12 сентября Дом Радио открывает просветительский проект «О глуби и глади: в пространстве экранов». Центральным событием цикла, созданного в рамках кинонаправления Дома Радио, станет одноименная выставка, которая пройдет в Центре Art & Science ИТМО с 10 по 30 октября. В преддверии открытия экспозиции и в течение выставки зрителей ждут бесплатные кинопоказы, лекции, дискуссии и перформансы.
В 2024 году просветительская программа Дома Радио посвящена электричеству — феномену, который рассматривается с естественно-научной перспективы, а также с перспективы искусства и философии.
В мае в рамках философского направления Дом Радио совместно Центром Art & Science ИТМО открыл цикл интермедиальных лекций ēlektron с участием философов, композиторов-резидентов Дома Радио и приглашенных звуковых художников. Проект кинонаправления «О глуби и глади: в пространстве экранов» продолжает исследование темы года.
Проект исследует экран как важную часть истории кино и искусства и предлагает зрителям поставить экран в центр своего опыта, посмотреть на него не как на функциональную поверхность, на которой может разворачиваться искусство, но как на самоценный художественный объект, живо отзывающийся на изменения в мире.
Откроется публичная программа цикла 12 сентября кинопоказом российской премьеры фильма «Равнины» Дэвида Истила.
Трехчасовой полнометражный дебют австралийского режиссера будет представлен в пространстве Левашовского Хлебозавода. «Равнины» открывают публичную программу проекта «О глуби и глади: в пространстве экранов», потому что его главный герой — окно.
Фильм позволяет сменить привычный фокус кинотеории и поразмышлять об окне как метафоре в первую очередь экрана, а не фильма. Как границы экрана соотносятся с границами изображения? Что попадает в эти границы? Обладает ли экран проницаемостью и какой может быть его поверхность?
Режиссер Дэвид Истил показывает жизнь человека только через его поездки с работы домой и будничные разговоры. Лаконичность изображения и событийная скудность концентрируют взгляд на деталях. В кадре спины пассажиров и вид на лобовое стекло с задних сидений машины: зритель смотрит в окно, в зеркало заднего вида, в котором отражаются глаза водителя, на дисплей приборной панели.
21 сентября просветительскую программу продолжит лекция психоаналитика Виктора Мазина «От экрана сновидений к машине сновидений».
Лекция будет посвящена разнообразным психотехнологическим экранам — экрану сновидений, экрану фантазма, экрану галлюцинаций, экрану картины, экрану машины сновидений. Экраны будут рассмотрены как объекты, призванные технически представлять субъективные состояния человека и одновременно выступать в роли защиты от того, что Лакан назвал реальным.
26 сентября на лекции «Кино на экране, экран в кино: о поверхности и изображении» свое видение темы представит куратор кинонаправления Дома Радио Даша Чернова.
Фильм и экран неразделимы, и пока кино развивалось от водевильных аттракционов к масштабным звуковым и цветным драмам, к 3D-фильмам и скринлайфу, экран тоже прошел свой путь изменений.
Кинематограф мигрирует с белой стены на огромные экраны кинотеатров, обустраивается на экране небольшого ноутбука, а иногда просачивается на сенсорные дисплеи смартфонов. Как кино взаимодействует с поверхностью, на которой проецируется, как рефлексирует о ней? Учитывает ли оно материальность экрана, его фактуру, размеры, мобильность, другие контексты использования?
С 10 октября по 30 октября в Центре Art & Science ИТМО будет представлено центральное событие проекта — выставка «О глуби и глади: в пространстве экранов».
Выставка — результат лаборатории для видео- и медиахудожников, которая прошла в июле этого года. Лаборатория проводилась состояла из лекций, дискуссий и ридингов, ведущими которых были кураторы, художницы и исследовательницы.
После прохождения лаборатории и индивидуальной работы с кураторами художники создали девять проектов, осмысляющих природу экрана, его пластичность и податливость для экспериментов с проекциями.
Каждый участник лаборатории развивал свою личную практику, будь то интерес к big data, науке, звуку, диджиталу, поэзии, взаимодействию природы и технологий. Выставка представит экран как пластичный объект, интегрирующийся в десятки художественных практик, и позволит заглянуть за границу концепта экрана как пространства для репрезентации изображений.
В пространстве Центра Art & Science ИТМО будут представлены звуковая скульптура, проекты, совмещающие аналоговые и традиционные медиа с генеративной графикой и VR, альтернативные экранные поверхности, вручную созданные пиксели, интерактивные пространства и видеоработы.
Во время выставки, 15 октября, пройдет дискуссия «Пористая граница экранных медиа» с участием Христины Отс, Даши Черновой, Аси Каплан, Надежды Бей и Алины Латыповой.
Кураторы, художницы и медиа-исследователи рассмотрят, как трансформировалась концепция экрана сегодня, проследят истончение рамки традиционного кинематографического экрана и растущую текучесть цифровых медиа. Участники дискуссии обсудят, как экспериментальное кино пыталось выйти за пределы экрана и как медиахудожники использовали «ошибки» для исследования его материальной поверхности.
В предпоследний день работы выставки, 29 октября, в Центре Art & Science ИТМО состоится лекция и перформанс, посвященные видеосинтезу и видеомоддингу с DIY-видеосинтезатором Веры Баркаловой и Максима Анпилогова.
Дуэт аудиовизуальных художников, работающих под псевдонимом barkal x wiiu wiiu, сами создают видеосинтезаторы и генерируют абстрактные, сбоящие, искрящиеся видео. На встрече они расскажут, что такое видеосинтезе, как его появление вызвало рост интереса к видео как к художественному медиуму и исследованию его возможностей сочетаться со звуком и другими медиа.
Зрителей также ждет перфоманс с DIY-видеосинтезатором, в котором художники используют классические техники видеоискусства и разработанные самостоятельно. После него зрители смогут заглянуть внутрь устройства, изучить, как оно устроено, чтобы вдохновиться на собственные эксперименты с самодельными синтезаторами.
Пресс-служба
Дом Радио