Стремительно летит время, и уже позади празднование 80-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, остались позади грандиозные торжества в связи с этим.
Но мы помним о блокаде всегда, вчитываемся, снова узнаем как вели себя люди в то время. В Эрмитажном театре состоялась премьера спектакля «Живые картины блокады», совместный труд Эрмитажа и театра Балтийский Дом. Сценарий пьесы построен по письмам, дневникам, воспоминаниям сотрудников Эрмитажа.
Оказалось, что живые свидетельства того времени – лучше всякой литературы. Это результат большой работы музея и театра. Режиссер спектакля Игорь Коняев на премьере спектакля сказал, что блокадный Эрмитаж – это сплошная территория любви. Поэтому столько замечательных людей, которые спасали друг друга, сохраняли сокровища и не думали о подвиге. Подвигом была их жизнь.
Спектакль начинается сценами мирной жизни 21 июня 1941 года. Актеры в белых одеждах. Это прием художника спектакля. Но в 12 часов 22 июня из репродуктора прозвучало сообщение Молотова, который по поручению Сталина сообщил населению о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Мирная жизнь закончилась, началась война. Актеры сменили одежды на черные. Зазвучали звуки сирены воздушной тревоги, стали слышны разрывы бомб.
Один из героев спектакля — директор Эрмитажа Иосиф Орбели. В день объявления войны он собрал всех сотрудников и сообщил им о немедленной подготовке к эвакуации картин. Уже на следующий день упаковывать ценности стали 150 сотрудников музея, 250 членов их семей, курсанты, солдаты, добровольцы. Уже 1 июля из Ленинграда отправился первый эшелон с культурным наследием через Вологду, Киров, Пермь в Свердловск в безопасный регион.
Работы по упаковке вещей велась круглосуточно, спали по очереди. Но операция по спасению картин на случай войны была продумана Орбели еще с 1938 года. Живописные полотна вынимали из рам, а пустые рамы оставались на своем месте. Это мудрое решение позволило после блокады восстановить музей за 18 дней.
В ходе спектакля зрители узнали личные судьбы египтолога Ревекки
Рубинштейн, Ариадны Шмидт, филолога-арабиста Анны Беловой,
сотрудницы отдела Востока Глафиры Балашовой, художницы Веры
Милютиной и других свидетелей того времени. Драматична была отправка на большую землю детей сотрудников Эрмитажа.
Когда дети после войны вернулись в Ленинград, не все смогли встретиться с родителями, которые погибли от голода и обстрелов. Сирот приняли в свои семьи, усыновили оставшиеся в живых сотрудники.
Режиссер включил в постановку воспоминания пианиста Александра Каменского, который выступал для ленинградцев в осажденном городе сотню раз. Музыкант работал в отделе нотных рукописей Эрмитажа. Однажды к нему с мольбой обратилась девушка и попросила его сыграть на фортепиано у постели умиравшей от голода матери. В темной обледенелой квартире стоял потрескавшийся рояль, а рядом на постели лежала иссохшая от голода женщина.
Пианист выполнил просьбу, исполнив в промерзшей квартире Шопена, последнее, что уходя из жизни, с улыбкой услышала женщина.
Среди персонажей есть и советский археолог востоковед Борис Борисович Пиотровский. С 1964 по 1990 год он был директором Эрмитажа. В январе 1941 года принимается решение о подготовке подвалов для бомбоубежищ.
По документам в них жили порядком 900 человек. По воспоминаниям Бориса Пиотровского — около 2 тысяч. Это были не только сотрудники Эрмитажа, но и члены союзов художников и архитекторов. В подвалах люди продолжали вести свою научную жизнь, их работы были опубликованы после войны.
Борис Пиотровский свою научную работу о культуре и истории древнего государства Урарту писал при свете коптилки после ночных дежурств. А по решению Орбели, в блокадном Эрмитаже прошли два заседания, посвященные юбилею азербайджанского поэта Низами.
А вторая конференция была посвящена тюркскому поэту Алишеру Навои. Ни в одном городе Советского Союза, включая Москву, подобных акций в это время не проводилось, а в блокадном Ленинграде состоялись.
Да, поразительно, но за 18 дней Эрмитаж был восстановлен. Благодаря тому, что рамы оставались всю блокаду на своих местах, живописные полотна были вставлены в них очень быстро. Эрмитаж вновь начал работу еще до окончания войны.
Для посетителей двери открылись 8 ноября 1944 года. Людям показывали временную выставку картин, оставшихся в период блокады в Ленинграде. Ровно через год, когда закончилась, война музей полностью открылся.
Финал спектакля жизнеутверждающий. Авторы спектакля, актеры, опять в белых одеждах, а с ними сотрудники музея, зрители в финале спектакля исполнили гимн Эрмитажу, который знают все ленинградцы-петербуржцы: об атлантах, которые держат небо на каменных руках.
/Елена Мартынова/