20 февраля во вновь отремонтированном главном выставочном зале города — Манеже, открылась выставка Петербургского Союза художников, посвящённая 85- летнему юбилею этой организации.
Ремонт пошёл Манежу на пользу — выставочное пространство стало ещё грандиознее, выше и светлее. Народа на открытие собралось очень много — даже просто войти в двери Манежа можно было только после часового стояния в толпе жаждущих.
Выставка в целом, безусловно, удалась. Особенно радостная атмосфера царила на первом этаже, посвящённом декоративно-прикладному, монументальному искусству.
Здесь была «космическая мозаика» Аноповой, созданная еще 60-е годы и украшающая стену около Финляндского вокзала, скульптура Сморгона из гранитных блоков и много других произведений украшающих станции метро и вообще городскую среду.
Очаровательная деревянная скульптура знаменитой Гели Писаревой, интересные модные дома, прекрасная керамика. К сожалению, фарфор производил впечатление советской массовой продукции, далеко уступающей работам фирмы Кузнецова или тем более Императорского фарфорового завода (ныне ЛФЗ).
Отличный текстиль, замечательные фотографии ( стройная фигура Крузенштерна на фоне туманного оранжевого заката), всегда остроумные и веселые мозаичные текстильные коврики Дудиной — много интересного и какая-то радостная атмосфера царила на первом этаже Манежа.
Второй этаж, посвящённый главному изобразительному искусству — живописи, производил другое впечатление. Здесь время как будто остановилось на шестидесятых — семидесятых годах прошлого века.
Высоко-профессионально выполненные картины и портреты, пейзажи не удивляли зрителей новизной подхода, оригинальностью творческой манеры. Выставлено добротное классическое советское искусство, привычное, но в наши дни — уже недостаточное для отражения времени, в котором мы живем сегодня. Впрочем, юбилейная выставка не ставит такой задачи.
Жаль только, что не нашлось места произведениям классиков нонконформизма, членов Союза художников (Овчинников, Богомолов) — они бы очень оживили экспозицию. В целом, остается надеяться, что Манеж по-прежнему будет успешно выполнять функцию главного выставочного зала нашего города.
Марина Унксова (Ассоциация искусствоведов и историков искусства)