Всё творчество Александра Родченко (1891 -1956) — это постоянный поиск правды, реальности прозрачности. Формы и методы этого поиска разнообразны и начинаются с поиска ракурса, композиции.
Многогранность творца, буйство таланта и безграничность идей у Родченко-живописца, графика, плакатиста признана как искусствоведами, так и обычными зрителями.
Этот незаурядный художник театра и кино, родоначальник дизайна, первой советской рекламы, основоположник конструктивизма, блестящий корреспондент. Родченко — символ советской фотографиии, как В. Маяковский — советской поэзии.
Западные фотографы, звёзды фотографии до сих пор используют приёмы, введённые им в фотографии.
Это был пионер в советской фотографии, один из представителей фотографии нового видения. Он лучше других своих современников видел плоскости, свет, композицию. Легендарный советский фотограф Родченко провёл двадцатые годы с leica в руках, рождая смелые эксперименты с ракурсами, фокусируясь на необычных точках, создавая яркие портреты и образы. Среди них Лиля и Осип Брик, Маяковский, его друзья — художники и режиссёры.
Фотограф создал концентрированный образ матери, простой женщины, прачки. В создании этих портретов-образов, типажей или оригинальных характеров ему помогала жена, художник — дизайнер Варвара Степанова, его единомышленник.
Как художник-дизайнер, она разрабатывала с ним новейшие приемы в живописи, рекламе. Родченко пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства — фотографии.
Родченко сегодня — одна из самых популярных, раскрученных фигур эпохи первой волны авангардизма. Но так было не всегда. В первые десятилетия советской власти было необходимо вывести новую эстетику из творческих лабораторий в массовую культуру, поставив её на службу политической борьбе пролетариата.
Пролеткульт стал базой для художественных экспериментов, футуристы и конструктивисты были объединены для разработки новых форм и видов антибуржуазного искусства.
Но на этом пути были серьёзные камни преткновения. Увидеть быт с другого ракурса, обрести новый взгляд на действительность — иногда это был чересчур честный взгляд художника. В печати появились разгромные статьи, его фотографии были встречены в штыки, особенно «Пионер — трубач» и другие. Родченко — противоречивый гений, но обвинение в плагиате было ошибочным. При жизни его снимки часто использовались для создания плакатов и фотоколлажей.
Экспериментальный подход Родченко навсегда изменил историю фотографии и повлиял не только на современников, но и определил развитие этого вида искусства на десятилетия вперед. 100 лет спустя его приёмы в мировой фотографии стали ярко выраженными, и их по-настоящему оценили только теперь.
Широкое признание пришло только после смерти Мастера и началось оно с выставки 1957 года. Но борьба разных течений в искусстве мешала увидеть подлинные достоинства художника — «увидеть в самом обыкновенном необыкновенное».
На выставке в Доме Радио, где представлено 58 его работ двадцатых-тридцатых годов, можно увидеть и даже приобрести альбом «Александр Родченко. 1920-1930» — новое издание, в которое включены работы Мастера из коллекции семьи Карисаловых и предcтавленное Галереей Люмьер и Фондом STILL ART.
Выставка открыта по 9 января 2022 года.
/Татьяна Косарева/