26 мая в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась международная видеоконференция «Ресурсы развития: новый взгляд на управление в образовании». Мероприятие было подготовлено СПб АППО при поддержке Международной ассоциации гуманизации образования и Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования.
К участию присоединились более 500 человек — представители 42 регионов Российской Федерации и шести стран (Республика Беларусь, Украина, Германия, Австрия, Финляндия, Эстония). Среди участников — профессионалы всех уровней образования, а также общественные деятели, представители бизнес-структур и негосударственных образовательных учреждений.
Стратегическую сессию конференции открыл ректор СПб АППО Степан Жолован. В своём выступлении Степан Васильевич отметил, что «в условиях самоизоляции единственно возможным вариантом продолжения учебного и воспитательного процесса явился переход на дистанционное обучение, что создало условия для интеграции всех уровней образования, родительской общественности, бизнеса и общества; появления новых возможностей для использования консолидированных ресурсов функционирования и развития системы образования».
Член-корреспондент Российской академии образования, Генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков отметил, что в связи с условиями самоизоляции и переходом на дистанционное обучение «цифровизация образования, о которой говорили на протяжении последних двадцати лет», за несколько дней была воплощена в жизнь. Родители и обучающиеся столкнулись с непривычной формой организации учебного процесса. Новые условия предъявили требования к квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования.
Участники конференции говорили и об отношении обучающихся к новым условиям, связанным с образовательным процессом. Так, Профессор М.Н. Певзнер, проректор по международной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, отметил большую мотивированность студентов.
Руководитель Главного управления образования автономного территориального управления Гагаузия (Республика Молдова) Наталия Кристева сказала, что вынужденный дистант стал временем возможностей: «Карантин проверил нас на профпригодность, на мобильность, на открытость новым вызовам современности; показал, что только вместе, только в системе мы можем решить эту нелегкую задачу. Такие вопросы не должны решать самостоятельно каждое учебное заведение или каждый учитель. Должна быть целая программа цифровизации образования».
Наталья Кухтова, доцент кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова (Республика Беларусь) отметила важность просоциальной направленности руководителей образовательных учреждений. В просоциальности (в основе которой заложена помогающая деятельность, поддержка) спикер видит ресурс развития организации.
Об оптимальной организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения рассказали представители разных стран: преподаватель колледжа Тапио Сюваойя (город Миккели, Финляндия), международный эксперт, преподаватель Педагогического университета Урсула Маурич (г. Вена, Австрия), а также VIP-гость конференции президент Международной ассоциации гуманизации образования, президент Хильдесхаймского фондового университета, профессор Вильгельм-Ульрих Фридрих (г. Хильдесхайм, Германия). Выступление профессора состоялось после работы шести дискуссионных площадок, на которых обсуждались следующие темы:
1. «Ресурсы системы образования и их эффективность в достижении целей устойчивого развития» (модератор – Константин Романов, профессор, заведующий кафедрой философии образования СПб АППО).
Итогом встречи стал обмен мнениями по ключевым вопросам современного образования, связанным с условиями самоизоляции и дистанционного обучения. Участники отметили, что ограничительные меры, принятые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, когда-нибудь закончатся, однако опыт, приобретённый в нестандартных условиях, пригодится в дальнейшей работе, которая продолжится в стенах общеобразовательных учреждений.
По итогам конференции будет издан сборник научных статей в электронном виде.
Программа видеоконференции