Симфонический оркестр musicAeterna в Большом зале Филармонии

30 декабря в канун Нового Года Теодор Курентзис дарит петербуржцам долгожданный концерт. Несмотря на петербургскую прописку, оркестр редкий гость на нашей сцене. На этот раз прозвучит музыка Вагнера. Прозвучат увертюры из его опер «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль», «Лоээнгрин», вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда».

Оркестр Рихарда Вагнера — самостоятельная, едва ли не главная действующая сила в его операх. Сопрано, тенора и басы рвутся к счастью, томятся, мечтают, страдают и умирают, но именно оркестр «объясняет», что ими движет. Тончайшие душевные устремления, малейшие колебания эмоций, неизъяснимые, но от того лишь более мощные психологические бури рождаются в оркестре и побуждают оперных героев к действиям — созидательным или саморазрушительным.

Симфонический язык Вагнера — текучий, безмерно богатый, полный открытий в сферах гармонии, композиционных приемов, инструментовки — служил предметом восхищения современников не менее, чем его революция в области музыкального театра.

Николай Андреевич Римский-Корсаков писал: «Инструментовка и экспрессия у Вагнера доведены до высшей степени художественной выразительности. Ни с чем не сравнимый его колорит, изобилие оттенков, его удивительные нарастания и уменьшения звучности, блеск и поразительная сила его оркестра – поистине изумительны. В этом отношении можно быть с ним равным, но превзойти его нельзя».

В оперных увертюрах Вагнера оркестр не столько выходит на первый план (он не покидает его на протяжении любой оперы), сколько представляет своего рода дайджест музыкальных событий последующего спектакля.

В увертюре к «Тангейзеру» сонатное allegro с вакхической музыкой из грота Венеры обрамлено суровым хоралом пилигримов и мотивом покаяния. «Вступление и Смерть Изольды» — самостоятельный оркестровый опус Вагнера, созданный им в 1862—1863 годах и впервые исполненный в Санкт-Петербурге — соединяет основные точки напряжения оперы: оркестровое вступление, по словам Ромена Роллана, «…это вечное желание, которое жалобно стонет, набегает и разбивается без конца, подобно морским волнам», в то время как вторая часть оркестрового сочинения — финал оперы, Liebestod или «Смерть Изольды» – построена на мотиве блаженной смерти, достигающем экстатической мощи, а затем и катарсиса.

В увертюре к «Нюрнбергским мейстерзингерам» основные темы оперы сплетаются в изобретательной полифонической форме, примиряя между собой миры цехового музыкального мастерства и личного творческого вдохновения. Вступление к «Парсифалю» разворачивается так же медленно, как сам спектакль, который композитор именовал «торжественной сценической мистерией», и представляет слушателю темы Любви, Копья, Грааля и Веры.

Тему Священного Грааля раскрывает и увертюра к «Лоэнгрину» — одно из самых широко известных концертных произведений Вагнера, поэтично описанное Шарлем Бодлером: «Помню, как с первых же тактов я ощутил одно из тех счастливых состояний, которые почти все наделенные воображением люди переживают в грезах, во сне. Я почувствовал себя свободным от уз тяжести, и память вернула мне то великое блаженство, что разлито в горних сферах».

Концерт пройдет в Большом зале Филармонии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *