VI ВАЛААМСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Новомученики дают пример всем нам…»

VI Валаамские образовательные чтения — 2017

Чтения Валаам Фото Владимира Желтова DSC03151Начиная с 2006 года по благословению Его Преосвященства Епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, раз в два года Православный Культурно-Просветительский центр «Свет Валаама» проводит «Валаамские образовательные чтения» — научно-педагогическую конференцию, нацеленную на развитие и улучшение сотрудничества Церкви и государства в области образования, просвещения и Валаамские чтенияФото Владимира Желтова DSC03786духовно-нравственного воспитания молодежи.

Нынешние чтения «Последствия 1917 года для Церкви, народа и России»: попытки обретения утраченного» призваны привлечь внимание молодого поколения к осмыслению событий столетней давности, трагических последствий и их влияния на современные процессы в обществе.Валаамские чтения DSC02937

В VI Валаамских чтениях приняли участие около 30 человек, в том числе министр образования Республики Карелия Александр Морозов и министр Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями Андрей Манин, историки Петрозаводского государственного университета, Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН, Карельского регионального института управления, экономики и права, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представители изданий «Духовно-нравственное воспитание» и «Русская словесность» (издательство «Школьная Пресса»), автор этих строк.

Чтения проводились 20-21 мая в конференц-зале недавно отреставрированного комплекса с храмом в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник» во Валаамские чтения Фото Владимира Желтова DSC03168внешнем каре монастыря, где ранее, до опустения обители, располагалась монастырская богадельня и больница.

Открыл чтения и благословил участников Его Высокопреосвященство епископ Панкратий. В приветственном слове он сказал:

— Последствия революции 1917 года катастрофичны… Сейчас, с высоты столетия, можно говорить, что утрачены целая цивилизация, страна – огромная и целостная империя, прежде сложная и прекрасная… культура, множество людей, великолепных ученых и художников, интеллектуалов, исчезла и уничтожена была эпоха. Сотни тысяч людей… были погублены. Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее… Такие вещи относятся к безвозвратным потерям… Восполнима может быть только лишь наша благословенная память, наше благоговейное восстановление тех имен, того подвига, который был совершен нашими новомучениками и исповедниками, за Христа пострадавшими. Новомученики – это семя Церкви. Своим примером, своим следованием за Христом, истинным самопожертвованием они дают пример всем нам. Подвиг их очень важен еще и потому, что он говорит о подлинном христианстве, о том христианстве, которое действительно показывает, какими должны быть настоящие христиане.

Директор и духовный руководитель ПКПЦ «Свет Валаама» игумен Мефодий (Петров) также обратился к участникам чтений с приветствием:

— Ваше Высокопреосвященство наилюбимейший Владыка Панкратий, Ваше Превосходительство наилюбимейшие господа министры, глубокоуважаемые наилюбимейщие братья и сестры, благословите меня от лица всех сотрудников Центра «Свет Валаама» приветствовать всех вас на святой валаамской земле в нашей святой Валаамской обители. Желаем, чтобы вы чувствовали себя как дома, потому что всех нас, хотя мы такие разные собрались здесь: и великие государственные деятели, и великие ученые, и великие педагоги, великие работники культуры и священнослужители, — нас объединяет и связывает одна любовь к родине, к России, к нашему прелюбимейшему Господу, к нашей Святой Церкви, к молодому поколению. Нас объединяет забота, чтобы будущее в России было не такое, как после 1917 года.

Для меня как человека, который родился далеко за пределами Святой Руси (отец Мефодий, в миру Венко Петров – уроженец Македонии. В.Ж.), последствия 1917 года были весьма болезненны. Никто из нас никогда до конца не поймет, что произошло, и как Господь попустил такое тотальное уничтожение русской интеллигенции, уничтожение носителей духа на Святой Руси. Мы знаем из Священного Писания, что пути у человека боголюбивого должны быть мирными, приятными. Они должны быть в правде, милости, в истине, в благоденствии, со славой и в богатстве. Но когда мы сталкиваемся с беспощадным злом, видим такое издевательство над величайшим русским народом – нам остается только утешаться словами нашего Господа, Который сказал: «Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть, как Меня гнали, так и вас будут гнать». Только этот ответ из Его сладчайших уст может утешить нас, потому что то, что произошло с наилюбимейшим русским народом, это великая тайна, великая боль, великая трагедия. …Свое выступление хотелось бы завершить словами Спасителя: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».

Ведущим Валаамских чтений был избран постоянный их почетный гость и участник министр Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями Андрей Манин. В своем выступлении на открытии Валаамских чтений Андрей Александрович рассказал о религиозной ситуации в Карелии, развитии государственно-конфессиональных отношений и поддержке социально значимой деятельности религиозных организаций, позволяющей обеспечивать мирные и добрососедские отношения в крае, где проживают представители разных народов и конфессий.

Выступление министра образования Карелии Александра Морозова явилось органичным продолжением выступления предыдущего оратора. Александр Николаевич рассказал о том, как готовится современная система образования республики следовать принятой правительством Российской Федерации стратегии развития воспитания, определяющей воспитательную компоненту как стратегический общенациональный приоритет, о первых трудностях и успехах на этом пути. Александр Николаевич считает очень важным признание впервые с советских времен того, что образовательная и воспитательная деятельность должна одновременно обеспечивать и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Различным аспектам революционных событий и ближайшего послереволюционного периода были посвящены выступления доктора исторических наук, профессора Михаила Шкаровского «Петроградская епархия в 1917-1918 годы: опыт и уроки противостояния антирелигиозным гонениям»; директора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, доктора исторических наук, профессора Сергея Веригина «Православная Церковь в Финляндии и Советской России – проблема отношений после 1917 года»; старшего научного сотрудника сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН, кандидата исторических наук, доцента Елены Дубровской «Революция 1917 года в России и Гражданская война в исторической памяти населения Карелии».

Заведующая научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталья Сухова в докладе рассказала о возрождении духовной школы в 1940-1950-х годах.

Проблему современного отечественного духовно-нравственного образования школьников в контексте истории России представил в своем выступлении заведующий лабораторией воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и научно-методическим кабинетом Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, доктор педагогических наук, профессор Игорь Метлик. Он указал на ошибки планирования и реализации программы по духовно-нравственному воспитанию и образованию в школе.

Пресс-секретарь Валаамских чтений, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия, кандидат исторических наук Татьяна Шевченко проанализировала провал попытки «церковной революции» в Валаамском монастыре весной 1917-го.

В конференции также приняли участие заместитель заведующего научным отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин – он говорил о последствиях революции в России для взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей и, конкретно, о некоторых компрометирующих Константинопольский Патриархат действиях в отношении Русской Православной Церкви в послереволюционный период, и представитель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, аспирант Варшавской Христианской академии Фома Куприянович.Валаамские чтения DSC03135

К сожалению, не представляется возможным назвать всех докладчиков и темы выступлений – их девятнадцать, два были представлены заочно.

Задержим внимание читателей на показательных, но малоизвестных, а то и вовсе неизвестных, случаях противостояния верующих россиян советской власти, прозвучавшими в выступлении профессора кафедры отечественной истории Петрозаводского госуниверситета, доктора исторических наук Александра Пашкова «Большевистская власть и православное духовенство Олонецкой губернии в 1918 году».

— В Петрозаводске на Общегубернском крестьянском съезде рассматривался вопрос отношения к посланию патриарха Тихона от 19 января 1918 года, где он «обращаясь к творящим зверские избиения ни в чем не повинных людей, анафематствует их и запрещает приступать к тайнам Христовым, а верующих заклинает не вступать с таковыми ни в какое общение, дабы образумить их». Патриарх фактически призывал верующих встать на защиту Церкви, но «не силою смертоносного оружия, как враги, а силою веры, силою «всенародного вопля», устроением духовных союзов, которые бы противопоставили внешней силе силу святого воодушевления, а если нужно, то и пострадали бы за Церковь. Собрание вопреки всем ожиданиям организаторов всецело разделяло мысли, изложенные в послании Патриарха; многие высказывались за отделение Церкви от Государства… «это отделение в конце концов может послужить ко благу Церкви, к ее возрождению, сплотив настоящих христиан…»

По итогам обсуждения послания патриарха Тихона на собрании было принято несколько решений:

«1) послание Святейшего Патриарха прочесть во всех церквях города с надлежащим разъяснением его;

2) принять меры к распространению послания по епархии;

3) съорганизовать духовные союзы истинно верующих для выявления начал деятельной христианской любви;

4) мужественно и решительно проявить свое отношение к явным нарушителям христианской любви и жизни;

5) обратить особенное внимание на освещение вопросов христианской нравственности;

6) непременно освещать в проповедях и беседах социальные вопросы с христианской точки зрения» и др.

Духовно-учебные заведения Петрозаводска не финансировались, а их преподаватели не получали жалованья. Эта ситуация вызвала недовольство прихожан крупнейших церквей Петрозаводска Кафедрального собора и Крестовоздвиженской церкви. Приходские общины «близко к сердцу приняли все эти злоключения церковных учреждений и вынесли соответствующие резолюции, которые препроводили в Совет крестьянских, солдатских и рабочих депутатов». Волна недовольства политикой местных Советов в отношении церкви напугала новую власть. Было принято решение выплатить духовенству епархии жалованье за январь и февраль 1918 года. Но вскоре разгорелся новый конфликт, связанный с прекращением преподавания в учебных заведениях Закона Божия. Чтобы запугать протестующих верующих власти приняли решении перейти к репрессиям. Постановлением Исполкома Олонецкого губернского Совета 18(5) марта выслан из пределов Олонецкой губернии председатель Совета епархиального женского училища протоиерей П.В. Дмитриев. Причина высылки была сформулирована так: «за подстрекательство людей против Советской власти». Но уже в тот же день, вечером, состоялось собрание союза духовенства и приходских советов Петрозаводска, которое, обсудив этот вопрос, вынесло такое постановление:

«1) Выразить сочувствие протоиерею П.В. Дмитриеву и его семье в постигшем испытании, что поручить сделать особой делегации из председателей церковно-попечительских советов и их товарищей: протоиерея П.Д. Метелева, Ф.Ф. Чудинова и свящ. И.П. Павлова…;

2) Неотложно оказать материальную поддержку семье протоиерея Дмитриева, передав вопрос о сумме ассигнований из имеющихся средств на обсуждение приходских советов, а для желающих открыть прием добровольных пожертвований у председателей приходских советов;

3) Обратиться в Олонецкий губернский совет… с ходатайством о возвращении протоиерея П.В. Дмитриева к месту службы или, в крайнем случае, об установлении кратчайшего срока высылки, принимая во внимание, что, если только причиной репрессии был факт рассылки циркуляра причтам епархии с сообщением о переходе зданий епархиального женского училища в ведение Комиссариата просвещения, то таковое сообщение являлось служебным долгом председателя Совета училища по отношению к хозяевам училища, каковыми являются приходские собрания, осуществляющие свою власть управления училищем чрез Епархиальный съезд духовенства и мирян…»

Большой интерес вызвало эмоциональное выступление старшего научного сотрудника Отдела библиографии и краеведения и руководителя Центра «Возвращённые имена» при Российской Национальной Библиотеке, человека, чье имя известно каждому, кто занимается темой репрессий, — Анатолия Разумова. Анатолий Яковлевич провел фотопрезентацию Левашовского мемориального кладбища — места захоронений жертв репрессий в Ленинграде. Аналогичную трагическую историю массовых репрессий в Москве и Московской области в докладе «Неизвестное Бутово» поведала старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидия Головкова.

— Подавляющее большинство расстрелянных (80-85%) были люди беспартийные; около половины имели низшее образование. Словом, это были люди, далекие от политики, — констатировала Лидия Алексеевна. — Расстреливали и 15–16-летних подростков, и 80-летних стариков… Если говорить о классовой принадлежности и роде занятий.., то больше всего здесь… загублено простых рабочих; за ними, по численности, следуют служащие советских учреждений, потом крестьяне – в меньшей степени колхозники, в большей – единоличники, записанные в делах как кулаки, крестьяне-середняки и даже как бедняки. В следственных делах они называются «землепашцами» и «хлеборобами», то есть – кормильцами Русской земли… Вслед за крестьянами по количеству расстрелянных следуют люди, пострадавшие за веру. Чада Русской Православной Церкви – священнослужители и миряне, убиенные на Бутовском полигоне, занимают особое место среди пострадавших. По количеству казненных за веру Бутово несравнимо ни с одним из других мест массовых расстрелов и захоронений. Здесь было расстреляно 934 человека, единственная вина которых заключалась в исповедании Православия.

Директор Государственного музея истории ГУЛАГа, член Общественной палаты Москвы и руководитель Фонда «Увековечения памяти жертв политических репрессий» Роман Романов в докладе «От темноты забвения к светлой памяти» рассказал о современной технологии формирования мемориальной культуры. Он напомнил, что технологии уничтожения не только самого человека, но и памяти о нем практиковалась у нас в стране более 70 лет и теперь нам предстоит выходить из этого болезненного и длительного состояния не менее мучительно и долго.

Владимир Желтов, о. Валаам – Санкт-Петербург,

Фото автора