Несколько лет фонд «Городу и миру» и брасс-коллектив CITY MUSIC BAND рассказывают зрителям о связи музыки с окружающим миром – различными науками и искусствами.
Ольга Мещерякова
Цикл познавательных программ, созданный при поддержке Комитета по культуре, называется «Музыка во всем» и традиционно проходит в Концертном зале РНБ на Фонтанке. Авторы проекта называют свое детище «концертным сериалом», объясняя это определение так: главный герой их программ – музыка, а рядом с ней существуют и находятся в определенных взаимоотношениях другие, не менее важные персонажи. Первая часть «сериала» под названием «Музыка, история, архитектура» для обычного зрителя, пожалуй, самая интересная и доступная. По крайней мере, связь музыки и истории заметна и понятна каждому.
Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии? Ответ на этот вопрос озвучил актер Кирилл Дроздов, исполнявший в этот вечер роль не только ведущего, но и архитектора Джакомо Кваренги. Именно от его лица шел рассказ, который дополняли (читая рэп) и подкрепляли (исполнением популярных мелодий) музыканты CITY MUSIC BAND.
Началось погружение в историю с XX века. Какая музыка типична для него? Фантастические открытия и свершения – от создания рентгена до полета человека в космос – родили яркий, непредсказуемый, интернациональный джаз. Этот новый мир, новое мироощущение, новую политику и экономику увековечила в стекле и бетоне новая архитектура. А заполнил своим звучанием новый музыкальный стиль, который на концерте был представлен «Артистом эстрады» короля рэгтаймов Скотта Джоплина.
Из XX века музыканты «отправились» в Средневековье. Готика, величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Григорианский хорал – монотонный, строгий, как устремленные вверх, в Небеса, готические костелы. В архитектуре, как и в музыке господствовала единая мысль. Ренессанс – это развитие науки и искусства, гармония в архитектуре и интерес к человеку. Как доказательство – Гастольди и его «Всепобеждающая любовь». Барокко – это сложность и пышность форм, расцвет монархии и великолепие замков и соборов. Эту эпоху представляли Вивальди, И.-С. Бах и «Победная труба» Джереми Кларка.
Смену чувств разумом, классицизм с его лаконичностью, простой и строгостью символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Менуэт» Моцарта. Романтизм с его свободой и легкостью – Чайковский и «Фея Драже». А затем зрителей «пригласили» в XXI век. Особый ритм, скорость жизни, драйв, чувственность и смешение стилей создают музыкальный фон нашей жизни, где даже в последних модных мелодиях все чаще можно услышать старые-добрые In the mood и Putting on the ritz.
Второй концерт цикла – «Музыка, физика, химия» – начался с фанфары «Орфей» Монтеверди. Рассказывали (то есть снова читали рэп) сами музыканты, один из них сыграл роль гида-эксперта по столь сложной теме. А именно Альберта Эйнштейна, который «в дополнение к научным изысканиям играл на фортепиано… и давал концерты постоянно». Так зрители узнали, что в древние времена музыка считалась наукой и только при Леонардо да Винчи ее признали искусством. Однако, музыка осталась верной законам чисел, физики и химии.
Звук – физическое явление. Ощущение звука создается только при определенных частотах колебаний в волне. Еще в 17 веке Роберт Бойль доказал, что если из колокола откачать звук, то звучания слышно не будет. В легкой и увлекательной форме музыканты объяснили присутствующим в зале что такое средний регистр, резонанс, акустика, показали процесс настойки музыкальных инструментов. Сопровождением рассказа стала песня «Поезд идет на Чаттанугу» Гарри Уоррена из легендарного фильма «Серенада солнечной долины», «Разве это не неправильно?» американского композитора Фэтса Уоллера и прелюдия из ленты «Властелин колец».
Кроме того, зрители узнали, как развитие физики помогает усовершенствованию музыкальных инструментов. Например, как смотрителем музея музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори был создан рояль. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини, «Иисус, Радость мира» гениального Иоганна Себастьяна Баха, который был не только музыкантом, но и исследователем темперированного звукоряда, а также фантазия композитора и автора всего проекта Ирины Вакуленко «Памяти Артиста» на тему Джо Дассена «Если б не было тебя».
Связь музыки и химии кажется менее очевидной, но и здесь музыканты из CITY MUSIC BAND смогли выстроить логическую цепочку. Ученые давно пришли к выводу: все, что связано с функционированием человеческого организма – это химия. Музыка, например, влияет на деятельность головного мозга. О том, какие сильные чувства и разнообразные эмоции рождают в человеке талантливые мелодии продемонстрировали композиции Эдди Кэлверта «Одиночество» и «Вишня в цвету».
Концерт, прошедший 21 ноября, назывался «Музыка, математика и астрономия». Его участники убедительно доказали, что музыка в принципе построена на числах и ритме, а «гидом» по теме стал Вильям Гершель – композитор и астроном, написавший 24 симфонии и открывший планету Уран. Его «Удивительное благословение» заставляет пожалеть, что из-за увлечения астрономией мир в какой-то момент потерял удивительного музыканта. А еще публика узнала имена ученых, представлявших музыку как математический
сегмент (начиная от Пифагора) и музыкантов, необыкновенно одаренных математически. На концерте прозвучали авторские композиции Ирины Вакуленко, а также мировые хиты: Beale street blues, Let my peple go, What a wonderful world и That’s plenty Лью Поллака.
Завершился концертный сериал 28 ноября бэнд-шоу «Кроссовер фэнтези». Это театрализованное выступление брасс-коллектива, во время которого музыканты (духовые, ударные, флейта) исполняют популярные мелодии джазовой классики и рассказывают зрителям детективно-романтическую историю. Этот формат, как и вся программа «Музыка во всем», создана в легкой игровой форме. Она познавательна, порой очень забавна и ориентирована на самые разные категории публики. Традиционно на это мероприятие приходят как ценители брасс-музыки, так и семьи с детьми, а также пожилые люди.
Для первых подобные программы – это возможность услышать любимую музыку в исполнении профессионального брасс-коллектива, для вторых – расширение кругозора и знакомство со множеством музыкальных направлений, для последних – хорошая альтернатива дорогостоящим концертам классической музыки. Вот уже много лет программы фонда «Городу и миру» остаются очень демократичными и доступными. В этом году в связи с пандемией у публики была возможность увидеть мероприятия совершенно бесплатно – на сайте CITY MUSIC BAND и на портале «Культура. РФ», где программы собрали несколько десятков тысяч просмотров.