Выставка «Пулей и словом» в Мариинском дворце

Выставка «Пулей и словом» открыла серию мероприятий Государственного литературного музея «ХХ век», посвященных 80-летию Великой Победы.

Она рассказывает об удивительных людях – героях Великой отечественной войны, писателях и поэтах, ставшими военными корреспондентами. Герои проекта: Вениамин Каверин, Всеволод Рождественский, Юрий Инге, Ольга Берггольц, Павел Лукницкий и многие другие, те кто не только создавал летопись войны, но и сам сражался на фронте, используя слово как главное оружие в борьбе с врагом.

Выставка посвящена военным корреспондентам не только прошлого, но и настоящего. Сегодня тема о вкладе военных корреспондентов в оборону Ленинграда и в общую Победу как никогда созвучна подвигу современных военкоров, выполняющих свой долг на линии боевого соприкосновения.

Основой экспозиции послужили уникальные предметы времен Великой Отечественной войны из собрания Государственного литературного музея «XX век» и частных собраний. Это книги, плакаты, письма, флаги, фототехника, предметы личного обихода. Особое место на выставке занимает программка спектакля «Жди меня» Ленинградского городского театра (ныне Театр имени В.Ф. Комиссаржевской), возникшего в блокаду; китель командно-начальствующего состава ВМФ СССР образца 1943 года и другие предметы, предоставленные внучкой поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомой Марией Сергеевной Инге-Вечтомовой.

Наравне с музейной коллекцией представлены и раритеты военно-исторического клуба «Ладога» из Кронштадта найденные за пятнадцати лет поисковых работ в Ленинградской области на местах минувших боев. Для выставки «Пулей и словом» руководителем Клуба Евгением Кондратенко была предоставлена часть предметов из более чем семисот единиц хранения, в том числе солдатские шлем и фляга в чехле, пробитый пулями котелок, найденные в районе Сертолово, в поселке Песочный.

В день открытия гости выставки посетили мемориальную редакцию фронтовой газеты в Мариинском дворце. Это постоянная выставка, открытая в 2024 году, посвящена памяти сотрудников редакции газеты Ленинградской армии народного ополчения «На защиту Ленинграда», которая с июня по сентябрь 1941 года располагалась на третьем этаже здания.

Сама церемония открытия собрала большое число друзей Литературного музея, а также потомков героев выставки. В церемонии приняли участие военный корреспондент и депутат Александр Александрович Малькевич, председатель Архивного комитета Петр Евгеньевич Тищенко, потомки военкоров Николай Николаевич Браун и Мария Сергеевна Инге-Вечтомова.

В своем приветственном слове директор музея Марина Валерьевна Линович подчеркнула важность работы военных корреспондентов: «На одном из стендов мы попытались проследить традицию освещения войны писателями начиная с «Севастопольских рассказов» Льва Толстого и заканчивая современностью. Какие бы формы не принимала эта работа, она всегда сопряжена с риском для жизни, она всегда на передовой. Эти люди несли и несут нам правду, которая так необходима каждому из нас».

Открытие экспозиции в Мариинском дворце стало новым прочтением проекта «Пулей и словом», который в будущем продолжит свою миссию и на других площадках. Это позволит сделать имена героев и военных корреспондентов более известными широкой аудитории. За это время выставку посетят сотни горожан, включая ветеранов и блокадников, которые в юбилейные дни Победы станут гостями Законодательного Собрания.

После открытия выставки прошло заседание журналистского клуба «Ловцы слов», на котором эмоционально обсудили сохранение наследия военкоров прошлого и сегодняшнего дня, в том числе, в рамках проектов музея.

Выставка «Пулей и словом» стала первым событием в рамках серии мероприятий музея, приуроченных ко Дню Победы. В мае, в рамках проекта «Литературная среда», пройдут открытые творческие встречи и культурные события, посвященные героям Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда и военным корреспондентам. Уже сейчас на официальной странице музея в «ВКонтакте» запущен марафон детских рисунков, объединенных темой «Страна героев» https://vk.com/glmxxvek. Юными художниками стали победители и лауреаты Международного конкурса «Комната моей мечты – 2025».

Юбилейный XX Конгресс ИТ-директоров «Белые Ночи»

Крупнейший Конгресс ИТ-Директоров «Белые Ночи» — это ежегодное событие, которое собирает ведущих мировых экспертов и гостей ТОП-представителей ИТ-индустрии на одной площадке. Конгресс проводится уже в 20-й раз и состоится 23 мая 2025 года в Санкт-Петербурге.

На Конгрессе будут обсуждаться актуальные темы и вызовы, с которыми сталкиваются ИТ-директора и бизнес-лидеры в сфере информационных технологий. Гости смогут обменяться опытом, узнать о новейших технологиях и инновациях, а также наладить контакты с ключевыми игроками рынка и локомотивами ИТ-индустрии в России.

Присутствие на Конгрессе позволит участникам быть в курсе последних тенденций в сфере ИТ, получить ценные знания и опыт, а также установить связи и партнерства с ведущими компаниями и экспертами отрасли.

Длинный День в Белые Ночи

Программа конгресса разработана таким образом, чтобы объединить передовые подходы, технологии и опыт коллег и уместить все в один день. Особенность Белых Ночей в Санкт-Петербурге — это короткая ночь и длинный день. Это позволит участникам погрузиться в атмосферу города и участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных программой конгресса.

Три параллельных потока позволят выбрать наиболее актуальную для вас тематику, а то что не удастся послушать вживую, можно будет посмотреть в записи. Мастер-классы дают возможность после долгого слушания переключиться на активную работу, задать конкретные вопросы и на практике отточить управленческие навыки.

Кроме докладов и мастер-классов, конгресс — это возможность встретиться и лично пообщаться с отраслевыми экспертами, технологическими лидерами и ИТ-директорами, решающими самые разные задачи.

Мемориал «Журавли» станет центральной площадкой всероссийского проекта «Храним огонь Победы»

В ходе подготовки к 80-летию Победы в Невском районе благоустроили мемориал «Журавли». По поручению губернатора Александра Беглова он был капитально отремонтирован: отреставрирована стела и бронзовая скульптура девушки на гранитном пьедестале, флагштоки, надмогильные плиты из гранита и памятная стена со скульптурной композицией — летящими журавлями. Заменены гранитные ступени и светильники.

Газораспределительная организация «ПетербургГаз» установила Вечный огонь — специалисты проложили газопровод, смонтировали гранитную чашу и газовую горелку. Александр Беглов и председатель Законодательного Собрания Александр Бельский сегодня ознакомились с результатами работ.

«Вечный огонь — не только символ памяти, но и напоминание о том, что мужество и стойкость защитников Отечества навсегда останутся для нас нравственным ориентиром. Санкт-Петербург всегда будет чтить своих героев. И пока горит Вечный огонь, пока звучат имена павших, пока молодежь стоит в почетном карауле, подвиг победителей не будет забыт», – подчеркнул глава города.

«Журавли» станут центральной площадкой всероссийского проекта «Храним огонь Победы», который реализует «Газпром» к юбилею Победы. В рамках проекта планируется зажечь 130 Вечных огней по всей России, 80 из них зажгут одновременно 6 мая, в том числе и расположенный на мемориале «Журавли».

***
Невское воинское кладбище в Санкт-Петербурге – одно из массовых братских захоронений защитников и жителей Ленинграда. В общих могилах покоятся порядка 47 тысяч человек. В 1949 году у братских могил был установлен памятный обелиск. В 1975 году, к 30-летию Победы, началась работа над проектированием полномасштабного мемориала. 9 мая 1980 года памятник «Журавли» был открыт.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Премьера спектакля «Лицо сестры в сиянии стекла

28 апреля в 19.00 — Премьера спектакля «Лицо сестры в сиянии стекла». Режиссёр – Андрей Сидельников (Театр «Суббота», Основная сцена – ул. Звенигородская, 30).

В основе постановки – знаменитый сюжет Теннесси Уильямса, известный под названием «Стеклянный зверинец».

Главный герой совершает ностальгическое путешествие в прошлое – в иллюзорный мир воспоминаний, возвращаясь во времена юности – к последним дням, проведённым с матерью и сестрой в родном доме.

Он мечтал поскорее вырваться из семейного гнезда, как из клетки, чтобы раскрыть свой талант. В реальности оказалось, что хрупкий мир мечты, чистых помыслов и искренней первой любви, воплощением которого стал образ сестры, и был тем счастливым раем, давшим ему подлинное вдохновение и счастье.

Оборотная сторона успеха – американской мечты – тотальное одиночество, что настигает человека, который замыкается в себе, трагически обрывая связь с реальностью. И чтобы преодолеть кризис иногда необходимо вернуться туда, где тебя искренне любят и безоговорочно принимают таким, какой ты есть – в семью.

Главный герой бредит кино. Неудовлетворённый обыденной повседневностью, он сбегает в мир иллюзий и грёз великого Голливуда золотого времени. Этот мир врывается в жизнь персонажей. Вымышленная параллельная реальность сосуществует с воспоминаниями, оживающими в пьесе, причудливо соединяясь с музыкой и сценографией, создаёт особое фантастическое пространство, где драматическое напряжение семейных конфликтов, бунта личности героя, так свойственное пьесам Теннесси Уильямса, сплетается с лирически нежной мелодией хрупкой красоты человеческой души, что хранит наш мир от уничтожения.

Режиссёр – Андрей Сидельников, художник – Николай Слободяник.

В ролях: Виталий Гудков, Кристина Якунина, Виола Лобань, Сергей Кривулёв.

/Информация Комитета по культуре СПб/

Театральный художник Март Китаев. К 100-летию со дня рождения

28 апреля в 17.00 в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке состоится встреча с артистами легендарного спектакля ТЮЗа «Месс-Менд» и его поклонниками, которой завершится выставка «Театральный художник Март Китаев. К 100-летию со дня рождения».

В 1972 году в Ленинградском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Месс-Менд». Постановка Зиновия Корогодского пьесы Владимира Меньшова по фантастическому роману-сказке Мариэтты Шагинян имела оглушительный успех. Смелая сценография Марта Китаева, режиссура Льва Додина, музыка Сергея Баневича и блестящий актёрский состав: Григорий Тараторкин, Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Николай Иванов, Лиана Жвания, Игорь Шибанов, Ирина Соколова, Наталья Боровкова, Николай Лавров, Игорь Овадис, Николай Буров, Сергей Жукович, Михаил Брискин, Сергей Надпорожский. Не удивительно, что спектакль более десяти лет шёл при полном зале.

На встрече будут показаны фотографии, эскизы декораций и костюмов, прозвучат записи постановки.

/Информация Комитета по культуре СПб/

Открытие летнего сезона в Петергофе

Сегодня, 26 апреля, в музее-заповеднике «Петергоф» открылся сезон 2025 года. По традиции первый пуск фонтанов Большого каскада и фонтана «Самсон» сопровождался торжественной музыкой и приветственным словом генерального директора музея-заповедника«Петергоф» Романом Ковриковым.

«В Петербург пришла весна — в Петергофе заработали фонтаны. Для нас это очень радостное и волнительное событие. Несколько месяцев все службы музея-заповедника работали для того, чтобы парки предстали во всем своем великолепии. В этом году нас ждет много событий. По всей стране пройдет празднование годовщины Победы. Мы подготовились к этому несколькими проектами.

Откроются выставки в малых музеях о жизни послевоенного и военного Петергофа, состоится большой выставочный проект в Большом петергофском дворце, который расскажет об эвакуации, оккупации и реставрации Петергофа после войны, весенний праздник фонтанов мы посвятим воссозданию «Самсона». Мы хотим рассказать о подвиге простых людей, реставраторов и всего советского народа, который возродил этот прекрасный памятник архитектуры», — рассказал Роман Ковриков.

Он также отметил, что в «Петергофе» в этом сезоне запланированы выступления духовых оркестров, серия концертов Pianissimo, выступления военно-морских оркестров со всего мира, концерты, посвященные Игорю Стравинскому в рамках фестиваля Мариинского театра «Гений места», и другие события.

Петергоф поражает миллионы людей на протяжении нескольких веков. Во всех фонтанных сооружениях, дворцах, регулярной планировке парка основателями Петергофа, прежде всего, Петром Великим, заложены определенные тайные символы. Даже небольшая скульптура в виде дельфинов, драконов, наяд и различных античных героев — это энциклопедия символов. Например, «Самсон» сегодня является не только символом победы в Полтавской баталии, но и символом победы советского народа в Великой Отечественной
войне.

«Этот язык аллегорий очень сложный для понимания. Люди эпохи барокко, гуляя по парку, наблюдая за фонтанами, скульптурой, осознавали, что в них закладывал Петр Великий и его современники. Но нам, чтобы узнать эти символы сегодня, нужно изучать множество архивных документов, различную литературу и записки современников. И мы делимся этим с нашими посетителями с помощью книг, экскурсий, путеводителей. Все наши фонтаны, все наши сооружения — это определенная символика, символика торжества человеческого разума над природой. А спустя века, и она обрастает дополнительными смыслами для людей следующих поколений», — поделился начальник редакционно-издательского отдела Александр Белоусов.

Говоря о текущем состоянии фонтанной системы Денис Чекан, заведующий сектором отдела фонтанов и гидротехнических сооружений, отметил: «Уникальность петергофской фонтанной системы заключается в том, что как и 300 лет назад фонтаны работают без единого насоса из-за перепада высот. В 30-ти км отсюда начинается система, состоящая из прудов, каналов, ручьев. Зимой фонтанная система полностью осушается, и если есть какие-то
недочеты, погрешности, все это исправляется фонтанной командой зимой. Но сейчас можно сказать, что фонтаны перезимовали великолепно: никаких проблем с трубами не происходило из-за мягкости зимы».

Справка:
Часы работы парков:
Нижний парк: 9:00-20:00, фонтаны 10:00-19:45
Верхний сад: 9:00-21:00, 10:00-19:45
Александрия: 8:00-20:00
Ораниенбаум: 8:00-20:00

О новом сезоне 2025

 17 мая состоится весенний праздник фонтанов «Самсон. Возрождение». В этом году он будет посвящен воссозданию скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва»
после утраты во время Великой Отечественной войны. Мы уверены, что каждый посетитель Нижнего парка, делая фото с «Самсоном», сохраняет память о нем на века.
Эти кадры хранятся в личных архивах, передаются из поколения в поколение, являются дорогими сердцу воспоминаниями. Чтобы воспроизвести историческое событие, когда жители страны присылали свои фотографии для воссоздания “Самсона”, музей-
заповедник запускает специального бота в телеграме. Благодаря этой акции каждый сможет отправить свои снимки с “Самсоном”, которые станут частью весеннего праздника фонтанов.

 Осенний праздник фонтанов, который пройдет в конце сентября, будет продолжать тему весеннего праздника и расскажет о возрождении Петергофа, но в другом формате и с привлечением современных технологий.

 К 80-летию Победы откроется выставочный проект «Подвиг Возрождения» в Большом петергофском дворце.

 Музыкальные мероприятия:

«Петергоф» впервые присоединится к фестивалю Pianissimo, который призван познакомить широкую аудиторию с академической музыкой и молодыми пианистами в редких и красивых локациях. Летом резиденты фестиваля — российские музыканты, ставшие суперзвездами, и талантливые исполнители из других стран — впервые выступят в Танцевальном зале Большого петергофского дворца.

В июне в рамках фестиваля Мариинского театра «Гений места» в Ораниенбауме вновь прозвучит музыка Игоря Стравинского.
В планах также проведение фестиваля духовых оркестров и других концертов, подробности о которых будут появляться накануне мероприятий.

 Летом 2025 года состоится третий яхтенный поход «Россия на Балтике» как часть совместного проекта музеев-заповедников «Петергоф» и «Музей Мирового океана».Проект будет состоять из нескольких этапов. Кульминацией проекта станет «Мореходная Ассамблея» — зрелищная регата на Финском заливе с парадом парусов и фестивальная программа в Нижнем парке

 «Петергоф» подключился к программе Губернатора Санкт-Петербурга «Серебряный возраст» для пенсионеров: по электронному сертификату уже можно посетить Большой петергофский дворец, дворец “Коттедж”, Большой Меншиковский дворец, а с 26 апреля
— все парки, в том числе Нижний парк, а также Царицын и Ольгин павильоны на островах Колонистского парка

 сохраняется льгота для членов многодетных семей — ежедневное бесплатное посещение всех музеев и парков «Петергофа» (только для граждан РФ и Беларуси).

 сохраняются бесплатные часы для утреннего (с 8:00 до 10:00) и вечернего (с 18:00) посещения.

ююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююодоподводящей системе и фонтанахМузей-заповедник «Петергоф» — это 5 дворцово-парковых ансамблей, 33 музея и более 450
гектар земли. Сегодня Нижний парк украшают более 150 фонтанов и каскадов. Ежедневно в
высокий сезон фонтанная система Петергофа пропускает около 100 000 кубометров воды.
Водоподводящая система Петергофа была создана искусственно для питания фонтанов и
города Петергофа водой в начале XVIII столетия. С 1721 года по сегодняшний день она
безотказно служит для питания знаменитых фонтанов Петергофа. В ряду известных памятников
инженерной и технической мысли XVIII века водоподводящая система Петергофа занимает
особое место.
Система петергофского водовода практически не менялась с середины XIX века. Длина всех
каналов составляет около 40 километров, площадь прудов-водохранилищ – около 100 гектаров.
Водоподводящую систему образуют 40 водных элементов: 18 прудов, 12 каналов, 10 ручьев и
рек. Помимо 150 фонтанов Петергофа, это 140 гидротехнических сооружений (мостов, дамб,
шлюзов), а также сам «путь воды» длиной 27,4 километра.
Уникальность водоподводящей системы как памятника истории и культуры – отсутствие
насосных станций. Благодаря остроумию инженерной мысли, вода течет за счет естественного
перепада высот между Ропшинской возвышенностью и уровнем, на котором находятся
фонтаны Верхнего и Нижнего парка.

/Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»/

«Дороги Победы» в Музее железных дорог России

В Музее железных дорог России начинает работу выставка «Дороги Победы», посвящённая героической деятельности железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Для участия в торжественной церемонии открытия выставки приглашены представители Правительства Санкт-Петербурга и руководство ОАО «РЖД».

В экспозиции будут представлены редкие экспонаты, документы и фотографии: предметы обмундирования и награды железнодорожников, медицинские инструменты из военно-санитарных поездов и устройство для переливания крови, модели артиллерийского транспортера и паровоза Эм №721-83, выведшего первый состав из Ленинграда после прорыва блокады, альбомы фотоснимков разрушений и восстановлений по Октябрьской железной дороге, а также уникальное покрывало, связанное в блокадном Ленинграде.

Погрузиться в атмосферу военного времени поможет сочетание подлинных экспонатов и ярких инсталляций. Архитектурное и художественное решение выставки обеспечит эффект присутствия.

Тематические разделы выставки посвящены обеспечению бесперебойного движения составов, доставке войск, боеприпасов и техники на фронт, масштабной эвакуации населения, промышленного оборудования и культурных ценностей в тыл, жизни в прифронтовых и блокадных городах, работе военно-санитарных поездов, восстановлению разрушенных железных дорог и прибытию поезда Победы на Белорусский вокзал в 1945 году.

Выставка «Дороги Победы» – дань памяти всем работникам железных дорог, без которых Победа над врагом была бы невозможна. Выставка открыта для посетителей с 30 апреля 2025 г. до 31 декабря 2025 г.

/Пресс-служба Музея железных дорог России/

Библионочь-2025

26 апреля просветительская акция «Библионочь» пройдет в России уже в 14-й раз.

В Год защитника Отечества и 80-летия Победы для нее выбрана тема «Свои герои». Библиотеки, музеи, культурные центры и книжные магазины по всей стране представят специальную программу: поэтические вечера, лекции, концерты, выставки, творческие встречи. Собрали для вас самые интересные события Библионочи-2025.

Севкабель Порт объявил дату ежегодной вечеринки «Морская»

В этом году она пройдет в первую летнюю ночь —  с 31 мая на 1 июня — и откроет летний сезон на площадке.

31 мая 2025

С 23:00 до 07:00

Севкабель Порт, Кожевенная линия, 40

Летний сезон в Севкабель Порту откроет масштабная ночная вечеринка «Морская» — та самая, что собирает тысячи людей под открытым небом, чтобы танцевать до первых лучей солнца.  

В этом году «Морская» пройдет в пятый раз и приобретет по-настоящему юбилейный масштаб. Сразу 9 сцен от 9 разных промо-групп займут всю территорию пространства от главного входа до линии моря.

В программе:
1 сцена – Roots United — пионеры рейвов на набережной, создатели PPF и легендарной К-30;

2 сцена – Cava Disco — команда, которая делает самые теплые вечеринки в городе: от disco до pop, с заходами в hip-hop, R’n’B и рок-хитами, под которые невозможно устоять;

3 сцена – Ритмы x EMC — мощная коллаборация клуба «Ритмы» и культового лейбла Electro Music Coalition;

4 сцена – Vtusse — электронный саунд с узнаваемыми мотивами байли-фанка и спид-гаража. В лайнапе — не только диджеи, но и живые выступления с вокальными перфомансами;

5 сцена – TIMEOFNIGHT — команда, чья любовь к drum’n’bass и jungle не знает границ; 

6 сцена – SMENA — танцевальный hard-techno бренд из Петербурга. Бескомпромиссно мощный звук, визуальная строгость и утонченная сценография;

7 сцена – Garage Sail x Kivach Radio — наша родная гаражка в союзе с независимым радио, которое вещает в обход всех систем;

8 сцена – 0 4 3 — экспериментальные вибрации на стыке дарк-джаза и трип-хопа;

9 сцена – Odyssey — путешественники по тонким материям, ловко соединяющие хаус и электронную музыку.

С 23:00 и до самого утра вся территория Севкабель Порта будет открыта только для гостей Морской. Кафе, бары и рестораны на территории будут открыты. 

Напомним, что в прошлом году «Морскую» посетили более 13000 человек в августе и 11000 человек в июне. 

«Морская»  — это не просто вечеринка, а культовое городское событие, которое объединяет друзей и незнакомцев, ритмы и свободу, город и море. 

Билеты на сайте: morskaya.sevcableport.ru 

Фото: https://drive.google.com/drive/u/1/folders/11m0WFr3pPYVqif968hbXfBtOkt_xWCLX

Сайт: https://morskaya.sevcableport.ru/ 

Социальные сети: https://vk.com/morskayaparty, https://t.me/portmorskaya 

Путешествие в Реймс или Ночь в музее

Показанная в Мариинском  театре в середине марта  постановка Большого «Путешествие в Реймс» Россини могла бы стать воплощением  принципа, который знаком большинству любителей оперы  — ничего непонятно, но очень интересно.

Если бы не одно небольшое исключение —  несмотря на запутанность сюжета, версия режиссера Дамиано Микьелетто, при всей своей зрелищности и элегантности, совсем не интересна.  Собственно, и сама одноактная опера Россини, написанная в 1825 году, в начале Реставрации —  композитор как раз и написал ее в честь коронации Карла X  — не может похвастаться  увлекательным сюжетом.  В его центре — компания аристократов, которая едет в Реймс на коронацию, но застревает в провинциальной гостинице, с горя крутит друг с другом романы и пытается  отпраздновать коронацию собственными силами на месте.

Подобное зависание персонажей в вынужденном бездействии, да еще и фрустрация от неудачи больше подходит для экзистенциальной драмы или абсурдистской пьесы, но уж точно не для жанра  оперы-буфф, которую Россини использовал, чтобы порадовать новоиспеченного короля, который посетил премьеру «Путешествия» в Итальянском театре. Неудивительно, что опера успеха не имела. Россини не растерялся и использовал ее фрагменты  для другой своей оперы – «Граф Ори», в результате чего целиком  «Путешествие в Реймс» было забыто до семидесятых годов ХХ века.

Однако современные постановщики  не могут себе позволить пойти путем композитора и замиксовать сюжет про неудачную поездку на коронацию с другой оперой Россини,  скажем с  «Севильским цирюльником» или «Золушкой» и должны искать другие способы удержать внимание зрителей. 

В спектакле Микьелетто, который не является оригинальной постановкой Большого, а был сделан еще в 2015 году сразу для трех оперных театров – Нидерландской национальной оперы,  Королевской Датской оперы и Оперы Австралии – для этого  полностью разорвана связь между сюжетом и постановочной частью. 

Место действия перенесено из провинциальной гостиницы в современную художественную галерею, а персонажами  оперы стали не европейские аристократы, среди которых есть, между прочим, и русский граф, а музейные экспонаты. Теперь итальянский Кавалер Бельфьоре, русский Граф Либенскоф и испанец Дон Альваро  бегают по сцене в коротеньких шортиках, призванных, видимо, изобразить короткие античные туники, а последняя сцена воспроизводит композицию «Коронация Карла» художника Жерара.

Нельзя сказать, что это абсолютно оригинальный прием – его использовал  еще в 2011 году Лоран Пелли в постановке «Цезаря в Египте» во французской  Palais Garnier. Там античные персонажи тоже вылезали из дощатых ящиков для хранения статуй. Но неоригинальность  — небольшая проблема. Режиссер, таким образом, фиксирует музейный  статус, которым обладает опера в глазах широкой аудитории. За прошедшие с постановки Пелли десятилетия этот статус нисколько не изменился, так что заимствование  выглядит уместным.

Тем более что в «Путешествии» для   довершения эффекта режиссер и сценограф Паоло Фантини выпустили на сцену персонажей известных картин – герцогиню Альбу с  муляжом собачки на поводке  с картины Гойи, инфанту Маргариту с веласкесовских «Менин», Ван-Гога без уха и даже Дору Маар с портрета Пикассо в маске с двумя профилями.

Персонажи оперы потешно пугаются кубистской женской фигуры, которая по-крабьи боком передвигается по сцене, и это тоже можно рассматривать как способность авторов зрело оценивать культурный уровень современной публики, ориентирующейся среди популярной классики, но вряд ли способной без подсказки  оценить сложный белькантовый характер партий в «Путешествий».

Однако вся эта игра в стиле голливудского блокбастера «Ночь в музее» совсем не сочетается с подлинной идеей оперы. «Путешествие в Реймс», хоть и  притворяется верноподданническим реверансом в сторону династии Бурбонов, вернувшейся к власти во Франции после наполеоновского правления, но на самом деле является настоящим гимном буржуазной жизни, где самым важным является не сословная принадлежность, а человек с его  частными проблемами.

Неслучайно Карла Х, в честь которого писалась опера, свергли с престола уже через пять лет после премьеры. Герои «Путешествия» только внешне озабочены необходимостью поддерживать свой аристократический статус, для чего собственно им и надо доехать до Реймса, однако  большую часть сюжета они заняты выяснением любовных отношений.

Неслучайно опера   может похвастаться запоминающимися любовными ариями. Но, когда любвеобильный Бельфьоре решает поухаживать  за подвернувшейся ему под руку итальянской поэтессой  Коринной, зрители, вместо того чтобы сосредоточиться  на  их элегантной любовной  дуэли, следят за тем как одетый  в подобие туники  кавалер отнимает у посетителя галереи брюки, чтобы  прилично выглядеть в глазах понравившейся ему женщины. Исполнявшему партию Бельфьоре Алексею Татаринцеву потребовался весь его темперамент, чтобы отвлечь внимание зала от  его голых лодыжек и заставить сопереживать отвергнутому кавалеру.

Другое дело, что далеко не все исполнители справились со сложностью россиневской музыки. Владислав Попов не смог проявить так необходимую четкую артикуляцию в бешенной по ритму арии Дона Профондо «Medaglie incomparabili». А Альбина Латипова, в арии Коринны «Arpa gentil, che fida», с которой ее героиня появляется  в опере, не сумела показать все свои вокальные возможности. Возможно, однако, это было связано с тем, что режиссер заставил ее героиню петь здесь из-за сцены.

Надо признаться, этот прием выглядел очень удачно – погруженная в полумрак сцена, среди которого бродят герои со свечами в поисках источника голоса, меланхолично поющего им о мире и согласии, а в лучах света  танцуют три ожившие статуи. Правда, здесь отчаянно не хватало присутствия на сцене арфы, под чей аккомпанемент поет Коринна. Этот прием вполне соответствовал бы ироническому прочтению, на которое претендует Микьелетто.

Его недогадливость заставила вспомнить легендарную постановку «Путешествия», сделанную в Мариинском театре Аленом Маратра в 2005 году. Легкость и энергия в этом спектакле достигалась не за счет картонных собачек, а с помощью разрушения театральных конвенций.  В частности, Маратра  разместил на сцене весь оркестр Мариинского, заставив маэстро Гергиева выходить на сцену прямо из зрительного зала. Вообще, нужно отметить, что это была незабываемая постановка, которой очень не хватает на сцене Мариинского театра.

В этой пестроте, пожалуй, только Мадам Кортезе Ольги Селивёрстова с ее звучным,  глубоким сопрано создавала целостное ощущение. Правда, в нынешнем варианте постановки  Микьелетто она из энергичной хозяйки гостиницы превратилась, скорее, в плохо воспитанную светскую львицу – бросалась дорогими сумочками и школила прислугу, но впечатления от голоса это не испортило.

/Ирина Сорина/