28 января 2025 года в Эрмитаже прошла торжественная церемония, посвящённая 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
Этой зимой Эрмитаж, как и всегда, подготовил ко Дню снятия блокады обширную программу, в которую вошли самые разнообразные мероприятия: лекции, тематические экскурсии, спектакли. Центральным событием стала церемония представления проекта экспозиции «Эрмитаж в годы войны: 1941–1945», которая будет развёрнута в подвалах Нового Эрмитажа – там, где находились бомбоубежища.
«Эрмитаж – институция, экологическая система, которая тесно связана с блокадой. Блокада – важная часть нашей истории, которая всё время живёт с нами, – сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. – Повсюду у нас стоят знаки, напоминающие о том, что происходило в дни войны. Мы вспоминаем места, где падали снаряды, показываем рисунки художников, работавших в осаждённом городе, и блестящее современное искусство, говорящее о блокаде через великую метафору пустых рам.
Бомбоубежище – место, где сами стены рассказывают о подвиге, место, в котором живёт память. И мы постоянно находим новые способы её сохранения. Сейчас мы планируем очередной эксперимент, хотим совместить виртуальную и реальную экспозиции – рассказ, выстроенный на основе современных технологий, и показ подлинных вещей».
Проект экспозиции «Эрмитаж в годы войны: 1941–1945», который музей подготовил совместно с дизайн-студией «СолАрт», представила Елена Соломаха, заместитель заведующего Научным архивом рукописей и документального фонда Эрмитажа.
«Здесь будет рассказано шесть историй: о том, как проходила эвакуация, о том, как люди жили и работали, сохраняли экспонаты в дни войны, как праздновали День освобождения Ленинграда от блокады, – объяснила она. – Это будет очень гибкая, интерактивная структура. Мы сможем добавлять какие-то темы, что-то менять. Ведь наши знания об этой, казалось бы, хорошо изученной теме, постоянно пополняются. Например, в прошлом году мы рассказывали про художника Михаила Григорьева, который тоже жил в этих подвалах, а сейчас обнаружились его дневники, и они открывают новые нюансы».
Экспозиция «Эрмитаж в дни войны: 1941–1945» задумана как рассказ о военных буднях музея, в том числе через истории конкретных людей. В этом году главным героем памятной церемонии стал Павел Губчевский, заведующий Научно-просветительного отдела и начальник охраны (комендант) Эрмитажа в годы войны.
Впервые были показаны уникальные архивные документы: эрмитажное удостоверение Губчевского за 1943 год, дающее «право входа в служебные, выставочные помещения и на территорию музея в любое время дня и ночи», повестка о мобилизации «для выполнения в порядке трудовой повинности работ по очистке города», продуктовые карточки на февраль 1942 года и другие.
Кроме того, гости смогли увидеть фрагмент документального фильма «Эрмитаж. Хроники подвига», где сам Губчевский рассказывает подлинную историю легендарной «экскурсии с пустыми рамами», которую он провёл в апреле 1942 года для курсантов, направленных в Эрмитаж, чтобы помочь его сотрудникам вынести мебель из затопленных подвалов.
В дальнейшем этот сюжет станет частью масштабного историко-мемориального проекта. По замыслу авторов, в двух подвальных помещениях будет создано экспозиционное пространство, в котором разместятся инсталляции и макеты, памятные предметы и копии документов, а также мультимедийные экраны. Хронологически эти материалы охватят период от начала Великой Отечественной войны до открытия Эрмитажа после реэвакуации в конце 1945 года.
Шесть разделов будут посвящены разным сторонам блокадного быта музея и разным периодам: «Эвакуация. Июнь 1941 – сентябрь 1941», «Жизнь в бомбоубежище. Сентябрь 1941 – март 1942», «Блокадное небо. 1941–1944» и так далее.
Перенести посетителей в прошлое помогут подлинные предметы – свидетели военного времени: упаковочные ящики, в которых шедевры Эрмитажа были вывезены в Свердловск, сохранившаяся до наших дней табличка «вход в бомбоубежище», пустые рамы, исторические фотографии, графика архитектора Александра Никольского, запечатлевшего блокадный город. В отдельной нише предполагается реконструировать уголок бомбоубежища, поместив туда стол образца 1930-х годов, керосиновую лампу и другие экспонаты.
Раздел «Блокадное небо» расскажет о бомбёжках, которые пережил Эрмитаж, и о «ранениях» музея. Здесь будут представлены осколок снаряда, пробившего потолок Гербового зала, и фрагмент повреждённого перекрытия одного из зданий музея, а также 3D-макет эрмитажного комплекса, на котором отмечены все попадания снарядов и бомб.
В разделе под названием «Не трогай мои чертежи!» можно будет узнать о том, как сотрудники Эрмитажа в тяжелейших условиях блокады сохраняли сам музей и его экспонаты, о пострадавших памятниках и об их реставрации.
Две последние части экспозиции – «Жизнь восстанавливается» и «Эрмитаж открыт!» – будут посвящены восстановлению музея после войны. Эпилогом станет зона, рассказывающая про Нюрнбергский процесс, на котором в качестве важнейшего свидетеля 22 февраля 1946 года выступил Иосиф Орбели, директор Эрмитажа.
На сегодняшний день в подвалах, где планируется разместить экспозицию, завершён ремонт. И именно здесь, по уже сложившейся в Эрмитаже традиции, прошла памятная церемония, приуроченная ко Дню снятия блокады. В исполнении Струнного квартета Санкт-Петербурга (руководитель – Арина Крылова) прозвучали сочинения Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. Артист Сергей Каргин прочёл несколько писем сотрудников Эрмитажа, написанных в годы войны и адресованных коллегам.
/Пресс — служба Государственного Эрмитажа/