29 апреля 2022 года в Санкт-Петербургском Драматическом Театре графини С. В. Паниной состоялся моноспектакль «Голоса» режиссера Евгении Лыковой по мотивам очерков белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года, Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
Спектакль получился невероятно пронзительным и живым! Голоса женщин, чьи истории звучали со сцены в этот вечер, были искренними и честными. Их эмоции притуплены, потому что боль от пережитых ужасов и потерь слишком велика. Но, возможно, именно такое понятное желание очевидцов забыть о войне, привело к тому, что мы наблюдаем сегодня.
Мы не имеем права о них забывать, и тем более стирать с лица земли памятники и разорять их могилы! Когда я смотрела спектакль, плакала. Но мои слезы были не только о тех, кто говорил о своей боли. Мне стало ещё больнее из-за новостей, которые мы видим последние два месяца, когда имена этих удивительных людей вырывают с корнем те, кого они когда-то спасали ценой своих жизней!
Я безмерно благодарна Евгении Лыковой и Евгении Любимовой, исполнительнице всех ролей, за этот спектакль! Благодаря вам мы продолжаем помнить и чтить тех, благодаря кому сегодня можем быть родителями, обнимать своих детей, свободно ходить по улицам, любить и дышать полной грудью. На подвиге предков построена вся наша мирная жизнь. Безумие, что чудовище нацизма вновь шагает по земле, уничтожая на своём пути все живое!
Светлана Алексиевич была права, когда говорила, что если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая… И сегодня мы это наглядно видим.
Это очень страшно! Но слезы подростков, которые в этот день присутствовали на спектакле, включая мою 11-летнюю дочь, давали надежду на то, что все еще будет хорошо. Как ни странно, но в зале было больше именно девочек. И со сцены звучали голоса девочек, чьё детство отобрали: им пришлось внезапно и безвозвратно повзрослеть, стать и быть храбрыми, чтобы спасти каждого из нас.
Нашим девочкам, девушкам и женщинам пришлось стать гораздо сильнее мужчин. Они сражались ничуть не хуже мужчин. И я твердо убеждена, что пережить им пришлось больше, чем мужчинам. Те, кто был в тылу, претерпевал отнюдь не меньше, а может и больше тех, кто был на передовой. Но именно женщины после всего пережитого продолжили дарить жизнь новым людям!
Я абсолютно уверена, что русские выиграли эту войну лишь благодаря общности: народов, полов, возрастов и идеалов. Не было никакой разницы, кто ты, если ты — Человек. Свою лепту внес каждый. Например, мой дедушка с 8 лет каждую ночь во время Блокады Ленинграда дежурил на крышах домов вместе с младшим братом, голыми руками сбрасывая горящие фугаски с крыш, а я в 40 боюсь высоты. Для меня это ЛЮДИ! И мне стыдно за то, что мы так и не стали достойны Их памяти и подвига…
Человек, забывая свою историю и теряя корни, перестаёт им быть, становясь просто биологическим видом, чьё стремление к сытому комфорту подминает под себя все.
Евгения Любимова потрясающе выступила за женщин, чей подвиг навсегда вписан в силу нашей Земли-Матушки. За 1,5 часа Евгения показала невероятный калейдоскоп судеб и лиц, которые стали для нас надёжным тылом и фундаментом. То, как она практически с минимумом реквизита, в простых аутентичных декорациях, создавала нового персонажа, через мимику, жесты, голос, говор, походку и позу, не только раскрывало историю ее героинь, но и их характер.
Несмотря на огромное количество боли, которое мы слышали, спектакль оставляет очень светлое чувство. Если мы будем двигаться сообща, плечом к плечу, все будет хорошо! Мы вновь обретём наши пошатнувшиеся опоры, и сможем выстоять, когда сама жизнь будет их вновь испытывать на прочность.
Для этого нам нужно лишь раскрыть крылья, которые ценой своих жизней нам подарили наши предки.
/Татьяна Преснякова/