МДТ — Театр Европы завершил свой 73-й театральный сезон: Чеховские «Три сестры» Льва Додина

Опубликовано 

 Я мечтала увидеть этот спектакль. Но, в итоге, осталась разочарована. От таких невероятных артистов, участвующих в спектакле, ожидала совсем иного. Буквально на днях многих из них  видела в «Шоколадном солдатике» и «Братьях и сестрах». И  понимаю, на какую игру они способны. Здесь же создалось ощущение, что половина актеров свой текст просто произносила. Никаких эмоций на лице при этом не отражалось. Только текст. Особенно  была удивлена этому у старшей сестры Ольги — Ирины Тычининой.IMG_20190726_214907

Я понимаю, что это Чехов. Понимаю, что таковой могла быть режиссерская задумка Додина. Наконец,  понимаю, что это драма о том, что никто из героев друг друга не слышит, начиная с самих себя. Но тот же Додин это прекрасно передал, когда дело касалось мужской половины артистов. Они также друг друга не слышали, но были эмоционально включены в сюжет.

Меня вообще вчера очень сильно разочаровали именно женские образы. Как хороша и созвучна была Лиза Боярская в роли Варвары в «Братьях и сестрах», и как непонятна была в роли Маши, средней сестры. На сайте  увидела, что иногда она ещё играет и младшую — Ирину. Но, если на среднюю хоть как-то можно согласиться, то в роли младшей  никак не могу ее представить. Слишком много страсти и некой прожженности есть в ее внешности и голосе, что чеховской сестрой никак не могу ее представить, не могу отключить свое восприятие ее образа. При том, что Лиза просто невероятно красивая женщина.

И  очень обрадовалась, что вчера Ирину играла Екатерина Тарасова! Она так нежна и искренна, что невольно попадаешь под ее очарование. Но здесь она, как и остальные сестры, была выключена эмоционально.

Да, все три сестры не знают, что такое любовь. У Додина они сдержанны и себялюбивы. При всех их устремлениях к лучшей жизни, они абсолютно инертны. Плывут по течению. Наташу, жену их брата, они осуждают. Но та активна и знает, чего хочет от жизни.

Мне вообще очень понравилась Екатерина Клеопина в роли Наташи. Она очень живо смотрелась на фоне рефлексирующих и холодных сестер Прозоровых. А ещё она была очень страстной и влюбленной в Протопопова, своего любовника.

И, если в пьесе Чехова между Наташей и сестрами есть противостояние, то у Додина его нет. Просто несчастные женщины. Но если Наташа хотя бы расцветала во время встреч с любимым, то сестры в своих влюбленностях оставались всегда одинаково холодными. Не было даже яркой мечтательности и предвкушения счастья у Ирины в день ее двадцатилетия. Она была такой же замученной, уставшей и взрослой, как Ольга или Маша. Хотя по тексту акцент на этом сделан, но внешне это передает только ее белое платье. Которое так контрастирует с черным платьем Ирины или синим форменным Ольги.

В финале этой истории мы должны были придти к разочарованию и окончательно разбившимся надеждам на счастье у этих женщин. Но у меня создалось ощущение, что с этого состояния мы начали с первых же минут спектакля.IMG_20190726_203811

Мне так хотелось, чтобы с течением времени сестры менялись. Но этого не произошло. Как будто не было всех этих прожитых лет и их рухнувших надежд. Только белое платье Маши сменилось на серое.

А вот Сергей Курышев в роли доктора Чебутыкина, учитель гимназии Кулыгин, муж Маши, Сергей Власов и, конечно же,  Игорь Черневич в роли Вершинина, меня абсолютно покорили. Идеальное попадание в своих героев. Они такие же неприкаянные, как и все остальные герои Чехова. Но, по крайней мере, эти актеры отлично прожили и раскрыли своих героев.

У Чехова вообще все персонажи живут или прошлым, или будущим. И никак не вкладываются в сегодняшний день. Как будто кто-то должен решить за них, что им делать, как строить свою жизнь. Шансы  изменить что-то в жизни, которые им подкидывает судьба, они никак не используют.

Здесь было также. Сестер, которые говорят о тяжести их существования мне было абсолютно не жаль. Им не веришь и понимаешь, что виноваты они в этом только сами.

Неспроста почти все действие спектакля происходит на крыльце дома Прозоровых. Они как будто  смотрят на то, как их жизнь проходит мимо со стороны.

И, кстати, декорация самого дома, на мой взгляд была абсолютно гениальна. Это темный деревянный дом с пустыми окнами-глазницами, негостеприимный, холодный и бездушный. Он и давит, и держит своих жильцов. И этот дом по ходу действия то надвигается на героев, то уезжает глубоко в сцену, оставляя их без своей поддержки.

Конечно, в финале спектакля появляется некая надежда на то, что Ирина, всё-таки, изменит свою жизнь и уедет из отчего дома, будет учительствовать. Но от себя никуда не сбежишь, да и словам произнесённым так ровно, что  лично я не поверила.

/Татьяна Преснякова

Фото автора/