В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке — Цирке Чинизелли – потрясающая шоу-программа «Страшная сила» братьев Запашных».
По словам исполнительного директора цирка Валерии Ворониной, народных артистов России братьев Аскольда и Эдгарда Запашных с их новой программой в Петербурге с нетерпением ждали четыре года, и наконец-то появилась возможность увидеть это «действительно очень масштабное зрелище с сильной трюковой и постановочной частью (грандиозные декорации и видеоинсталляции, световые, лазерные и пиротехнические спецэффекты и т.д. и т.п.»
Программа придумана и подается как «живое кино» по мотивам
голливудских фильмов «Индиана Джонс», «Лара Крофт», «Мумия».
Эдгард и Аскольд предстают в образах колоритных благородных
стражников некой параллельной цивилизации.
На днях братья Запашные дали необычное представление – открытую репетицию. На сей раз Аскольд и Эдгард на манеже провели весь вечер и преимущественно выступали в роли ведущих.
Они комментировали происходящее, отвечали на вопросы зрителей.
При этом приоткрывали профессиональные секреты.
Конечно же, к микрофону преимущественно тянулись юные зрители, которых прежде всего интересовало, как создаются цирковые номера,
насколько сложно и опасно исполнять тот или иной трюк, насколько
опасны хищники, которыми всю жизнь занимаются братья Запашные – дрессировщики не в первом поколении.
Первыми продемонстрировали мастерство — мастерство
верховой езды — опытные жокеи. Они как бы показали пример
потенциальным добровольцам из числа зрителей. Несколько таких
нашлись. Им было предложено проехать круг, стоя на спине у
лошади. Сразу скажем: даже подняться в рост ни у кого не
получилось.
Иные попытки сделать это вызывали гомерический хохот зрителей. Когда, например, физически очень крепкий мужчина (бицепсы распирали короткие рукава футболки!), сорвавшись с лошадиной спины, какое-то время кружил («плавал»!) над манежем как в невесомости. После чего страховочная команда посредством лонжа (страховочного троса) позволила ему встать на ноги, но уже на ковер, покрывающий манеж. Попутно заметим: техника безопасности – в этом могли убедиться все – была безупречная.
Единственной «зрительской» удачей, был, вызвавший шквал
аплодисментов, проход девушки по натянутому под углом канату.
Кстати, чуть позже Аскольд на этот канат «подсадил» Эдгарда:
мол, давай, братец, вспомни молодость. Эдгард Вальтерович, невзирая на отнюдь не юношеский возраст (сорок семь) и на занимаемую высокую должность – с 2012 года он генеральный директор Большого Московского цирка, прошелся по канату!
Справедливости ради, следует сказать: не всегда все получалось и у профессионалов. Зрители могли и не заметить «проколов», да
артисты сами признавались, что, дескать, в таком-то месте было потеряно равновесие, а здесь «я чуть-чуть поторопился». Номер
повторялся. Вторая попытка – под бурные аплодисменты – оказывалась удачной.
В антракте братья Запашные смогли буквально десять минут
уделить журналистам – ответили на вопросы; к сожалению, не все они касались программы.
- Что важнее – труд или талант? – поинтересовалась девушка,
явно представитель молодежного издания. - Я бы не разделял, — сказал Эдгард. Аскольд перехватил
инициативу: - Талант очень немаловажен – он дает возможность определить,
есть ли продвижение, куда направить свои силы, что будет более
эффективно, но труд следующим уже шагом решает реально,
насколько ты будешь успешным человеком в любой деятельности, чем бы ты ни занимался – работаешь ли на заводе, либо представитель творческой профессии, как мы.
Эдгард не согласился с братом: - Я бы немножко по-другому ответил. Мне кажется, самое главное – это труд. Талантом ты можешь быть обделен, что-то по природе по твоей не дано тебе, но через усилия, ты сможешь это преодолеть. Есть много трудолюбивых людей, которые доказали, что, когда в них не верили, они все равно смогли многого добиться.
- Для меня на первом месте всегда был труд, но если при всем при этом человек еще и талантлив, значит успех гарантирован. Но я больше уважаю людей, которые по настоящему много работают.
Конечно же, не обошлось без вопроса о «безжалостном отношении к животным».
Аскольд: - Вы, наверное, находитесь здесь сегодня для того, чтобы все
увидеть своими глазами, в том числе, как дрессировщики работают с животными.
Эдгард: - Будет лучше, если вы сделаете собственный вывод, чем, если
мы вам будем говорить.
Программа (напомним) называется «Страшная сила».
Закономерным был вопрос про страх: «Вы все еще боитесь
(хищников)?»
Эдгард: - Страх – чувство хорошее, которое должен испытывать каждый
человек, здоровый человек. В детстве хочется избавиться от всего того, что у тебя вызывает какие-то неприятные чувства – от страха, от боли. Но наш организм так хитро устроен, что все это нам очень нужно. - Если бы мы не испытывали страха, то мы бы, наверное, подвергали себя особой опасности. Подойти к тигру и бесстрашно сунуть ему руку в пасть? Да он просто руку откусит. Чувствовать страх – это нормально. Другое дело, что нужно научиться таким людям, как мы, работающим постоянно с риском для здоровья и жизни, не давать страху перерастать в панику. А так, конечно, я могу сказать, что я своих тигров иногда боюсь, если они проявляют себя по своей природе. Потому что по природе своей они все-таки 200-300-килограммовые убийцы. Нужно всегда это помнить.
Во втором отделении на огороженный сеткой манеж вывели
десять тигров и двух львов. Зрители убедились, что дрессировщикам действительно нужно проявлять уверенность и настойчивость в работе с животными. Братья показали, как они «чухают» (чешут) животы тигров. Особого внимания, конечно же, заслуживает номер, кстати, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, — «Прыжок верхом на льве».
Этот номер достался братьям Запашным от отца. Вальтер
Михайлович первым в мире «оседлал» льва, но прыжок он совершал со страховкой. Аскольд — без! В одном из интервью он признавался: «Каждый раз после исполнения прыжка, я благодарю Бога за то, что сегодня остался жив».
Трюк выполняется на двух платформах – огромных
модифицированных «рейнских колесах». Расстояние между ними – более двух метров.
Сначала дрессировщик осторожно пробует садиться на льва, когда тот лежит. При этом царя зверей кормят мясом. Когда лев
постепенно привыкает к необычному ощущению наездника на спине, его поднимают и «побуждают» к прыжку. Трехсоткилограммовый лев Майкл, который исполняет этот трюк, выделяется редкой добротой.
Комментируя трюки, либо готовя животных к ним, братья
Запашные раскрывали секреты дрессуры. Эдгард говорил, что
неправильно как очеловечивать животных, так и видеть в людях, работающих с ними, зверей.
Аскольд вспомнил слова отца: «Если ты однажды серьезно
ударишь животное, то даже представить не сможешь, как оно тебе ответит».
Хищников, возлежащих на барьере вокруг манежа, поощрили
кусками мяса – такими большими, что какие-то остались
недоеденными…
В конце открытой репетиции братья Запашные пообещали
время от времени повторять «полюбившийся зрителям формат,
который очень помогает сблизиться с цирком».- Открытая репетиция – новый, хорошо подзабытый, формат
представления. Папа первым из цирковых сделал его. На протяжении лет так тридцати подобной практики не было. Мы с братом ввели эту уже традицию для того, чтобы как можно больше дать правдивой, правильной информации, чтобы зрители могли задавать вопросы и что-то даже попробовать делать самим, — сказал Эдгард Запашный. - —
Сложность заключается прежде всего в импровизации. Фактически нет ничего заготовленного. Есть план, которому мы следуем, какие жанры показать, какие артисты будут выходить на манеж, но все, что будет происходить дальше, — абсолютно полная импровизация. -
Сложность и в том, как сохранять контакт с публикой, чтобы публике было интересно, как сделать, чтобы зрители, попробовав свои силы, остались живы-здоровы.
/Владимир Желтов/