УРОКИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

О доблестях, о подвигах, о славе

Надо рассказывать не только учителям и не только на уроках истории

В ТАСС (вернее, в его Санкт-Петербургском прессе-центре) состоялся «круглый стол» на тему: «Уроки истории в школе — формальность или путь к истокам?», посвященный воспитанию патриотизма у подрастающего поколения как естественной национальной идеи.

Школьные учителя Северной столицы и Ленинградской области, к которым присоединились председатель президиума Ленинградского Объединенного совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков Александр Веретин, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета, краевед Валентин Хрисанфов высказали много интересных предложений. И это безусловный плюс встречи. Но, как мне кажется, главную тему собравшиеся обсудили не полностью.

Последнее утверждение требует объяснений. Пожалуйста, поясняю: последние лет десять и молодых и уже вполне сформировавшихся людей называют «клипками» за неумение воспринимать серьёзные произведения художественной литературы и вообще большие тексты. Их упрекают в клиповом восприятии окружающего мира, отсутствии патриотизма, наплевательском отношении к родной истории и т.д. и т.п. Не берусь спорить с учёными и преподавателями. Возможно, действительно есть и такая, нехорошая, часть молодёжи.

Но! В таком случае надо понимать: во главу угла встаёт не более или менее формальный нажим на психику подростка, а формирование положительных образов, предназначенных для восприятия молодыми людьми. Да, да, в мире сейчас идёт настоящая война образов — люди средних лет могут подтвердить: на их веку из солдата-победителя чуть было не сделали тупорылого мародёра-насильника, побеждающего числом, а не умением и наступающего исключительно из-за страха перед пулемётами заградотрядов НКВД.

Однако именно благодаря «такой-сякой» молодёжи, которая вступилась за никогда не виданных прадедов усердным переписчикам истории это выходка не удалась. Молодые люди стали активными участниками акции «Бессметный полк» по всей стране. Это они выходили на митинги ранним утром 22 июня, возрождали школьные музеи, ухаживали за братскими могилами, трудились в поисковых отрядах.

На встрече в ТАСС отмечалось: многие представители современной молодёжи учатся спустя рукава, плохо знают исторические даты. Это, конечно, плохо. Только вот к патриотизму никакого отношения не имеет: мой одноклассник, к примеру, частенько приносил домой плохие отметки, но в трудную минуту на афганской земле вытащил боевого товарища из горящего танка, получил ранение и орден Красной Звезды. В 2016-м мы будем отмечать скорбные даты 75-летия начала войны, блокады Ленинграда. Среди тех, кто грудью встал на пути немецко-фашистских войск были далеко не одни отличники и пай-мальчики. Одной очередью скошенные падали рядом отличник и отпетый хулиган, но, пусть на час, они всё-таки задерживали продвижение частей вермахта. Уже четвероклассники дежурили на крышах домов блокадного Ленинграда. Вряд ли они думали о патриотизме, когда гасили зажигалки. А мужики — из правительственных частей и партизаны, которые гнали в шею из России Наполеоновских солдат в 1812, польских агрессоров в 1612, выходившие на часто неравный бой с золотоордынскими захватчиками и слова-то такого не знали и весь курс истории ограничивался воспоминаниями об их недолгой жизни от рождения до последнего боя. В чём же дело?

Просто патриотизм как чувство, заложен в любом коренном жителе нашей страны – вне зависимости от национальности — на уровне подсознания (подонков, предателей и коллаборационистов, которых в любом народе найдётся 2-3% от общей численности населения я не беру). Его не надо вдалбливать в голову как таблицу умножения недорослю, прививать, как вакцину от гриппа. Всё, что требуется – создать образ достойного жителя государства с более чем тысячелетней историей – защитника, созидателя (и одними военными подвигами дедов-прадедов, при всём уважении к ним ограничиваться не стоит).

Но только педагогам сделать это не под силу! Для этого в школы на встречи должны приглашать именно профессиональных создателей образов – писателей, художников, композиторов. А их-то и на встречу в ТАСС и не позвали. А зря! Положительных примеров постоянных контактов учебных заведений с писателями, например, можно привести немело. И у Санкт-петербургского отделения Союза писателей России, и у Многонационального союза писателей (МСП) есть специальные группы, регулярно посещающие, например, детские дома. Прозаики и поэты ходят в детские сады, школы, библиотеки. Добрая половина авторов ежегодно выпускаемого ЛИТО «Выборг» (представительство МСП в Выборге, Ленинградская область) альманаха — школьники 2 -11 классов из различных населённых пунктов Выборгского района! И никто не заставляет их писать стихи и заметки о родном крае – сами приносят и отправляют по почте в редакцию! Примеры можно продолжать.

То есть, у творческих людей наработки имеются. Но поделиться ими с педагогами не удалось – времени не хватило. А про образы и всяких там композиторов-писателей сами учителя в выступлениях не вспоминали. У меня лично сложилось впечатление, что им в своём кругу было вполне комфортно, интересно и привычно: встретились, обменялись мнениями. А воз – и ныне там!

Что ж, подождём следующей встречи. Может, на неё ещё и представителей учащейся молодёжи пригласят.

Виктор Кокосов,

Прозаик, публицист,

Член Союза писателей России,

Председатель Многонационального Союза писателей