«Варшавская мелодия» на сцене МДТ — Театра Европы

25 сентября 2019 года состоялось мое очередное свидание со сценой Академического Малого драматического театра — Театра Европы. Я смотрела «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина режиссера Сергея Щипицина под художественным руководством Льва Додина.

Премьера этого спектакля состоялась 13 июня 2007 года. А 17 июня 2017 года роль Виктора впервые исполнил Евгений Санников.

Этот спектакль я смотрю уже во второй раз. И как только представится такая возможность, пойду на него вновь! Даже, зная, что будет дальше, вчера я не могла оторваться от сцены ни на секунду!

«Варшавская мелодия» — удивительная история: трогательная, искренняя и очень чувственная! За 2 часа на наших глазах проносится невозможная история Любви длиною в жизнь между советским парнем и польской девушкой. Когда видишь чистоту и глубину этого чувства в самом начале спектакля, становится невероятно жаль, что именно оно вынуждено было попасть под жестокий политический пресс.

Но это только на первый взгляд. Когда Гелена сообщает Виктору об указе 1947 года, который воспрещает браки с иностранцами, он, несмотря на все ее страхи и опасения, убеждает ее в том, что все устроит, и они обязательно смогут быть вместе.

Но уже в следующей сцене Виктор говорит нам о том, что ему не удалось ничего сделать, и они с Гелей расстались. И сказал он это так как будто просто принял решение сдаться.

Удивительно, но именно Геля всего боялась. Фашизм она видела изнутри, и это наложило на нее глубокий отпечаток страха. А встретив Виктора, полюбив его, она перестала бояться.

Когда Виктор говорил Геле о том, что он защитит ее, и если понадобится посвятит этому жизнь, и она сможет наконец засыпать без страха, все женщины в зале хотели оказаться на месте Гелены! Было слышно, как у дам в этот момент перехватило дыхание, и они все интуитивно поддались вперёд. Да что там говорить?! Я сама хотела в объятия Виктора тогда! Неудивительно, что Геля готова была идти за Виктором куда угодно. Но после указа идти было уже не за кем. Указ стал некой преградой, которую Виктор так никогда и не сумел преодолеть.

И их встреча через 10 лет в Варшаве показала, что Геля сохранила свое чувство к нему. Виктору же скорее было приятно внимание потрясающей молодой женщины, известной на всю страну певицы. Он спросил, почему она не приезжала в Россию. Но этот вопрос не мог бы задать Мужчина, которого в юности полюбила Гелена.

И мне показалось, что она не приезжала в Москву чтобы не столкнуться с правдой о том, что ее Любимого больше нет и не политический указ тому виной. Но даже, несмотря на это, она вновь делает все возможные шаги к Виктору. Но делает их только она.

Интересно, что Виктор за время действия спектакля ни разу не покидает сцену. Уходит только Геля, чтобы вновь вернуться к нему.

Да, Виктор добивается определенных высот в жизни, массу наград, но счастливым после их первого расставания, он никогда уже не становится.

Евгений Санников, актер сыгравший Виктора, сумел это потрясающим образом передать. Контраст, который он так мастерски продемонстрировал между тем, каким был его герой в самом начале, как раскрылся благодаря Любимой, как воспарил вместе с ней, и тем, каким он стал в финале, поразительный! Взрослеющий Виктор уже не летает, не мечтает, а живет как в тумане, политкорректно. А в конце постановки он и вовсе предстает перед нами грузным стариком, которого уже практически не волнуют никакие движения души. Он снова выбирает себя. И контраст финальной сцены между вновь молоденькой и прекрасной Геленой, и взрослым заматеревшим Виктором, становится пронзительным!

Я не видела Данилу Козловского в этом спектакле, но дважды видела Евгения Санникова. И именно их удивительный дуэт с Уршулой Малкой  хочу увидеть снова! Козловского ради любопытства в этой роли я посмотрела в записи. И, если честно, не полюбила бы так этот спектакль с ним. Я счастлива, что ввели Евгения: он проживает эту роль, а не просто играет ее.

Евгения Санникова видела уже в трёх спектаклях. Два из которых, я посмотрела не по одному разу именно из-за него. Его талант поражает!

Но «Варшавская мелодия» не была так удивительна без прекрасной Уршулы Малки! Боже, какая это потрясающая актриса и невероятной красоты Женщина! Она, как и Евгений, каждый раз проживает эту роль! Она показала нам образ Женщины достойной Любви! Эту актрису я видела уже в двух спектаклях — она невероятно талантлива!

Вообще в этом спектакле все было идеально! Сценография, костюмы, свет, актеры! Там настолько все выверено и точно, что этот спектакль хочется разгадывать и разгадывать! Чего стоит только идея движущегося нотного стана, на котором герои писали свою мелодию?! Удивительно просто!

Но самое главное, что я очень благодарна за эмоции, которые вызвал этот спектакль! Первый раз я плакала, а во второй — постоянно улыбалась. Я прекрасно знала, чем все закончится, но их прекрасное трепетное чувство любви доставляло такую невероятную радость моему сердцу, что удержаться не могла!

«Варшавская мелодия» — потрясающий спектакль! И большая удача для нашего города!

/Татьяна Преснякова/