«Процесс» Аттилы Виднянского на сцене Александринского театра

24 мая 2022 года в Национальном драматическом театре России (Александринском театре) состоялся премьерный показ спектакля «Процесс» венгерского режиссёра Аттилы Виднянского по мотивам романа Франца Кафки.

Дуэт Виднянского и Кафки получился просто невероятным! Страницы этого романа оживали буквально на глазах. С одной стороны, в рамках развития судебного процесса это происходило постепенно, а с другой — в плане взаимодействия и появления героев, хаотично, как будто перескакиваешь с одной страницы на другую.

Такое перемежение поступательного повествования Кафки с точечными ударами Виднянского создавало почти осязаемое ощущение абсурдности. Далеко не все зрители смогли выдержать такой напор и ушли после первого отделения. Но, как верно заметила моя соседка по зрительному залу, самостоятельную работу над материалом еще никто не отменял.

Принято считать, что в этом романе Кафка делает упор на противостоянии человека и системы, где гарантии безопасности иллюзорны. Виднянский же выводит на передний план внутренний экзистенциальный конфликт личности, который выражается в поиске баланса между авторством в жизни и жертвенностью перед обстоятельствами. Поиск равновесия между этими двумя состояниями и заключает в себе всю суть «Процесса».

В один миг жизнь Йозефа К. переворачивается с ног на голову. Все, в чем он был уверен, перестало быть реальным и понятным, значимость многих событий потеряла свою актуальность, а его попытки обретения новых опор в мире хаоса лишь усиливало ощущение безысходности.

Взаимосвязь всего и вся, подмена причины и следствия, акцентуация ролей, требовательно призывали зрителей выбрать сторону на этом процессе.

Удивительный философский мир Кафки Виднянский раскрывает и гипертрофирует, превращая его историю в огромный сказочный мир, элементы которого пугают и успокаивают одновременно. Зрители при этом выступают присяжными заседателями не только в деле против Йозефа К., но и в том, как усиленно пытаются разобраться в своих собственных ощущениях. А поразмыслить в этой постановке есть над чем, потому что приглушенная экспрессия языка Кафки благодаря Виднянскому выступает катализатором нашего подсознания.

Завязка спектакля в момент пробуждения Йозефа К. в день именин и ареста действительно больше напоминала рождение, где факт его вины доказан как наличие первородного греха. Кульминация же, сродни исповеди по отпущению всех грехов, которая даёт нашему герою возможность перерождения и выхода из чуждой ему системы.

Тот факт, что решившись на самостоятельную защиту, Йозеф К. перестал быть марионеткой, дало ему долгожданную свободу, о которой он и помыслить не мог до своего процесса. Тогда как остальные герои вынуждены продолжить жизнь в этой системе и обслуживать её интересы, поддерживая тем самым её существование.

Кроме момента «здесь и сейчас» у каждого из нас по сути ничего нет. Последние мировые события это наглядно доказали. Но порой мы так крепко цепляемся за то, что не имеет никакой ценности, что упускаем жизнь и право на собственный выбор. Для того чтобы узнать истину достаточно честно заглянуть внутрь себя и увидеть, что самое важное внутри.

Трагедия Йозефа К. заключалась в том, что ему абсолютно нечего было терять. Но для того чтобы это осознать, ему потребовался год, и только после этого он стал единым целым. Ведь самая значимая часть Йозефа всегда была рядом в виде его образа в детстве.

«Процесс» на сцене Александринки оставляет ощущение надежды, а отсылки к другим произведениям Кафки приглашают к вдумчивому изучению уникального творчества этого автора. Впрочем, как и вся постановка в целом, в которой, несмотря на первое впечатление хаоса, продумано все до мелочей, а многие детали раскрываются уже по окончании спектакля. Так что послевкусие после просмотра будет гарантировано долгим.

Игра актёров также была на высоте. И особенно следует отметить работу Ивана Труса, исполнителя главной роли. То, как Иван сумел передать невероятную гамму чувств своего героя, при этом постоянно находясь в эпицентре событий, уникально. Благодаря ему было легко поставить себя на место Йозефа К., чего в свое время мне не хватило при чтении романа, потому что герой на страницах книги был довольно отчужденным и далёким. Здесь же он говорил про нас с вами безапелляционно честно. Согласитесь, нам всем этого не хватает.

/Татьяна Преснякова/


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *