К 200-летию открытия Антарктиды

200 лет назад, 28 января (16 по старому стилю) 1820 года первой русской антарктической экспедицией под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.

Исследовательские труды об этом знаменательном для всего мира событии представлены в виде «антарктической» подборки в обширной коллекции Президентской библиотеки «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века». Открытие Антарктиды как нового материка позволило преодолеть многолетнее заблуждение, что его или нет вообще в природе, или достичь его просто невозможно.

Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Как свидетельствует А. Кизеветтер в издании «География XVIII века и Ломоносов» (1912), ещё за полвека с лишним до отправки первой русской антарктической экспедиции знаменитый русский энциклопедист Михаил Ломоносов обосновал возможность существования Неизвестной Южной земли, основываясь на изучении айсбергов-«падунов» – сколов с огромных белых скал. Поскольку в южных высоких широтах таких «падунов» встречается гораздо больше, чем в северных, то, следуя логике учёного, можно с полным основанием предположить, что именно там, на юге, и стоит искать Terra Australia Incognita.

Но русские не были бы русскими, если бы не поверили Ломоносову. 4 (16) июля 1819 года экспедиция в составе двух шлюпов вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро с целью «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть». Экипажи состояли из военных моряков-добровольцев во главе с командирами, которые были способны решать невероятно сложные задачи.

Так, капитан-лейтенант Ф. Ф. Беллинсгаузен, выпускник Морского кадетского корпуса, в 1803–1806 годах участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Многочисленные же заслуги Лазарева перечислены в сборнике «Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание» (1911).

Кругосветное путешествие Беллинсгаузена и Лазарева стало одним из самых сложных и опасных, однако вывело Россию в ряд ведущих держав того времени по своему геополитическому значению.

Подготовка к экспедиции и первая фаза морского продвижения к Южному полюсу были подробно описаны Беллинсгаузеном в двухтомном издании «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев».

В инструкциях, полученных экспедицией от императора и морского министра, среди прочего были два очень важных пункта: первый из них требовал от Фаддея Беллинсгаузена открытий «в возможной близости Антарктического полюса», при этом второй оговаривал, что совершать их надлежит, имея «неусыпное попечение о сохранении здоровья экипажей, что во всякое время и во всех случаях должно быть предметом ревностнейших его стараний».

Оба условия были выполнены полностью. За время одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили – это путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедиция сделала массу ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Но самое главное, первая русская антарктическая экспедиция открыла ту самую Неизвестную Южную землю!.. Как писала в феврале 1820 года газета «Нью-Йорк ивнинг пост»: «Только русские смогли приблизиться к этой колющей холодом белой земле и взять её, как берут крепость».

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *