«Варшавская мелодия» на сцене МДТ — Театра Европы

25 сентября 2019 года состоялось мое очередное свидание со сценой Академического Малого драматического театра — Театра Европы. Я смотрела «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина режиссера Сергея Щипицина под художественным руководством Льва Додина.

Премьера спектакля состоялась 13 июня 2007 года. А 17 июня 2017 года роль Виктора впервые исполнил Евгений Санников.

Этот спектакль я смотрю уже во второй раз. И как только представится такая возможность, обязательно пойду на него вновь! Даже, зная, что будет в спектакле, я не могла оторваться от сцены ни на секунду!

«Варшавская мелодия» — удивительная история: трогательная, искренняя и чувственная! За 2 часа на наших глазах проносится невозможная история Любви длиною в жизнь между советским парнем и польской девушкой. Когда видишь чистоту и глубину этого чувства в самом начале спектакля, становится невероятно жаль, что именно оно вынуждено было попасть под жестокий политический пресс.

Но это только на первый взгляд. Когда Гелена сообщает Виктору об указе 1947 года, который воспрещает браки с иностранцами, он, несмотря на все ее опасения, убеждает ее в том, что все устроит, и они обязательно смогут быть вместе.

Но уже в следующей сцене Виктор говорит нам о том, что ему не удалось ничего сделать, и они с Гелей расстались. К сожалению, это было сказано так, будто он изначально принял решение сдаться, ведь на кону было его будущее.

Удивительно, как Геля всего боялась. Она видела фашизм изнутри, не будучи солдатом. Это наложило на нее глубочайший отпечаток страха. Но встретив и полюбив Виктора, начала ему верить и готова была следовать за ним.

Когда Виктор говорил Геле о том, что он защитит ее, и если понадобится посвятит этому жизнь, и она сможет наконец засыпать без страха, уверена, что многие женщины в зале хотели оказаться на ее месте. Было слышно, как у дам в этот момент перехватило дыхание, и они все интуитивно поддались вперёд. Да что там говорить?! Я сама хотела в объятия Виктора тогда! Неудивительно, что Геля готова была идти за Виктором куда угодно. Но после указа идти было уже не за кем. Указ стал некой преградой, которую Виктор так никогда и не сумел преодолеть. Зато его блестящее будущее стало ему наградой за потерю Любимой.

Их встреча спустя 10 лет в Варшаве показала, что Геля сохранила свое чувство к нему. Виктору же скорее было приятно внимание потрясающей молодой женщины, известной на всю страну певицы. Он спросил, почему она не приезжала в Россию. Но этот вопрос не мог бы задать мужчина, которого в юности полюбила Гелена. Мне показалось, что она не приезжала в Москву чтобы не столкнуться с правдой о том, что ее Любимого больше нет и вовсе не политический указ тому виной. Но даже, несмотря на это, она вновь делает все возможные шаги к Виктору. Но снова делает их только она.

Интересно, что Виктор за время действия спектакля ни разу не покидает сцену. Уходит только Геля, чтобы снова вернуться и дать ему шанс. Виктор добился всего, о чем мечтал, его жизнь вызывает восхищение и зависть. Но счастливым он выглядел лишь в самом начале спектакля рядом с Гелей.

Евгений Санников, актер сыгравший Виктора, сумел это потрясающим образом передать. Контраст, который он так мастерски продемонстрировал между тем, каким был его герой в самом начале, как раскрылся благодаря Любимой, как парил вместе с ней, несмотря на все тяготы послевоенного времени, и тем, каким он стал в финале, разительный.

Взрослеющий Виктор уже не мечтает, живет политкорректно и выверено. А в конце постановки он и вовсе предстает перед нами грузным стариком, которого уже практически не волнуют никакие чаяния души. Он снова выбирает свой комфорт. Финальная сцена, где встречаются молодая и прекрасная Гелена со взрослым и заматеревшим Виктором, вызывает слезы.

Я не видела Данилу Козловского в этом спектакле, но дважды видела Евгения Санникова. И именно их удивительный дуэт с Уршулой Малкой  хочу увидеть снова. Козловского ради любопытства в этой роли я посмотрела в записи. И, если честно, не полюбила бы так этот спектакль с ним. Евгения проживает эту роль от начала до конца, трепетно заботясь о партнерше.

Евгения Санникова я видела уже в трёх спектаклях. Два из которых, я посмотрела не по одному разу именно из-за него. Его талант поражает.

Но «Варшавская мелодия» не была бы такой невероятной без восхитительной Уршулы Малки! Боже, какая это потрясающая актриса и невероятной красоты Женщина! Она, как и Евгений, каждый раз проживает эту роль. Она показала нам образ Женщины достойной Любви. Эту актрису я видела уже в двух спектаклях — она очень талантлива!

В этой постановке все было идеально. Сценография, костюмы, свет, актеры. Там настолько все выверено и точно, что этот спектакль хочется разгадывать и разгадывать. Чего стоит только идея движущегося нотного стана, на котором герои написали свою мелодию жизни?!

Но самое главное, что я очень благодарна за эмоции, которые вызвал этот спектакль! Первый раз я плакала, а во второй — постоянно улыбалась. Я прекрасно знала, чем все закончится, но их прекрасное трепетное чувство любви доставляло такую невероятную радость моему сердцу, что удержаться не могла!

«Варшавская мелодия» — потрясающий спектакль! И большая удача для нашего города!

/Татьяна Преснякова/