Михаил Глинка «наполнил свои произведения поэзией народного творчества»

Glinka-21 июня 2020 года исполняется 216 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, великого композитора, основоположника русской национальной оперы, автора всемирно известных опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». В электронной коллекции «М. И Глинка (1804–1857)», представленной на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованиями биографов-музыковедов, очерками и изобразительными материалами, посвящёнными основоположнику национального направления в развитии русской музыки середины XIV столетия.

С 1817 года Михаил жил в Петербурге и учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, и его гувернёром стал поэт, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер.

В 1830 году Глинка впервые поехал за границу – через Германию и Швейцарию в Италию. Началось постижение блестящей итальянской, а затем и прочей европейской культуры. После знакомства с Беллини, Доницетти, Берлиозом он начинает развиваться как композитор.

В хранящейся в Президентской библиотеке электронной копии ежемесячного исторического издания«Русская старина. Г. 5 1874, Т.9, [Кн.4, апрель]»опубликованы записки Глинки того периода.

Будучи за границей, он вошёл также в соприкосновение «с величайшей серьёзностью немецкой музыки», – рассказывает Алексей Грузинский в издании «М. И. Глинка» (1904). Пробудившееся национальное самосознание с тех пор не покидало русского музыканта. Он понял, что творчество композиторов разных стран основывается на животворящем народном мелосе.

Мысль о создании национальной оперы завладевает его воображением.

В книге Василия Авенариуса «Создатель Русской оперы, Михаил Иванович Глинка» (1903) из фонда Президентской библиотеки описано, как создавался шедевр.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября 1836 года (по ст. стилю). В зале среди многих друзей Михаила Ивановича был и Пушкин.

«„Невозможно описать, говорит Глинка, моих ощущений в тот день, в особенности перед началом представления“… Публика, от которой ломился театр, дружно и много аплодировала, – читаем в упомянутом выше издании «М. И. Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность». – Эффектный же эпилог поразил даже самого автора. „Я был в чаду, пишет он, и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес“. Вслед за тем Глинку позвали в боковую императорскую ложу. Государь благодарил его…».

Незадолго до гибели Пушкина Михаил Иванович успел посвятить его в свои планы написать оперу по сюжету «Руслана и Людмилы».

«Весною 1842 года приехал в Петербург концертировать Ференц Лист и как раз на „Руслане“ показал своё феноменальное искусство: в салоне графа Виельгорского он прямо с листа сыграл всю громадную оперу,.. а затем отозвался с безусловной похвалой как о мелодичности оперы, так и о её фактуре», читаем в книге Василия Авенариуса «Создатель Русской оперы, Михаил Иванович Глинка».

Комментируя появление на русской сцене оперы «Руслан и Людмила», композитор Асафьев в своём музыковедческом исследовании «М. И. Глинка» отмечает главное: «Глинка воспевал то же, что и Пушкин: свет разума и ясность мудрости, и так же, как и великий русский поэт, памятуя о сокровищах человеческого сердца, ибо вне их дыхания нет ни музыки, ни истинной поэзии».

Место Михаила Глинки в отечественной культуре точнее других определил критик Владимир Стасов: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *