История русского театра в материалах Президентской библиотеки

В год театра и в преддверии Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта, Президентская библиотека предлагает ознакомиться со множеством  редких материалов, посвященных исследованию русского театра. В нашей стране это явление – уникальное и самобытное. По сути – феномен. Аналогов в мире ему нет. И если его история последних десятилетий известна достаточно хорошо, то истоки, уходящие в глубь веков, по-прежнему остаются для многих белым пятном.

Основы отечественной драматической сцены начали закладываться ещё в эпоху Средневековья. Об этом можно прочитать в раритетной книге А. С. Архангельского «Театр до-Петровской Руси» (1884), которая доступна на портале Президентской библиотеки: «В древнерусских народных играх, обрядах, празднествах, в разнаго рода древнерусских забавах и увеселениях – во всей этой „лести идольской“ – лежали богатые зачатки безыскуственнаго народного театра».

Первыми актёрами российского театра были деревенские жители, которые отличались от односельчан лишь тем, что любили выступать на публике и умели развлекать. 

В то же время П. О. Морозов в своём исследовании «История русскаго театра до половины XVIII столетия»(1889) подробно рассказывает о своего рода зачатках драматической постановки. Это были различные песни и пляски по случаю какого-нибудь значимого события

П. О. Морозов также подчёркивает, что уже в те времена участники подобных обрядов нередко носили костюмы – совсем как театральные актёры в будущем: «Обычными и наиболее распространёнными у нас типами ряженья являются фигуры животных – волков, лисиц, журавлей, в особенности же медведя и козы; далее мужчины рядятся женщинами и наоборот; рядятся разбойниками, цыганами, чертями».

В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра» (1936), которую также можно найти на портале Президентской библиотеки, говорится о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах. 

Уже давно стало определённой нормой условно разделять историю на две эпохи – до и после воцарения Петра Великого. Однако в случае с театром такое деление будет не совсем справедливым. Ведь привычные нам очертания русская драматическая сцена мало-помалу стала приобретать уже при деде императора-преобразователя Михаиле Фёдоровиче, то есть в начале XVII века. В. Всеволодский-Гернгросс рассказывает: «Первый же Романов в год своего избрания на царство (1613) отдал приказ о сооружении особой „Потешной палаты“ – родоначальницы наших театральных зданий. Потеха на языке XVII века отождествлялась театру: потешными ребятами назывались комедианты».

Следующий виток развития пришелся на царствование отца Петра I – Алексея Михайловича Тишайшего. В вышеупомянутой книге «Театр до-Петровской Руси» (1884) описывается убранство типичного для того времени театра.

Мощный импульс развитию русской драматической сцены дал, конечно, Пётр I. По замыслу императора, театр должен был стать доступен каждому и служить инструментом европейского просвещения. Об этом можно прочесть в раритетном издании «История русскаго театра» (1914) под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса. 

Но для этого требовался настоящий театр – такой, каким он был в Западной Европе. «В 1701 году кукольный комедиант Иван Сплавский был отправлен в Польшу, в Данциг для найма целой труппы драматических артистов. Наряду с основными требованиями, предъявляемыми театром к приглашённым актёрам, учитывалось и то, чтобы актеры были „понятными“ русской публике. Однако приехавшая немецкая труппа некоего „знатного в тех (т. е. театральных) науках звычайного“ принципала Ягана Кунста могла играть только по-немецки. Поэтому тотчас же Кунсту были отданы русские ребята в обучение. Пётр сделал театр Кунста не придворным, а публичным, что резко отличает этот театр от театра его отца и его преемников», – пишет В. Всеволодский-Гернгросс в «Кратком курсе истории русского театра» (1936).

С тех пор российская сцена стала стремительно набирать обороты, превращаясь в один из лучших образцов мирового театрального искусства. Авторы-редакторы «Истории русскаго театра» в начале XX столетия отмечают, что «ученик» очень быстро превзошёл своего «учителя».

А главное отличие русского театра, говорят В. В. Каллаш и Н. Е. Эфрос, – его место в жизни нашей страны: «Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. 

 /Пресс-служба  Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *