В Екатерининском дворце состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты

В Екатерининском дворце Царского Села состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты
Легендарная Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села

Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор А.Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря.

В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали.

В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью была организована «Царскосельская янтарная мастерская». На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков. Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения.

31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Футбольный матч в блокадном Ленинграде

                31 мая 1942 года в осажденном Ленинграде на стадионе «Динамо» состоялся уникальный футбольный матч между ленинградскими командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ).

Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва.

Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени — не известно, это был подвиг. Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 7:3 в пользу «Динамо». А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти.

             На следующий день мощные репродукторы были установлены на ряде участков передовых позиций. У самой линии фронта в течение 90 минут под грохот рвавшихся снарядов передавался репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».
             В память об историческом блокадном матче на одной из стен стадиона в 1991 году установлена мемориальная табличка.
             В блокадном Ленинграде состоялось еще несколько матч этих команд — 30 июня и 7июля 1942 года.

Новые подходы в управлении образованием обсудили на международной видеоконференции

 26 мая в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась международная видеоконференция «Ресурсы развития: новый взгляд на управление в образовании». Мероприятие было подготовлено СПб АППО при поддержке Международной ассоциации гуманизации образования и Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования.

К участию присоединились более 500 человек — представители 42 регионов Российской Федерации и шести стран (Республика Беларусь, Украина, Германия, Австрия, Финляндия, Эстония). Среди участников — профессионалы всех уровней образования, а также общественные деятели, представители бизнес-структур и негосударственных образовательных учреждений.

Стратегическую сессию конференции открыл ректор СПб АППО Степан Жолован. В своём выступлении Степан Васильевич отметил, что «в условиях самоизоляции единственно возможным вариантом продолжения учебного и воспитательного процесса явился переход на дистанционное обучение, что создало условия для интеграции всех уровней образования, родительской общественности, бизнеса и общества; появления новых возможностей для использования консолидированных ресурсов функционирования и развития системы образования».

Член-корреспондент Российской академии образования, Генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков отметил, что в связи с условиями самоизоляции и переходом на дистанционное обучение «цифровизация образования, о которой говорили на протяжении последних двадцати лет», за несколько дней была воплощена в жизнь. Родители и обучающиеся столкнулись с непривычной формой организации учебного процесса. Новые условия предъявили требования к квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования.

Промежуточными итогами в сфере образования со слушателями поделились представители Российской Федерации и других стран. Спикеры не только рассказали о достигнутых успехах, но и открыто говорили о том, что получилось не так, как хотелось бы; на что следует обратить более пристальное внимание, чтобы результаты стали лучше. Единодушным оказалось мнение о том, что после пережитых изменений система образования не станет прежней. Однако не вопреки, а благодаря сложившимся обстоятельствам укрепилась дистанционное взаимодействие не только между субъектами РФ, но и между странами.
Дистант не заменит живое человеческое общение, обмен мнениями, но станет дополнительным подспорьем для дальнейшего развития профессиональных компетенций всех участников систем образования.

Участники конференции говорили и об отношении обучающихся к новым условиям, связанным с образовательным процессом. Так, Профессор М.Н. Певзнер, проректор по международной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, отметил большую мотивированность студентов.

Руководитель Главного управления образования автономного территориального управления Гагаузия (Республика Молдова) Наталия Кристева сказала, что вынужденный дистант стал временем возможностей: «Карантин проверил нас на профпригодность, на мобильность, на открытость новым вызовам современности; показал, что только вместе, только в системе мы можем решить эту нелегкую задачу. Такие вопросы не должны решать самостоятельно каждое учебное заведение или каждый учитель. Должна быть целая программа цифровизации образования».

Наталья Кухтова, доцент кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова (Республика Беларусь) отметила важность просоциальной направленности руководителей образовательных учреждений. В просоциальности (в основе которой заложена помогающая деятельность, поддержка) спикер видит ресурс развития организации.

Об оптимальной организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения рассказали представители разных стран: преподаватель колледжа Тапио Сюваойя (город Миккели, Финляндия), международный эксперт, преподаватель Педагогического университета Урсула Маурич (г. Вена, Австрия), а также VIP-гость конференции президент Международной ассоциации гуманизации образования, президент Хильдесхаймского фондового университета, профессор Вильгельм-Ульрих Фридрих (г. Хильдесхайм, Германия). Выступление профессора состоялось после работы шести дискуссионных площадок, на которых обсуждались следующие темы:
1. «Ресурсы системы образования и их эффективность в достижении целей устойчивого развития» (модератор – Константин Романов, профессор, заведующий кафедрой философии образования СПб АППО).

2. «Образовательные процессы и результаты: опыт работы в новых условиях» (модератор – Ирина Гришина, профессор, проректор по научной работе СПб АППО).
3. «Проблема личностно-профессионального развития и руководящих и педагогических кадров» (модератор – Александр Шевелёв, профессор, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПб АППО).
4. «Цифровизация жизни общества и школы: новый вызов для менеджера образования» (модератор – Александр Кондаков, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», член-корреспондент Российской академии наук).
5. «Управление информационной политикой в виртуальном образовательном пространстве» (модератор – Сергей Ильченко, профессор кафедры телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета).
6. «Свобода и ответственность лидера образования» (модератор – Сергей Шингаев, профессор, заведующий кафедрой психологии СПб АППО).

Презентации

Итогом встречи стал обмен мнениями по ключевым вопросам современного образования, связанным с условиями самоизоляции и дистанционного обучения. Участники отметили, что ограничительные меры, принятые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, когда-нибудь закончатся, однако опыт, приобретённый в нестандартных условиях, пригодится в дальнейшей работе, которая продолжится в стенах общеобразовательных учреждений.

По итогам конференции будет издан сборник научных статей в электронном виде.
Программа видеоконференции

Презентации стратегической сессии
4-5-
/Ольга Василенко,
специалист по учебно-методической работе
Центра проектного развития и связей с общественностью СПбАППО/

В Петербурге началась реабилитация пациентов, перенесших COVID-19

С начала пандемии около 5,3 тысяч петербуржцев, заразившихся новой коронавирусной инфекцией, выздоровели. Однако пациенты, перенесшие инфекцию в среднетяжелой и тяжелой формах, нуждаются в реабилитации.

«COVID-19 вызывает серьезные последствия, связанные с повреждением органов дыхания. Требуется полноценная реабилитация, чтобы восстановить поврежденные участки легких и максимально восстановить дыхательную функцию»,- обращает внимание вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Эргашев.
По его поручению Комитет по здравоохранению обратился к руководителю Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу с просьбой о возобновлении программ реабилитации пациентов, перенесших пневмонию. В соответствии с Постановлением № 12 Главного санитарного врача города Наталии Башкетовой медицинская реабилитационная помощь петербуржцам, перенесшим пневмонию, в том числе вызванную COVID-19, стала оказываться с 27 мая.
Пациенты, которые не полностью восстановились после коронавирусной пневмонии, будут направляться на реабилитационное лечение прямым переводом из стационаров или по направлению поликлиник. Решение о госпитализации будет принимать отборочная комиссия учреждения, в которое направляется пациент.
Городская больница № 40 стала первым стационаром в Санкт-Петербурге, где стали оказывать медицинскую реабилитационную помощь.

Первыми на реабилитацию поступили врачи, которые переболели COVID -19. Сейчас в учреждении находятся 30 человек. Пациенты будут проходить курс физиотерапии, куда входит электростатический лимфодренажный массаж, магнито- и лазеротерапия. Также будут занятия лечебной гимнастикой и водные процедуры.
Медицинская реабилитация пациентов, перенесших COVID-19, будет проводиться в тех стационарах, у которых есть лицензия на реабилитацию.

Ссылка на видео — https://yadi.sk/i/Cjc-PD3xqWpkjQ.

/Информация Аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга О.Н.Эргашева/

/Пресс-служба Президентской  библиотеки/

Президентская библиотека ко дню рождения Александра Невского

30 мая 2020 года исполняется 799 лет со дня рождения Александра Невского, в следующем году будет отмечаться его 800-летие. В электронной коллекции «Александр Невский (1221–1263)», представленной на портале библиотеки, – исследования учёных и богословов, очерки и изобразительные материалы, посвящённые дипломату и воину, не проигравшему ни одной битвы.Александр Невский художник Корин

В 1236 году Александр был посажен на новгородское княжение.

Когда Александр достиг зрелого возраста и сам взял в руки бразды правления, на страну напали полчища монголо-татар, а между тем реальная угроза назревала со стороны Северо-Запада.

В материалах из электронного фонда Президентской библиотеки широко освещены две крупнейшие битвы великого князя – Невская битва 1240 года и Ледовое побоище 1242 года.

Эта победа, как считается, принесла Александру прозвище Невский. Слава о нём распространилась не только по всей Русской земле, но и далеко за её пределами. В историческом очерке Владимира Пичета «Великие русские полководцы; Александр Невский» говорится о значении сражения.

Далее князю Невскому пришлось принять бой с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Предвидя это, Александр проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным врагом – Золотой Ордой. И в этом ему помогли не только слава воина и мудрого правителя, но и огромное личное обаяние.

О грандиозном сражении русских с крестоносцами можно прочитать в изданиях «Невская битва и Ледовое побоище: исторический очерк» Сергея Кроткова, «Ледовое побоище» Владимира Мавродина, «Ледовое побоище» Самсона Глязера

Сокрушительной победой русских закончилась одна из самых знаменитых битв русского Средневековья, получившая название Ледовое побоище. После поражения на Чудском озере Тевтонский орден был вынужден заключить мир и отказаться от всех завоёванных новгородских и псковских земель.

Отражая атаки врагов на Западе, Александр прогнал послов папы римского Иннокентия IV, предлагавшего Руси принять католичество в обмен на помощь в борьбе с татарами. Он выбрал временную покорность Орде, поняв, что «монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу».

Понимание этого делает победы князя Невского на северо-западных рубежах России ещё более значимыми, что подчёркивает Михаил Хмыров в книге «Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси». «Бескорыстный и великодушный, милостивый „паче меры“, он без сомнения отказался бы от венных лавров, если бы враги не вызывали его. Но, раз взявшись за меч, он уже не останавливается на полдороге». Князь имел право сказать: «Кто придёт к нам с мечом, тот от меча и погибнет».Александр Невский

После смерти Александр Невский был причислен к лику святых и считается небесным покровителем русского воинства.

В 1724 года в Петербурге в честь благоверного князя Петром I был основан монастырь – Александро-Невская лавра, куда российский самодержец повелел перевезти останки святого князя Александра. 21 мая (1 июня) 1725 года императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского – одну из высших наград Российской империи.

/Пресс-служба Президентской  библиотеки/

Михаил Глинка «наполнил свои произведения поэзией народного творчества»

Glinka-21 июня 2020 года исполняется 216 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, великого композитора, основоположника русской национальной оперы, автора всемирно известных опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». В электронной коллекции «М. И Глинка (1804–1857)», представленной на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованиями биографов-музыковедов, очерками и изобразительными материалами, посвящёнными основоположнику национального направления в развитии русской музыки середины XIV столетия.

С 1817 года Михаил жил в Петербурге и учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, и его гувернёром стал поэт, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер.

В 1830 году Глинка впервые поехал за границу – через Германию и Швейцарию в Италию. Началось постижение блестящей итальянской, а затем и прочей европейской культуры. После знакомства с Беллини, Доницетти, Берлиозом он начинает развиваться как композитор.

В хранящейся в Президентской библиотеке электронной копии ежемесячного исторического издания«Русская старина. Г. 5 1874, Т.9, [Кн.4, апрель]»опубликованы записки Глинки того периода.

Будучи за границей, он вошёл также в соприкосновение «с величайшей серьёзностью немецкой музыки», – рассказывает Алексей Грузинский в издании «М. И. Глинка» (1904). Пробудившееся национальное самосознание с тех пор не покидало русского музыканта. Он понял, что творчество композиторов разных стран основывается на животворящем народном мелосе.

Мысль о создании национальной оперы завладевает его воображением.

В книге Василия Авенариуса «Создатель Русской оперы, Михаил Иванович Глинка» (1903) из фонда Президентской библиотеки описано, как создавался шедевр.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября 1836 года (по ст. стилю). В зале среди многих друзей Михаила Ивановича был и Пушкин.

«„Невозможно описать, говорит Глинка, моих ощущений в тот день, в особенности перед началом представления“… Публика, от которой ломился театр, дружно и много аплодировала, – читаем в упомянутом выше издании «М. И. Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность». – Эффектный же эпилог поразил даже самого автора. „Я был в чаду, пишет он, и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес“. Вслед за тем Глинку позвали в боковую императорскую ложу. Государь благодарил его…».

Незадолго до гибели Пушкина Михаил Иванович успел посвятить его в свои планы написать оперу по сюжету «Руслана и Людмилы».

«Весною 1842 года приехал в Петербург концертировать Ференц Лист и как раз на „Руслане“ показал своё феноменальное искусство: в салоне графа Виельгорского он прямо с листа сыграл всю громадную оперу,.. а затем отозвался с безусловной похвалой как о мелодичности оперы, так и о её фактуре», читаем в книге Василия Авенариуса «Создатель Русской оперы, Михаил Иванович Глинка».

Комментируя появление на русской сцене оперы «Руслан и Людмила», композитор Асафьев в своём музыковедческом исследовании «М. И. Глинка» отмечает главное: «Глинка воспевал то же, что и Пушкин: свет разума и ясность мудрости, и так же, как и великий русский поэт, памятуя о сокровищах человеческого сердца, ибо вне их дыхания нет ни музыки, ни истинной поэзии».

Место Михаила Глинки в отечественной культуре точнее других определил критик Владимир Стасов: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

 

В области появится виртуальная карта памятных мест

Российское военно-историческое общество приглашает жителей Ленинградской области присоединиться к новому проекту «Место памяти».

На сайте местопамяти.рф создана интерактивная площадка, где любой желающий может отметить памятные места Ленинградской области —  воинские мемориалы, памятники, братские  захоронения, связанные с событиями Великой Отечественной войны и другими военными конфликтами, а также героями, павшими за Родину.

Новый медиа-ресурс позволяет размещать фото и видеоматериалы памятных мест, а также обмениваться информацией об их состоянии и планировать совместные мероприятия — благоустройство памятников, субботники, церемонии возложения цветов и венков.

/Пресс-служба
губернатора и правительства Ленинградской области/

СМИ включили в перечень пострадавших отраслей

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, включающее деятельность в области СМИ и производства печатной продукции в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Михаил Мишустин: «Сейчас роль СМИ особенно важна: граждане должны получать оперативную и достоверную информацию о происходящем».

Пользоваться мерами поддержки, предусмотренными государством для представителей пострадавших отраслей, смогут издатели книг, газет, журналов, периодики, телекомпании и радиостанции, сетевые издания, информационные агентства. Также в перечень внесена деятельность, связанная с печатанием газет. В числе мер поддержки, которыми смогут пользоваться российские медиа, – полугодовая отсрочка по уплате всех налогов (кроме НДС), а также арендных платежей при использовании недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату зарплат, льготные кредиты по ставке 2% на любые цели, мораторий на банкротство, проведение плановых и внеплановых проверок.

Дополнительно для представителей малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей предусмотрена отсрочка по уплате страховых взносов (и снижение их размера в два раза, если заработная плата работников выше 1 МРОТ), реструктуризация выплат, сформировавшихся в период предоставления отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, сроком на один год ежемесячно равными долями.

Также для них действует прямая финансовая поддержка в виде субсидий (грантов), которые можно потратить на зарплаты, оплату долгов за коммунальные услуги. Средства предоставляются из расчёта 1 МРОТ на каждого сотрудника. Компании, которые в силу разных обстоятельств имеют  техническую задолженность по налогам и страховым взносам, могут претендовать на субсидию, если в сумме такая задолженность не превышает 3 тыс. рублей.

https://spbsj.ru/rossii-i-mira/smi-vkliuchili-v-pieriechie

 

 

Журналистский десант спас мемориал

«Мемориал в Старо-Паново сохранен и ждет благоустройства» так назывался материал, опубликованный на SPbSJ.ru по итогам поездки 5 марта представителей СМИ в рамках проекта «Победа75. Летопись славы и памяти» Союза журналистов СПб и ЛО. Рады сообщить, что в мае мемориал был благоустроен.

В поселке Старо-Паново Красносельского района Санкт-Петербурга журналисты увидели, как на месте, где нашли упокоение воины, участвовавшие в Старо-Пановской наступательной операции, по инициативе прихожан храма святых мучеников Андриана и Наталии, ветеранов и поисковиков,  появился новый мемориал.

Однако, на тот момент существование мемориала находилось под угрозой, военные захоронения планировалось окружить действующим кладбищем, не было речи и о благоустройстве. При этом здесь, в 200 метрах от ныне проходящего участка кольцевой дороги, недалеко от съезда на проспект Ветеранов и Таллинское шоссе, земля до сих пор таит в себе свидетельства тех сражений. Ведутся поисковые работы, находятся родственники погибших.

Тогда участвовавшие во встрече представители Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, местной администрации «Муниципальный округ Горелово» и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Евгений Никольский заверили журналистов, что не позволят вычеркнуть эту историю с карты Старо-Паново. И вот после 9 мая, настоятель храма Андриана и Натальи протоиерей Михаил (Стрельников) сообщил, что проведено благоустройство мемориала.

«Мы благодарны тому журналистскому десанту, который обратил внимание на проблему, повлиял на ситуацию. Значит, как только карантин завершится, здесь можно будет проводить акции, присяги с военкоматом, приводить школьников, ветеранов, гостей», — отметил отец Михаил.

Со своей стороны руководитель проекта «Летопись славы и памяти» Валентин Сидорин подчеркнул, что для прессы такие результаты крайне важны, они показывают действенность работы и доказывают, что сила слова не иссякла.

Проект «Победа75. Летопись славы и памяти» продолжается, после снятия ограничений, связанных с мерами по снижению рисков распространения COVID-19, выездные мероприятия для журналистов возобновятся.

https://spbsj.ru/spb/zhurnalistskii-diesant-spas

Новый электронный ресурс Санкт-Петербургской театральной библиотеки

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека представляет свою «Электронную библиотеку» (http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1-glavnaya) – новый электронный ресурс, открывшийся недавно на библиотечном сайте. Первыми на ее «полках» появились документы из коллекций, хранящихся в фондах библиотеки и наиболее востребованных читателями: собрание первых пьес Русского театра; издания библиотеки; дореволюционные журналы и газеты по искусству; редкие книги; театральная периодика 1920 — 1930 годов; архивные документы, описи архивных документов и многое другое. Ресурс постоянно пополняется новыми документами. Поиск внутри ресурса можно осуществлять по всему массиву документов, по конкретному разделу или отдельному документу.

Ко Дню города и Дню библиотек в разделе «Архивные документы» были размещены описи фондов деятелей искусств, хранящихся в Отделе редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов. Большинство из них – петербуржцы-ленинградцы, люди любившие наш город и очень много сделавшие для его процветания.

В этом разделе размещены тексты архивных описей ко всем прошедшим обработку фондам, хранящимся в архивном собрании библиотеки. Описи сопровождаются подробными аннотациями, раскрывающими состав и содержание архивных документов собрания. Архивное собрание Санкт-Петербургской театральной библиотеки ведет свою историю с 1919 года и к настоящему времени насчитывает более 12 000 единиц хранения.

В числе составляющих его материалов – рукописи, дневники, воспоминания, письма и другие подлинные документы выдающихся деятелей русского и зарубежного театра. Документы доступны исследователям в читальном зале Отдела рукописей и редких книг библиотеки.

/Информация Комитета по культуре СПб/