«Одиссея 1936» в Театре имени Андрея Миронова

После пресс-конференции, посвященной открытию 32-го театрального сезона в театре имени Андрея Миронова, 30 августа 2019 состоялся спектакль «Одиссея 1936» режиссера Константина Богомолова, поставленный по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Концепция Богомолова в театре оригинальна. Он, как филолог, в своих спектаклях на первое место ставит текст. Актеры на полутонах и с минимумом игры через слово создают возможность для абсолютного погружения зрителя в происходящее на сцене.

В спектакле нет ничего яркого, кричащего или перетягивающего внимание на себя. Только абсолютный минимум — декораций, пространства, спокойных костюмов, нечастого звукового сопровождения и эмоций. А актеры здесь играют по 2 роли одновременно.

Все это вкупе и создает некое приглашающее пространство для диалога зрителя с пьесой.

Спектакль «Одиссея 1936» весьма не прост. Он абсолютно иного формата, нежели все мы привыкли видеть, нежели всеми любимый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Это и не комедия в чистом виде. Концовка спектакля, так же как и многие линии постановки, остаётся открытой.

Спектакль представляет собой некие зарисовки, лёгкие штрихи, многоточия, приглашения самим пофантазировать на тему пьесы Булгакова. Это, как будто, незакрытый гештальт, который теперь придется закрывать зрителям самостоятельно.

Все это в целом, провоцирует зрителя иначе взглянуть на привычные образы, стереть все, что было до и искать ответы самим. Богомолов как будто приглашает нас стать соавторами своего спектакля. Возможно, даже заново перечитать Булгакова и услышать то, как мы сами увидим первоисточник.

Я часто читала, что Богомолов своим подходом к постановкам снимает всю «шелуху» с актеров, заставляя их звучать иначе. Но  не согласна с этим. Своим подходом Богомолов, похоже, снимает всю «шелуху» с нас, зрителей.

Нам предлагают не принимать за истину чужое мнение или видение, нам предлагают понять то, как мы сами видим материал, услышать свои эмоции и ощущения.

Такой формат спектакля довольно сложен и в исполнении актерами. Здесь требуется полная отдача, погружение в процесс и дополнительные усилия для того, чтобы приглушить собственное звучание.

У Богомолова первостепенно «Слово». Ощущение, что цель Богомолова-режиссера дать голос авторам пьес и произведений, по которым он ставит свои спектакли.

В «Одиссее 1936» было особенно важно найти волну, которую Богомолов задал для звучания этой истории. И актеры с этой задачей справились просто потрясающе!

Особенно меня покорили Рудольф Фурманов в роли Шпака и Любовь Виролайнен в роли Зинаиды/Царицы. Вчера они раскрылись с новой для меня стороны. Такими я их ещё не видела, и получила огромное удовольствие от их работы.

Аркадий Коваль в ролях Тимофеева/Дьяка, Петр Семак в ролях Милославского/Якина, Геннадий Алимпиев в ролях Ульяны Андреевны/Патриарха и Анатолий Петров в ролях Буншы/Иоанна Грозного были удивительными. И я счастлива была увидеть их вновь.

Так что, если у Вас есть желание подумать, то предлагаю и Вам отправиться в эту увлекательную одиссею к недрам своей души.

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *