Недавно я смотрела очередную новинку в ТЮЗе им. А.А.Брянцева на малой сцене — спектакль «Спички» режиссера Артема Устинова.
Премьера этого спектакля состоялась в конце прошлого театрального сезона: 7 мая 2019 года.
Автор пьесы современный белорусский драматург, сценарист и поэт Константин Стешик. Он довольно востребованный автор, отмеченный множеством наград.
Этот спектакль мне, безусловно, понравился, но до конца его, полностью, я ещё не осмыслила.
«Спички» — очень непростой спектакль, который заставляет задуматься над жизнью, последствиями слов или безмолвствия. Он полон смысла и метафор. А ещё невероятно, как этот спектакль потрясающе красноречив в моменты пауз, на которых здесь так много строится!
Сама идея спектакля не нова, но актуальна во все времена. И, на мой взгляд, сегодня она актуальна, как никогда! Вся эта тема с соцсетями и выставленной напоказ идеальной жизнью, лишает многих людей жизни настоящей. Как будто ты уже не имеешь права заболеть, быть слабым, неидеальным, уставшим, ненакрашенным, раздраженным, запутавшимся или сомневающимся. А психические расстройства вообще тут же получают клеймо психиатрических заболеваний.
По глубине темы, поднимаемой в спектакле, вопросам, которые задавали себе герои, мне все это напомнило Дж. Сэлинджера и его «Над пропастью во ржи».
Тема одиночества в «Спичках» присутствует во всём. Главные герои — неприкаянные, «лишние люди», которые так и не сумели найти своего места в жизни. Интересно, что так или иначе все эти ребята не одиноки — они были друг у друга, но они настолько замкнуты в своих проблемах, что не замечали опоры рядом.
У каждого из героев этого спектакля не было самого главного: самих себя! Они все, как будто, блуждали в темноте и очень ограниченном пространстве.
Толя, главный герой спектакля, с усердием собирал использованные спички в коробки, как будто нанизывал камешки значимых моментов жизни, но он так ни разу не сумел осознать ни одного из них, заполняя свою жизнь пустотой.
В каком-то смысле он оживал только тогда, когда спасал кого-то рядом с собой, планировал свое самоубийство или был с Любимой Машей. На время в нем загоралась искорка света, которая постепенно разгоралась, но также быстро гасла. Ведь на потребности своей души он так ни разу и не взглянул.
Зато через сказки своей дочери он подсознательно пытался найти выход для себя, восстать из пепла. Все страшные сказки, которые он столь эмоционально рассказывал, были весьма аллегорическими. Но ни одна из сказок так и не была им дорассказана — его всегда прерывали те, кому была нужна его помощь.
В итоге, сказку его дочке рассказала Маша, но уже после его смерти. И именно это страшное событие смогло освободить Толю и обновить Машу. Она сумела вылезти из безысходности, на которую окончательно повергла ее смерть мужа. Но она так же, как и Толя, начала спасать окружающих. Она сумела найти применение своим рукам.
Но если она не сумеет сначала спасти себя и обрести опору в собственном сердце, то выход у нее будет только один — такой же, как у Толи или Максима, ее мужа…
Актеры в этом спектакле сыграли просто великолепно! Материал невероятно тяжёлый и эмоционально затратный, но они справились и вышли из привычной зоны комфорта своих амплуа на «Ура»! Я под большим впечатлением!
Анна Слынько — вновь сумела удивить!
Дмитрий Ткаченко — покорить!
Никита Марковский — вселить надежду!
Федор Федотов — заразить своей глубиной!
А Мария Соснякова — напугать!
И такой Талант этих потрясающих артистов очень дорогого стоит! Я с нетерпением жду новых экспериментов в обожаемом мною ТЮЗе, и раскрытия новых граней любимых актеров!
/Татьяна Преснякова/