«Величайшее и самое знаменательное событие в истории вселенной от начала мира – есть светлое и спасительное Христово Воскресенье, – пишет богослов Евстафий Воронец в журнальном обзоре «Воскресение Христово в современных иконописных изображениях» (1889), представленном на портале Президентской библиотеки. – В нём полнейшим и торжественнейшим образом выразилась победа жизни над смертию, добра над злом; в нём ярко светятся во всём своём блеске Божия свойства: Всемогущества, Правды, Милости и Любви».
Светлое Воскресение Христово – Пасху – все православные христиане отмечают в этом году 2 мая. Президентская библиотека на своём портале знакомит читателей с многочисленными раритетными материалами, посвящёнными пасхальным торжествам.
Греческий историк XIV века Никифор Каллист, в свою очередь, подтверждал, что лицо Спасителя «было замечательно красотою и выразительностью. <…> Он походил во всём на Свою Божественную и Непорочную Матерь…».
Говоря о неоспоримой Божественности Спасителя, иеромонах Московского Донского монастыря и будущий церковный иерарх Арсений (Жадановский) в издании «Божественное достоинство лица Иисуса Христа» (1905) пишет: «Спаситель был окружён со всех сторон врагами, и притом такими, в кругах которых находилась почти вся общественная власть; Его Самого ожидала крестная смерть: это он предвидел; Его учение прямо было противно мудрости и нравам современников Его… У Него было только двенадцать учеников, которых, по его же предсказанию, ожидали всеобщая ненависть, преследования и мученическая смерть…»
В книге «Страстная седмица: (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота) и Пасха» читаем: «Первую весть о воскресении услышали от ангела, сидящаго у гроба Господня, св. жёны мироносицы. Явление ангела, отвалившаго камень от дверей гроба, сопровождалось землетрясением, от котораго страшно испугались воины, бывшие на страже, бежали от гроба и были невольными свидетелями воскресения Иисуса Христа пред врагами Его».
«Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием воскресения Христова, наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу», – трактует происхождение названия праздника упомянутое издание.
Празднование Христова Воскресения продолжается, согласно церковному уставу, до 40 дней; во всё это время каждое Богослужение начинается пением «Христос воскресе».
/Пресс-служба Президентской библиотеки/