13 августа смотрела потрясающий спектакль «Вишневый сад. Тишина» режиссера Андрея Сидельникова в Государственном драматическом Театре на Литейном. И это мой самый невероятный опыт в театре!
Формат спектакля абсолютно непривычный! Начало спектакля показывает нам финал чеховской истории и, одновременно, знакомит со всеми действующими лицами. Причем спектакль начинается не в театре, а в саду за сценой!
Да, да! Вы не ослышались — в саду Фонтанного дома! Туда нас пригласил Фирс прямо из зрительного зала через сцену. В его компании мы и познакомились со всеми героями. Актеры через небольшие сценки и значимые фразы показали суть и характер своих героев. По кругу, как на манеже цирка. Что, на мой взгляд, было очень органично.Зачастую действие этого произведение Чехова напоминало мне фарс.
Завершился этот круг, естественно, на Лопахине. И в отличие от остальных, он стоял уже не на скамейке, а на каменном постаменте. И он же, как настоящий Хозяин, пригласил нас всех в свой дом — обратно в театр смотреть предысторию фиаско жизни вишнёвого сада.
Спектакль был построен так, чтобы зрители смогли максимально ощутить сопричастность с происходящим на сцене, стать участником спектакля.
Например, когда я выходила из театра в сад, то, несмотря на то, что там не растут вишневые деревья, выходя из полумрака сцены на свет, я увидела именно вишню в цвету!
В этот момент я ощутила себя, как Алиса из страны чудес. Классический сюрреализм в действии. Волшебный опыт!
Этот спектакль вообще получился настолько многогранным и эффектным, что осмыслить все его нюансы за один визит точно не выйдет. Обязательно схожу на этот спектакль ещё не один раз!
Актерский состав был просто изумительным! Каждый был на высоте! А ведь за время спектакля пришлось играть и молча — через пластику и танец передать внутренний мир своего героя и раскрыть мотивы его действий. У ребят это получилось идеально.
Все Чеховские произведения — это некая канва, которую наполняют и раскрывают именно режиссер и талант актеров на сцене.
Каждый из актеров настолько точно был подобран на роль, что мне абсолютно не мешало, что практически никто из ребят не совпадал по возрасту с героями. Да и в ретроспективе событий так они смотрелись гораздо естественнее.
Мне сложно выделить кого-то из артистов. Я под огромным впечатлением от их работы. Но, если, всё-таки, выбирать, то это, однозначно, Лопахин — Сергей Азеев и Раневская — Наталья Ионова, для которой этот спектакль был премьерный. Благодаря им, я иначе взглянула на их героев!
Я была поражена тем, как режиссер раскрыл предысторию каждого героя. У него это получилось не так однозначно, как всё мы привыкли думать со школы. Больше всего меня поразили: Раневская — страстная женщина, жаждущая любви в стремлении утихомирить свою тоску — ее страстное танго было очень возбуждающим; Лопахин — простолюдин, всю жизнь наблюдавший за праздником жизни богачей, который, во что бы ты ни стало жаждал изменить свою жизнь, стать ее хозяином — его голодный и властный взгляд четко давал понять, что будущее за ним; Раневский — слабый безвольный человек, которому не под силу было удовлетворить глубину страсти своей супруги.
Но кроме режиссера и актеров, не могу не отметить, что в этом спектакле была проделана огромная работа художником по свету, режиссером по пластике, видеохудожником, костюмерами и звукорежиссёром! Такой потрясающий результат мог стать лишь плодом очень сплоченной и талантливой команды профессионалов! Каждая деталь была важна и на своем месте. И мне не хватает слов, чтобы передать все свои впечатления!
И, несмотря на грустный финал, мне никого не было жаль — все было предрешено самими же героями. Они стремились к такому результату, как Лопахин стремился к власти. Он единственный герой, который куда-то двигался. Остальные жили в иллюзиях и перекладывали ответственность друг на друга. Даже «вечный студент» Петя — это просто набор мертвых знаний, которым нет применения.
Жаль было лишь Гришу — погибшего сына Раневской. Именно его смерть стала финалом спектакля. Наверное, как самое истинное событие в жизни вишнёвого сада. Все остальное лишь глупые игры взрослых, которые так никогда и не повзрослеют.
Вы обязательно должны увидеть этот спектакль! На мой взгляд, это must see! Хотя бы ради того, чтобы увидеть Чехова таким, каким Вы никогда его ещё не знали, не чувствовали и не пробовали!
Ближайшая дата показа спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» — 27 августа 2019.
/Татьяна Преснякова/