3 и 5 октября в Эрмитажном театре состоятся премьеры балета немецкого хореографа Клауса Абромайта в трех новеллах. Это авторский спектакль, созданный для петербургского «Барочного балета Анджолини».
Из танцев итальянского барокко получился «Венецианский карнавал. Комедия масок», из французского учебника танцев — «Людовик XIV — король-танцор», а на музыку, которая звучала при дворе Екатерины II, Абромайт поставил новеллу «Царицы Севера».
7 октября в арт-пространстве «Пальма» (пер. Пирогова, 18) состоится День барочной поэзии. в двух дневных концертах (13.00 и 16.00) художественный руководитель Международного фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин представляет широкой публике свои последние открытия в области поэтической ритмики XVIII века и ее связи с музыкальным движением.
Венцом дня в 19.00 станет мировая премьера и первое обращение фестиваля к русскому придворному театру XVII века. Первое исполнение школьной драмы «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» Симеона Полоцкого – богослова, драматурга, придворного поэта, астролога и наставника детей царя Алексея Михайловича.
Постановщики Данила Ведерников и Андрей Решетин. Исполнители – «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой», костюмы Лилии Киселенко.
Симеон Полоцкий – богослов, драматург, придворный поэт и астролог, наставник детей царя Алексея Михайловича – среди прочих церковных, литературных, педагогических свершений в 70-е годы XVII века написал две школьные драмы: «комедии» в европейском духе с предписанными автором музыкальными фрагментами (материал которых, впрочем, оставался на усмотрение постановщиков).
Хотя свидетельств не сохранилось, обе «комедии», без сомнения, ставились при дворе Алексея Михайловича Тишайшего – просвещенного царя, хорошо знакомого со стилистикой и практикой европейского, в том числе, музыкального театра.
«Комедия о Навуходоносоре» Симеона Полоцкого тематически совпадает со старинным церковным чином Пещного действа, вышедшим из употребления в XVIII веке. Если Пещное действо – своего рода литургическая драма, совершавшаяся в церкви и последнее или предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым, то «Навуходоносор» Симеона Полоцкого исполнялась вне богослужений.
Школьная драма – одна из разновидностей оперы – была призвана «оживить» библейскую историю с назидательной целью. Главное действующее лицо – Навуходоносор и Рассказчик – держит основное внимание зрителя. Диалоги в пьесе – кратки, действие – стремительно. Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то время, когда по его приказу отливают из золота изображение его особы, заканчивается пьеса «игранием», то есть музыкой.
Постановщики «Навуходоносора» Андрей Решетин и Данила Ведерников придерживаются сценических правил барочной школьной драмы, аутентичных жестикуляции и произношения. В спектакле использованы фрагменты чина «Пещного действа», расшифрованного и реконструированного кандидатом искусствоведения Полиной Терентьевой и ансамблем «Сирин» Андрея Котова, в исполнении вокалистов – участников «Солистов Екатерины Великой».
Танцы на музыку французского барочного композитора Андре Кампра ставит Константин Чувашев, ассистент Клауса Абромайта и танцор «Барочного балета Анджолини». Костюмы – модельер Лилия Киселенко.
Подробности и билеты – www.earlymusic.ru
/Ольга Комок,
пресс-служба EARLYMUSIC 2018/