В центре Шемякина на Садовой улице открылась интересная выставка. В этом году исполнилоь 245 лет со дня рождения Гофмана и 205 лет с момента первого издания его книги со сказками, в которую входил текст Щелкунчика и Мышиного короля.
Двадцать лет прошло со дня премьеры балета, созданного Шемякиным по этому произведению для Мариинского театра. Этим событиям посвящена выставка, на открытие которой приехал Михаил Шемякин. Впрочем, для художника год оказался юбилейным во многом.
На встрече с журналистами Михаил Михайлович рассказал: -50 лет исполнилось, как я был арестован и выслан из Советского Союза, 20 лет моему Щелкунчику, 30 лет памятнику Петру I, который стоит в Петропавловской крепости, 20 лет Петру I в Лондоне на Темзе, 20 лет моему памятнику Дети — жертвы пороков взрослых.
Проделана громадная работа, чтобы сделать свою версию Щелкунчика. Этот балет два десятилетия пользуется успехом. Двухлетняя работа была проделана не зря. Интерес не снижается не только к балету, а к тому как он создавался. К Щелкунчику, и в первую очередь к Гофману, мой интерес появился еще в 1945 году.
Мой отец был военным, и наша семья оказалась в Кенигсберге, где прошло мое детство. В Кенигсберге родился Эрнст Теодор Амадеус Гофман. Мама в детстве читала мне его сказки. В будущем я сталкивался с его книжками, вспоминал. Ах да, это читала мне мама. Я впитал в себя причудливый немецкий дух.
Думаю, когда мне Валерий Гергиев предложил делать балет по Гофману, сначала я разразился громким протестом. Но Валерий сказал, что Гофман мне хорошо знаком, ведь тружусь уже 30 лет над Щелкунчиком, и он уверен, что я сделаю новую версию. И когда я прослушал его версию, то вдруг услышал трагическую симфонию и понял, что нужно вывести балет из состояния праздника, и показывать его не только накануне Нового года, но и летом. За два года работы я влюбился в балет, потом делал и другие балеты.
Прежде всего это Капелия. Столкнулся и с произведениями Стравинского. Щелкунчик сыграл большую роль в моем творчестве. Через два года все гарантировали полный провал. Я узнал, что снежинки будут черными. Появилась статья, где говорилось о том, что Шемякин привозит из Америки экологически грязный снег. Вторая статья вторила — не опасно ли показывать детям спектакль, где много крыс.
Но дети полюбили этот балет. Я помню, как во Франции дети кричали: — Мсье Шемякин, почему мало крыс? Поэтому мы с братом моей супруги, который всю жизнь работает в Голливуде, начали работу на тему Щелкунчика, это мультфильм Крысенок Фреди. Машенька и Щелкунчик. Главный герой — маленький толстопузый крысенок. Работа над Щелкунчиком продолжается.
Экспозиция призвана познакомить зрителя с трактовкой художником одной из самых известных сказок Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» через призму двух постановок «Щелкунчик» и «Волшебный орех». Пространство выставки — это то место, где посетитель превращается в зрителя, а музей — в театр.
/Елена Мартынова/