происходило в дни войны. Мы вспоминаем места, где падали снаряды, показываем рисунки художников, работавших в осаждённом городе, и блестящее современное искусство, говорящее о блокаде через великую метафору пустых рам.
Бомбоубежище – место, где сами стены рассказывают о подвиге, место, в котором живёт память. И мы постоянно находим новые способы её сохранения. Сейчас мы планируем очередной эксперимент, хотим совместить виртуальную и реальную экспозиции – рассказ, выстроенный на основе современных технологий, и показ подлинных вещей».
Проект экспозиции «Эрмитаж в годы войны: 1941–1945», который музей подготовил совместно с дизайн-студией «СолАрт», представила Елена Соломаха, заместитель заведующего Научным архивом рукописей и документального фонда Эрмитажа.
«Здесь будет рассказано шесть историй: о том, как проходила эвакуация, о том, как люди жили и работали, сохраняли экспонаты в дни войны, как праздновали День освобождения Ленинграда от блокады, – объяснила она. – Это будет очень гибкая, интерактивная структура. Мы сможем добавлять какие-то темы, что-то менять. Ведь наши знания об этой, казалось бы, хорошо изученной теме, постоянно пополняются. Например, в прошлом году мы рассказывали про художника Михаила Григорьева, который тоже жил в этих подвалах, а сейчас обнаружились его дневники, и они открывают новые нюансы».
Экспозиция «Эрмитаж в дни войны: 1941–1945» задумана как рассказ о военных буднях музея, в том числе через истории конкретных людей. В этом году главным героем памятной церемонии стал Павел Губчевский, заведующий Научно-просветительного отдела и начальник охраны (комендант) Эрмитажа в годы войны.
Впервые были показаны уникальные архивные документы: эрмитажное удостоверение Губчевского за 1943 год, дающее «право входа в служебные, выставочные помещения и на территорию музея в любое время дня и ночи», повестка о мобилизации «для выполнения в порядке трудовой повинности работ по очистке города», продуктовые карточки на февраль 1942 года и другие.
Кроме того, гости смогли увидеть фрагмент документального фильма «Эрмитаж. Хроники подвига», где сам Губчевский рассказывает подлинную историю легендарной «экскурсии с пустыми рамами», которую он провёл в апреле 1942 года для курсантов, направленных в Эрмитаж, чтобы помочь его сотрудникам вынести мебель из затопленных подвалов.
В дальнейшем этот сюжет станет частью масштабного историко-мемориального проекта. По замыслу авторов, в двух подвальных помещениях будет создано экспозиционное пространство, в котором разместятся инсталляции и макеты, памятные предметы и копии документов, а также мультимедийные экраны. Хронологически эти материалы охватят период от начала Великой Отечественной войны до открытия Эрмитажа после реэвакуации в конце 1945 года.
Шесть разделов будут посвящены разным сторонам блокадного быта музея и разным периодам: «Эвакуация. Июнь 1941 – сентябрь 1941», «Жизнь в бомбоубежище. Сентябрь 1941 – март 1942», «Блокадное небо. 1941–1944» и так далее.
Перенести посетителей в прошлое помогут подлинные предметы – свидетели военного времени: упаковочные ящики, в которых шедевры Эрмитажа были вывезены в Свердловск, сохранившаяся до наших дней табличка «вход в бомбоубежище», пустые рамы, исторические фотографии, графика архитектора Александра Никольского, запечатлевшего блокадный город. В отдельной нише предполагается реконструировать уголок бомбоубежища, поместив туда стол образца 1930-х годов, керосиновую лампу и другие экспонаты.
Раздел «Блокадное небо» расскажет о бомбёжках, которые пережил Эрмитаж, и о «ранениях» музея. Здесь будут представлены осколок снаряда, пробившего потолок Гербового зала, и фрагмент повреждённого перекрытия одного из зданий музея, а также 3D-макет эрмитажного комплекса, на котором отмечены все попадания снарядов и бомб.
В разделе под названием «Не трогай мои чертежи!» можно будет узнать о том, как сотрудники Эрмитажа в тяжелейших условиях блокады сохраняли сам музей и его экспонаты, о пострадавших памятниках и об их реставрации.
Две последние части экспозиции – «Жизнь восстанавливается» и «Эрмитаж открыт!» – будут посвящены восстановлению музея после войны. Эпилогом станет зона, рассказывающая про Нюрнбергский процесс, на котором в качестве важнейшего свидетеля 22 февраля 1946 года выступил Иосиф Орбели, директор Эрмитажа.
На сегодняшний день в подвалах, где планируется разместить экспозицию, завершён ремонт. И именно здесь, по уже сложившейся в Эрмитаже традиции, прошла памятная церемония, приуроченная ко Дню снятия блокады. В исполнении Струнного квартета Санкт-Петербурга (руководитель – Арина Крылова) прозвучали сочинения Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. Артист Сергей Каргин прочёл несколько писем сотрудников Эрмитажа, написанных в годы войны и адресованных коллегам.
/Пресс — служба Государственного Эрмитажа/
Проект «Детский интерактивный инклюзивный спектакль «Когда пошел снег»
В Малом театре кукол (МТК) завершился проект «Детский интерактивный инклюзивный спектакль «Когда пошел снег» для самых юных зрителей при поддержке Фонда президентских грантов.
Постановка была осуществлена благодаря победе Малого театра кукол в конкурсе Фонда президентских грантов c проектом «Детский интерактивный инклюзивный спектакль «Когда пошел снег». Зрителями бесплатных показов спектакля стали родители с детьми: подопечные благотворительных фондов, социальных, реабилитационных и детских инклюзивных центров Санкт-Петербурга.
Всего в рамках проекта в декабре и январе прошло 29 показов спектакля для более чем 1000 зрителей. Театр посетили подопечные 18 организаций Санкт-Петербурга: ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района Санкт-Петербурга», НКО «Благотворительный фонд «Анастасия», СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Петроградского района Санкт-Петербурга», БФ «Алеша», БФ «Азбука надежды», СПб ООИ «Даун Центр», Инклюзивный центр «Йом-Йом», Межрегиональный общественный культурный фонд имени Валерия Суслова, БФП «Исток жизни», Благотворительный фонд св.блаж. Матроны Московской, БФ «Дом Милосердия», БФ «Звезды Детям», БФ «Другие мечты», СПб ГБУСОН Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Московского района, БФ «Теплый дом», БФ «Колибри», БФ «Родительский мост», СПб ГБУСОН
«ЦСПСиД Невского района Санкт-Петербурга».
Зрители оставили множество положительных отзывов. Они отмечали дружественную атмосферу в театре, внимательность администраторов, творческое задание для детей перед спектаклем. Сама постановка была прекрасно воспринята зрителями. Среди ее плюсов родители говорили о неторопливости повествования, приятной умиротворяющей музыке, интересном художественном решении, внимательном отношении артистов к каждому зрителю.
Во время спектакля все дети получили множество маленьких памятных подарков с частичками спектакля. После спектакля зрители сфотографировались с артистами и главным героем истории –щенком по имени «Снежок».
Спектакль «Когда пошел снег» адаптирован для самых маленьких зрителей – для детей от 1 года до 5 лет, а также для детей с ОВЗ. Родители отмечали, что в постановке отсутствуют резкие раздражающие звуки, громкая музыка и мелькание света, поэтому она хорошо воспринималась самыми разными детьми. Для Малого театра кукол это была первая постановка для столь юной аудитории, однако постановочная команда обладает большим опытом работы с детьми от года, а также с детьми с ОВЗ.
Режиссер: Аглая Жюгжда, Вера Каратаева
Художник-постановщик: Ксения Проценко
Драматург: Игорь Красовский
Художник по свету: Станислав Демин-Левийман
Музыкальное оформление: Аглая Жюгжда
Артисты: Владислав Романов, Игорь Баянов, Аглая Жюгжда, Анна Солодова, Николай Журавлев.
В спектакле используется стихотворение Дарьи Герасимовой
Малый театр кукол, г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект 267 корпус 2
Выставка о ленинградской блокаде — в Индии
27 января 2025 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга открыл выставку о ленинградской блокаде в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Нью-Дели, в Индии.
Открытие выставки «Ленинградская блокада в фотографиях Б. Кудоярова» состоялось в день 81-ой годовщины освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В памятном мероприятии в Русском доме Нью-Дели приняли участие более 100 человек. Выставка продлится до 4 февраля 2025 года.
/Пресс — служба ГМИ СПб/
Александр Беглов: Успех проекта «Пост №1» в Петербурге — результат эффективной работы по патриотическому воспитанию молодежи
За первый год работы постоянного молодёжного Поста №1 в Петербурге участниками проекта стали 1677 школьников из 92 учебных заведений. Ребята несут вахту памяти у Вечного огня и у монумента «Мать-Родина» на Пискарёвском мемориальном кладбище. Почётные караулы заступают по утверждённому графику еженедельно. Всего было выставлено 96 караулов. Также проводились практические занятия в школах.
«Пост №1 символизирует преемственность поколений. Наша молодёжь свято чтит память павших героев, отстоявших город и страну, – отметил губернатор Александр Беглов. – Заступая на вахту, ребята не просто отдают дань уважения Поколению Победителей. А еще и получают бесценный опыт гражданской ответственности, включаются в работу по сохранению исторической правды. Организация Поста №1 – важная часть патриотического воспитания молодёжи, которое активно ведётся в нашем городе».
Постоянный Пост №1 появился в Петербурге в декабре 2023 года. Он считается самым молодым в Городах-Героях России. До этого молодежные смены у Вечного огня выставлялись только в особых случаях – к памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной.
В 2024 году Штаб Поста №1 Санкт‑Петербурга обрел собственное знамя. Оно напоминает о подвиге Ленинграда, об исторических традициях и долге перед Отечеством. Знамя представляет собой красное треугольное полотнище, где изображена Ростральная колонна с зажженным факелом и часовые, стоящие лицом друг к другу. Над ними расположена цитата из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского «Памяти павших будьте достойны!».
В рамках сотрудничества с Республикой Беларусь в 2024 году петербургские часовые побывали на Международном слёте мемориальных отрядов Постов №1 Городов-Героев и городов воинской славы Беларуси и России. Встреча была приурочена к 80-летию полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дня Республики.
Молодёжное движение «Пост №1» зародилось 14 ноября 1965 года в Волгограде. В настоящее время в регионах и городах России организовано более 150 отрядов Почетного караула «Пост №1» со своими штабами, действующими на постоянной основе.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Премьера спектакля «Москва – Петушки» по одноименной поэме Венедикта Ерофеева

29 января в Малом театре кукол (Лиговский проспект 267 корпус 2 ) состоялась премьера спектакля «Москва – Петушки» по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева. Спектакль стал самостоятельной работой артистов Малого театра кукол Ольги Ведерниковой и Владислава Романова. Постановка осуществлена благодаря Государственной стипендии Союза театральных деятелей на реализацию самостоятельного творческого проекта.
Место действия спектакля – трансформирующееся, «мерцающее» пространство: это и квартира, в которой живет герой, и тамбур поезда, и некое средоточие его мыслей и чувств. При этом не всегда понятно и важно, где именно герой находится. Все, что происходит в спектакле, это реальность за знаком плюс: объединение воспоминаний, фантазий, грез.
Основная тема спектакля — тема одиночества. Стремление героя в Петушки – это желание перестать быть одиноким. Веня все время находится один, весь текст, который он произносит от лица других персонажей – это лишь разговор с самим собой. Через персонажей транслируются мысли самого Вени. Герой не может или не хочет говорить открыто, поэтому он переносит свои мысли в уста других персонажей.
Другая тема – метания души. Герой мечется и ищет покоя, старается понять, как его достичь. И в итоге приходит к выводу, что тот покой, который он ищет, возможен только в смерти. Важный элемент спектакля – женский голос, который ведет и оберегает Веню. Это собирательный образ одновременно матери и любимой женщины.
В финале спектакля герой выходит за границы реальной комнаты, но вымышленных событий. В реальный финал – смерть, переходит из условно-вымышленного пространства в условно-реальное.
Ольга Ведерникова, сорежиссер спектакля, так комментирует задумку: «Возможно, Веня никуда и не выходил из комнаты, не выезжал ни в какие Петушки. Путешествие нашего героя скорее внутреннее. Он сам создает пространство вокруг себя, поэтому вместо персонажей — бутылки и предметы быта. Веня сам играет роли других героев – своих собеседников. Это наше предположение, наша гипотеза о внутреннем путешествии, от которой мы отталкиваемся – лишь один из возможных вариантов развития событий, происходивших с Веней».
Владислав Романов, сорежиссер спектакля, о выборе материала: «Мне интересно работать над тем, что вызывает боль. Будь то тема, идея или целое литературное произведение. Я очень люблю эту поэму и давно мысленно над ней «работаю», мечтаю о поставке. Оказалось, что Ольга мечтала о том же. И вот мы встретились в нашем, как оказалось, общем поле идей и решили рискнуть».
Режиссеры: Ольга Ведерникова, Владислав Романов
Художник-постановщик: Юлия Гамзина
Артисты: Владислав Романов, Ольга Ведерникова
Художник по свету: Станислав Демин-Левийман
Музыкальное оформление: Ольга Ведерникова
Хореограф: Надия Альмухаметова
Технолог: Владислав Романов
/Пресс — релиз Малого театра кукол/
Памяти Героя-ленинградца Валерия Николаевича Селиванова

3 февраля 2025 года в 12.00 в Доме ветеранов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, 16 состоится Торжественное мероприятие с участием ветеранов и представителей городских блокадных организаций, посвященное 81-ой годовщине Полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады и пятой годовщине памяти Героя-ленинградца Валерия Николаевича Селиванова, создателя Мемориального комплекса федерального значения «Цветок жизни», основателя движения Ленинградцев, переживших блокаду, Председателя профильной комиссии ЗАКСа по делам ветеранов.
В программе мероприятия — Праздничный патриотический концерт и встреча — воспоминание с чаепитием.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Москва. 28 января. INTERFAX.RU — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл анонсировал возвращение в школы «Основ духовно-нравственной культуры народов России», их будут преподавать учителя истории в 5-7 классах школ.
«По моему предложению была сформирована рабочая группа, которая в течение прошедшего года взаимодействовала с рядом государственных органов. Результатом ее работы стали договоренности о возвращении предмета об основах духовно-нравственной культуры народов России в пятых, шестых и седьмых классах», — сказал предстоятель РПЦ на пленарном заседании Международных Рождественских образовательных чтений.
Министр просвещения Сергей Кравцов, со своей стороны, сообщил, что предмет будет преподаваться в школах с 1 сентября 2026 года.
В 2024 году министерство просвещения РФ разработало проект приказа, которым предлагалось убрать данный предмет из программы 5-7 классов и интегрировать его в курс по истории. После чего патриарх сообщил о намерении обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не допустить отказа от отдельного предмета.
В Екатерининском собрании состоится Форум «Открытый Взгляд»
29 января в 13:00 «Петербург-концерт» и Центр развития проектов современной хореографии «Каннон Данс» совместно с новым проектом «Поляна Арт Фест» приглашают руководителей творческих коллективов Санкт-Петербурга, хореографов и педагогов современного танца обсудить актуальные темы танцевальной индустрии в рамках форума «Открытый Взгляд», который пройдёт в Екатерининском собрании.
В ходе встречи организаторы форума представят центральные события, которые ждут любителей и профессионалов современного танца в текущем году.
/Информация Комитета по культуре Санкт-Петербурга/
Военная история моей семьи
Институт культурных программ запускает новый проект на портале «Культура Петербурга» – «Военная история моей семьи»
Каждый месяц портал «Культура Петербурга» будет публиковать специальную подборку фото и текстов, иллюстрирующих жизнь граждан нашей страны во время Великой Отечественной войны или вскоре после её окончания. Финальным этапом проекта станет виртуальная фотовыставка, которая откроется на портале к 80-летию Великой Победы.
Для участия в проекте необходимо направить на электронную почту spbculture@mail.ru фотографии, сделанные в годы войны или послевоенный период, с изображением защитника Родины, труженика тыла или жителя блокадного Ленинграда. К снимку следует приложить краткий рассказ о запечатлённом на нём человеке. Материалы принимаются до 3 мая 2025 года с пометкой «Военная история моей семьи» и указанием Ф.И.О. отправителя, а также контактов для обратной связи.
/Пресс-служба Комитета по культуре Санкт-Петербурга/