«Близкие друзья» на Малой сцене ТЮЗа им.А.А.Брянцева

7 сентября 2019 мне удалось побывать на ещё одной замечательной постановке в ТЮЗе. Только уже на Малой сцене. Смотрела спектакль «Близкие друзья» режиссера Елизаветы Бондарь по повести современного писателя Евгения Водолазкина.

Его премьера  состоялась 6 марта 2019 года. И этот спектакль —  номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2018/19 в категории «Лучший спектакль на малой сцене».

Спектакль потрясающий! Формат у него, как и подобает самому произведению Водолазкина, нетривиальный: зрители сидят на крутящихся барных стульях в закрытой темной комнате с окнами по всему периметру. И именно вокруг этой комнаты разворачивается действие спектакля, а зрители поворачиваются за происходящим на стульях. Причем, с какой именно стороны начнется действие, неизвестно.

И благодаря этой непредсказуемости, яркому звуковому ряду и тому, что зритель находится как будто в самой гуще событий, создаётся невероятный накал страстей, который максимально соответствует драматизму этой истории!

«Близкие друзья» — это история про трёх неразлучных друзей детства, которые поклялись быть похороненными на Северном кладбище Мюнхена рядом друг с другом, чтобы и после смерти быть вместе. Это дружба сформировала их, сделала их теми, кто они есть, связала их навсегда. И даже война не смогла эту дружбу разорвать. Наоборот, она ещё больше скрепила ее. Особенно между Ральфом и Хансом. Эрнестина же всегда была на особом положении этого треугольника — всегда на вершине.

Интересно, что в этом спектакле война показана с точки зрения немцев, и частично действие происходит в России. И мне это понравилось. Несмотря на то, что я — русская, и мои предки воевали, а многие погибли, могу разделить немцев, которые вынуждены были идти на эту войну и фашистов, которые эту войну развязали.

Война — это плохо для всех. И особенно для солдат, которые выступают пушечным мясом, чаще всего даже не понимая, для чего эта война.

Интересно также, что в спектакле действие разворачивается не циклично, не в хронологическом порядке, но в итоге оно охватывает весь сознательный период жизни главных героев от 12 лет до 85 лет. В итоге все становится на свои места только в конце, когда все пазлы этой истории полностью открываются нам.

А финалом спектакля является сцена, которая многих повергла и, я уверена в том, что ещё повергнет, в шок. Но именно она является ключом ко всему, что потом произошло с героями. Настолько глубокий сакральный смысл она несёт в себе!

Через всю эту историю красной нитью проносится чувство Любви. Любви к Женщине и Другу, которая в итоге и дает силы Ральфу на то, чтобы выжить и вернуться на Родину.

Знаменательно, что Водолазкин написал свою повесть на основании документальных материалов. Зная об этом, смотришь спектакль совсем иначе. Для меня эта история зазвучала ещё ярче и пронзительнее!

Все актеры сыграли просто изумительно и на разрыв! Спектакль невероятно сложен в исполнении и проживании этого сюжета, но все справились великолепно! Но, всё-таки, три актера меня вчера просто покорили — это Анна Слынько, которая исполнила  роль молодой Эрнестины, Иван Стрюк в роли Ханса и Николай Иванов, который исполнил роль взрослого Ральфа. Они, на мой взгляд, сделали просто невозможное! И это обязательно надо увидеть своими глазами!

И для меня вчерашний спектакль послужил толчком к тому, что теперь я точно хочу познакомиться с произведениями Евгения Водолазкина в первоисточнике. Спектакль «Близкие друзья» стал настолько сильным и глубоким откровением для меня, что  хочу узнать, какие глубины таятся в нем ещё!

/Татьяна Преснякова/