28 января 2023 года в Санкт-Петербургском Академическом театре Комедии имени Акимова состоялась премьера спектакля «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского в режиссуре художественного руководителя театра, Заслуженного деятеля искусств России, Татьяны Казаковой. Постановка спектакля приурочена к 200-летию со Дня рождения автора.
Сюжет пьесы известен нам ещё со школьной скамьи: неудачливый трагический актер Несчастливцев волею судеб оказывается в доме богатых родственников, где попадает в самую гущу событий. Теперь он не просто свидетель множества неприглядных поступков, ему и самому придется сделать выбор, дабы определить свою дальнейшую судьбу.
Спектакль получился замечательным! В нем есть все, что нужно для отличной постановки: бережное отношение к первоисточнику, смысловая нагрузка, классическая постановка, превосходный актерский состав и актуальность на все времена. Порядком устав от новомодных тенденций, я получала невероятное удовольствие.
В спектакле упор сделан на актерских работах, что, безусловно, замечательное решение. Если честно, у меня глаза разбегались, на кого из артистов смотреть, настолько они замечательно раскрыли своих персонажей.
Удивительно минималистическая сценография спектакля также отвечала этой задаче, выводя на передний план героев, их внутренний мир и взаимодействие друг с другом. Лес на сцене был представлен в виде стилизованных подвижных зеленых столбов. Они напомнили мне кегли для боулинга или фигуры на шахматной доске: как будто сама жизнь вынуждала героев принимать непростые решения.
Костюмы героев может и не полностью соответствовали эпохе повествования, но были максимально к ней приближены, и дополнительно раскрывали характеры своих обладателей.
Я восхищена игрой актеров! На каждого из них можно смотреть бесконечно.
Заслуженный артист России Сергей Кузнецов в роли актера Несчастливцева был великолепен! Оставшись у разбитого корыта и обретя временное пристанище в доме родственников, его герой сумел выбрать правду и пожертвовать своим благополучием ради двоюродной сестры. Он сумел сыграть такую невероятную гамму сомнений, переживаний и чувств, что ему невозможно не поверить. Несмотря на то, что Несчастливцев беден, его душа богата, а трагическая нотка чем-то напомнили гамлетовские нотки.
Виталий Кузьмин в роли актера Счастливцева – хитрый плутишка и удачливый шельмец. Казалось, ему любое море по колено, настолько органично он принимает все, что посылает ему судьба.
Народная артистка России Эра Зиганшина в роли помещицы Гурмыжской – звезда спектакля! Шикарная женщина! К ней испытываешь неподдельные влечение и интерес независимо от возраста. Я охотно верю в то, что она вызывает трепетные чувства в сердцах всех мужчин.
Но выбрав жениха себе под стать, ее героине придется довольствоваться лишь вожделенному статусу супруги. Именно она, несмотря на присутствие в доме актеров, отвечала в спектакле за фарс: ее любовь к деньгам, власти и юным красавцам, вызывали смех.
Елена Мелешкова в роли Улиты — мастер делать непревзойденными роли второго плана. Ее образ получился запоминающимся и ярким. Ключница своей хозяйки, она проводила все свое время в поисках информации для нее. И, когда у ее героини появился шанс устроить свое женское счастье, она выбрала проторенный путь и как старуха из «Золотой рыбки» вернулась к началу.
Лакей Карп в исполнении Народного артиста России Валерия Никитенко был чудесен! Он, как старый дуб и ангел-хранитель всей усадьбы и его обитателей. Он никогда не оставит своего места, к которому за годы службы прикипел всем сердцем, словно дерево, корнями. Но он видит и понимает все, что происходит. От его мудрого взгляда ничего нельзя утаить, а чести и достоинства в нем гораздо больше, чем в его господах. Его роль вызвала у меня такую массу умиления, особенно в финальных сценах, что захотелось его даже обнять.
Аксинья в исполнении Дарии Лятецкой замечательно сыграла девушку на грани нервного срыва. Предыстория ее жизни непростая, и теперь она настолько сильно хочет сбежать из-под власти ненавистной тетки, что буквально не разбирает дороги. Жаль, что она не воспользовалась предложением Несчастливцева стать актрисой, выбрав замужество с человеком, который не способен на поступки. Уверена, что счастливой она уже не станет.
Отец и сын Восмибратовы – сами себе на уме. Эти своего не упустят, а любовь для них обоих – это излишнее роскошество и траты. С одной стороны их можно понять: надо и о будущем озаботиться, но с другой — их искренне жаль, потому что они не в состоянии разглядеть самого главного. Александр Корнеев, который в гриме невероятно напоминал Льва Дурова, и Александр Матвеев прекрасно справились со своими ролями.
Владислав Несин в роли Буланова отлично сыграл изворотливого и смазливого альфонса. С Раисой Павловной они составили достойную пару.
Все происходящее на сцене Театра Комедии имени Акимова было настолько глубоко и ёмко, что максимально отражало суть произведений Островского. Его острый ум всегда отзывался в сердцах читателей вопросом о том, кто мы на самом деле: артисты или комедианты. Несчастливцев и Счастливцев смогли на него ответить. Они единственные из героев, кто сумел выйти из этого болотистого бурелома людьми.
Теперь дело за нами!
/Татьяна Преснякова/