Александр Пересвет — монах-воин

Авилов Пересвет - монах - воин

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… Строки из поэмы Александра Блока давно уже стали крылатыми, но… цитируя их мало кто вспоминает, что речь идет о конкретном событии — дне Куликовской битвы. Битве русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая , которая стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. А вот знаменитая картина русского живописца Михаила Авилова более чем конкретна. Она рассказывает не только об историческом событии — сражении, которое получило в истории два названия — Мамаево побоище и Донское побоище, а об одном из его эпизодов — «Поединке Пересвета с Челубеем».Точнее сказать — о начале Куликовской битвы, символом которой и стал этот поединок — русского богатыря Пересвета и татарского воина Челубея. Погибли оба воина, но победа была признана за Пересветом, потому что конь довез его до русских войск, а Челубей был выбит из седла. Удивительна личность Александра Пересвета — легендарного монаха-воина. В битве с Челубеем он смог «обмануть» его ценой своей жизни. Хитрый Челубей имел копье более длинное, чем у противника, потому успевал пронзить его, а сам остаться в живых. Но Пересвет перед битвой снял кольчугу и копье Челубея глубоко вонзилось ему в грудь. Однако, таким образом, и Пересвет сумел достать своим копьем грудь врага…

Примечательно, что это монументальное полотно было создано художником Авиловым в годы Великой Отечественной войны, во время событий обороны Сталинграда. Задумал он его задолго до того, еще в 1917 году выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», но остался ею неудовлетворен.

Начало Великой Отечественной войны застало Авилова, участника Первой мировой, почти шестидесятилетним, но он все равно отправился в военкомат. Однако, там ему сказали, что его долг, как художника, не воевать с оружием в руках, а поднимать патриотический дух советских воинов посредством своей кисти и таланта. Так и началась работа над ставшей впоследствии знаменитой картиной.

В процессе работы над картиной художник искал свою тему и написал четыре крупных эскиза: „Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», „Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», „Куликовская битва» и „Бегство Мамая». Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе „Поединка» Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев. Его, исторического живописца, конечно же волновала точность деталей, а потому костюмы и оружие многократно зарисовывались им в Центральном Историческом музее. По словам Авилова, картина писалась необыкновенно легко, художник был на пике творческого подъема, и, безусловно, это произведение занимает особое место в его творчестве.

Картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» находится в коллекции Русского музея.

ЗАОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИКБЕЗ

16 сентября — День Куликовской битвы