Новые исследования о блокаде Ленинграда

1 марта 2024 года в 14:00 (по московскому времени) в Президентской
библиотеке в рамках видеолектория «Знание о России» состоится лекция на тему: «Блокада: исследования продолжаются. Новые исторические источники и новые вопросы».

Нередко можно услышать мнение, что о блокаде Ленинграда известно
практически всё. Однако знакомство с историческими источниками показывает, что многие проблемы требуют глубокого дополнительного исследования.

В 2021 году в Санкт-Петербургском институте истории Российской академии наук была создана лаборатория «История блокады Ленинграда» специально для изучения разных вопросов: трудовой мобилизации населения, работы руководящих органов города и фронта, партизанского движения, культурной жизни города, военной повседневности и других.

О проблемах в изучении трагического опыта осады и обороны нашего
города, которыми сейчас занимаются исследователи, расскажут заведующий лабораторией «История блокады Ленинграда», старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, кандидат исторических наук Кирилл Болдовский, его коллеги – сотрудники Санкт — Петербургского института истории Российской академии наук кандидат
исторических наук Александр Стефаненко и младший научный сотрудник Дмитрий Муравьёв.

Подвигу слепых слухачей в годы блокады посвятит своё выступление
ведущий специалист народного музея истории Санкт-Петербургской
региональной организации Всероссийского общества слепых Никита Попов.

/Пресс — служба Президентской библиотеки/

«Дыхание Донецка» в Военно — историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи

Донецк_001.jpg

Автор фотографий, Жаннет Шершицкая, – член Творческого союза художников (секция фотографии), участник многочисленных выставок, блогер, активно занимается волонтерским движением.

Она регулярно ездит в Донецкую народную республику, собирает и отправляет посылки для участников СВО, посещает раненых в военных госпиталях, выступает перед бойцами. За время этих поездок было сделано немало фотографий, передающих облик нынешнего Донецка, его дух и дыхание. Они и легли в основу выставки «Дыхание Донецка».

Несмотря на то, что Жаннет бывала в городе, когда тот нещадно бомбили, и испытала весь ужас артобстрелов, она влюбилась в этот город и искренне восхищается тем, что гордый, непокорённый, свободный Донецк продолжает жить несмотря ни на что!

На ее фотографиях есть прекрасные городские пейзажи. Однако, это не просто виды города. За каждым снимком своя история. Купол храма за два дня до того, как туда попадёт снаряд и в куполе образуется пробоина… Донецк в тумане… Можно даже не понять, что это Донецк, и тем более не знать, каким спасительным бывает туман.

Оказывается, при сильном тумане не летают вражеские дроны, не скидывают гранаты. Но такое явление не часто. И поэтому на фотографиях Жаннет Шершицкой, конечно же, преобладают совсем другие «достопримечательности». По ним можно понять, к примеру, что осталось от центрального рынка после мощнейшего обстрела в декабре 2022 года. По словам художницы, запах гари на этом месте сохранялся целую неделю…

Объектив ее фотоаппарата запечатлел обыденные для сегодняшнего Донецка объявления – «По газону не ходить. Мины», «Укрытие», «В связи со сложившейся ситуацией временно работаем только на доставку», «Не приближайтесь к взрывоопасным объектам», «Мусор не бросать. Живут люди», «Если вы нуждаетесь в одежде, предметах быта или других вещах, вы можете бесплатно взять их с полки для себя и своих близких» и др.

На улицах Донецка можно увидеть и большой баннер с фотографией погибшего главы Донецкой народной республики Александра Захарченко с надписью «Скорбим. Помним» и от руки написанную записку, вставленную в пластиковый файлик: «Глубоко скорбим… Светлая вам память, ребята» на месте разрушенного ПТУ.

И, тем не менее, несмотря на то, что все еще падает град из ГРАДа по граду, как метко выразилась художница, Донецк – это живой город! В магазине продается «Мандарин. Абхазия», накануне Нового 2024 года украшались окна и вешались гирлянды, открыты парки и скверы, в храмах проходят службы, работает Дворец спорта «Дружба», на улицах много плакатов «РОССИЯ это наша ПОБЕДА! Это наша страна» и надписей на домах, схожих по содержанию с граффити «За Родину! За русских! За Донбасс!», а в местной поликлинике рядом с объявлением о правилах поведения в случае обнаружения коронавирусной инфекции вывешен гимн Донецкой народной республики, где есть такие слова:

Врагу не сломить нашу крепкую волю:
Мы духом и сердцем вовеки сильны!
Единству и братству славянских народов
Мы будем всегда беззаветно верны!

На выставке «Дыхание Донецка» представлено более 30 работ автора.
Она будет открыта до конца марта 2024 г.

Закон о конфискации имущества за преступления против национальной безопасности — в действии!

МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. В России уже вступил в силу закон о конфискации имущества за преступления против национальной безопасности, а с марта начнут действовать еще несколько нововведений, рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин в Telegram-канале нижней палаты. Он напомнил, что закон о конфискации имущества начал действовать с 25 февраля.

«Закон позволит наказывать тех, кто поддерживает и финансирует нацистский киевский режим, из-за рубежа льет грязь на нашу страну, солдат, офицеров и добровольцев, участвующих в СВО. Негодяи будут лишены почетных званий, а их имущество, деньги и иные ценности будут конфискованы», — написал Володин.

XIV Фестиваль моноспектаклей «Монокль» : Международный этап | 1–7 марта 2024

Моноспектакль – это особенный, актерский жанр спектакля-монолога с единственным исполнителем. Актер находится наедине со зрителем, что наделяет жанр особым драматизмом, исповедальностью, искренностью.

Фестиваль «Монокль» имеет богатую историю: в разные годы в нем принимали участие известные актеры Софико Чиаурели, Алла Демидова, Армен Джигарханян, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Юрий Томошевский, Евгений Гришковец и другие. По сложившейся традиции фестиваль не только представит работы признанных мастеров сцены, но и откроет новые имена. В программе заявлено много молодых актеров, представителей как государственных театров, так и независимых проектов. На фестиваль 2024 года было прислано 162 заявки.

Постоянный участник фестиваля «Монокль», Международный фестиваль АРММОНО (Армения, Ереван) покажет спектакль «Балерина/Варечка» (режиссер Елена Варданян) по мотивам новеллы Григория Константинопольского «Бешеная балерина». Северо-Казахстанский областной музыкальный драматический театр имени С. Муканова (Петропавловск, Республика Казахстан) привезет моноспектакль Асылхана Разиева «Записки сумасшедшего» (режиссер Думан Адыкенов), независимый проект из Королевства Бахрейн (Манама) – спектакль режиссера Джамала Альгайлана «До дальнейшего уведомления» с актрисой Рим Ванус.

Россию на международном этапе представят Москва, Владимир, Ульяновск и Вологда. Также в программу войдут спектакли, которые по решению жюри станут победителями петербургского этапа.

К знаменитым героиням русской классики обратятся актрисы Анна Дулебова в спектакле «Бедная Катька» по пьесе А.Н. Островского «Гроза» (режиссер Ольга Новицкая, Ульяновск) и  Мария Иваненко в  спектакле Камерного драматического театра Вологды  «Неточка» (режиссер  Яков  Рубин). 

Владимирский академический театр драмы привезет спектакль по пьесе Хадар Гальрон  «Моя мать – секретарь Ангела смерти» режиссера Вячеслава Терещенко. В роли Тами, единственной дочери родителей, переживших ужасы Освенцима –  актриса Анна Лузгина.

В программу Международного этапа также войдут три спектакля-победителя Петербургского этапа фестиваля, который прошел с 25 января по 10 февраля.

К текстам Гете и Пушкина уже в рамках Международного этапа обратится артист Николай Балобан в спектакле «Фауст» (Театральное Объединение ТОК, режиссер – Владимир Литвинов). К современной драматургии — моноспектакль «Друг мой» Олега Рязанцева (режиссер Семён Серзин, «Невидимый театр») по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика и «В лучах» по пьесе современного польского драматурга Артура Палыги (режиссер Анджей Бубень, Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета) с Лаурой Пирцхелаури в роли знаменитого ученого Марии Склодовской-Кюри. 

Завершится международный этап особенным спектаклем, который представляет ведущего артиста, блестяще владеющего актерским мастерством. Настоящим подарком для зрителей и участников фестиваля станет моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом» Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.  Художественный руководитель театра, народный артист России Константин Райкин прочет со сцены произведения своих любимых поэтов – Давида Самойлова и Александра Сергеевича Пушкина. 

Помимо основной программы и показа спектаклей, в рамках фестиваля «Монокль» запланирована дополнительная программа, которая будет включать в себя несколько мероприятий. В Театре-фестивале «Балтийский дом» будет организована фотовыставка «Участники Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» 1997-2024». Также состоится Круглый стол, посвященный жанру моноспектакля, и проект «Читаем А.С. Пушкина».

В онлайн-формате пройдут две видеолекции. Первая видеолекция будет посвящена народному артисту РСФСР, мастеру жанра моноспектакля Сергею Юрскому. Вторая видеолекция, «Великие чтецы А.С. Пушкина», расскажет о самых известных исполнителях произведений русского классика. Трансляции пройдут на официальной странице Театра-фестиваля «Балтийский дом» в социальной сети «ВКонтакте».

Также состоится музыкально-поэтический вечер памяти режиссера, актера театра и кино, театрального педагога, заслуженного деятеля искусств России Юрия Томошевского – одного из родоначальников жанра моноспектакля в Санкт-Петербурге. 

«Монокль» – это уникальная возможность для актеров показать все грани своего таланта и настоящий праздник для искушенных театралов. Фестиваль не только покажет лучшие современные моноспектакли, но и поможет зрителям погрузиться в историю жанра, увидеть   значение моноспектакля в контексте современного театрального искусства.

/Пресс-служба Театра — Фестиваля «Балтийский Дом»/

Музейная коллекция советского политического фарфора

1 марта в 14:00 в Музее политической истории России торжественно
открывается выставка «ПолитФарфор. Из собрания музея политической истории России». Выставка представит музейную коллекцию советского политического фарфора.

Рожденный революцией 1917 года, он стал мощным инструментом агитационно- массового искусства молодого советского государства. Коллекция начала формироваться сразу после создания музея — в 1919 году.

Выставка «ПолитФарфор» демонстрирует развитие и трансформацию идей агитации и пропаганды на протяжении всего времени существования советского государства. Изображение на тарелках, вазах, чашах коммунистических лозунгов, символики и портретов революционных деятелей положило начало формированию такого уникального явления, как агитационный фарфор.

В Стране Советов агитационно-массовое производство началось роскошно – на бывшем Императорском фарфором заводе. Властью была поставлена задача создать не просто посуду, а «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Лучшие его образцы должны были пропагандировать лозунги и атрибутику новой социалистической России.

Посетители музея смогут увидеть выдающиеся произведения мастеров Государственного фарфорового завода, которые под руководством блестящего художника и мастера орнамента Сергея Чехонина сумели воплотить самые яркие образцы искусства агитационного характера.

С самого начала над созданием фарфоровых изделий трудились лучшие отечественные художники и скульпторы – Н.И. Альтман, Н.Я. Данько, А.В.Щекотихина-Потоцкая, А.Р. Голенкина, М.В. Лебедева, В.В. Кузнецов, М.М. Адамович, Р.Ф. Вильде, З.В. Кобылецкая. Благодаря их работам агитационный фарфор превратился из стандартного товара в уникальное явление в искусстве, что явилось причиной его успеха на международных выставках и популярности среди зарубежных коллекционеров.

В течение всего советского периода, с изменением политической ситуации в стране, менялись и агитационная тематика, стилистика, художественные приоритеты. Постепенно, авторы уходили от прямой агитации, превращая свои работы в яркое праздничное украшение, не утратив при этом функции отражения идей социализма.

На выставке можно увидеть уникальные произведения 1930 – 1960-х годов, периода расцвета советского фарфора. В этот момент революционная тематика ушла на второй план, а художники переключились на изображение сюжетов из жизни советского общества. На смену пришло новое поколение художников – Э.М. Криммер, А.А. Лепорская, В.Л.Семенов, чьи работы можно увидеть на выставке.

/Пресс — служба ГМПИР/

Памяти павших воинов-десантников 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии

В память о погибших воинах-десантниках 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский лично-командный юношеский турнир по самбо «Подвига 6-й роты ВДВ».

По поручению Губернатора Санкт-Петербурга А.Д.Беглова в мероприятии принял участие вице-губернатор Санкт‑Петербурга Олег Эргашев. На церемонии открытия турнира присутствовали Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, сенатор от исполнительной власти Псковской области, командир 76 гвардейской Черниговской Краснознаменной ордена Суворова ДШД в течение 2013-2018 гг. гвардии генерал-майор Алексей Наумец, врио командира 76-й десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, гвардии полковник Юрий Голубович, президент регионального отделения Всероссийской федерации самбо города Санкт-Петербург Андрей Клямко, Герой России, Председатель Межрегиональной Общественной Организации «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», генерал-майор Геннадий Фоменко, ветераны, Герои России, родственники героев 6 роты. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заслуженный тренер России Юрий Авдеев зачитал приветствие от Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александра Бельского.

«29 февраля 2000 года 90 воинов-десантников 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии приняли неравный бой с террористами в Аргунском ущелье. Ценой своей жизни они совершили подвиг, с честью и достоинством исполнив свой воинский долг. У террористов нет национальности. События последних лет доказывают необходимость противодействия терроризму и экстремизму.

Выполняя приказ Верховного главнокомандующего В.В.Путина, сегодня десантники, помня наказы 6-й роты, повторяют их подвиги. Наши войны проявляя мужество и героизм, участвуют в специальной военной операции на Украине», − обратился к присутствующим вице-губернатор. Олег Эргашев отметил, что 24 года назад в бою участвовали пять петербуржцев. Память о них будет передаваться из поколения в поколение в произведениях искусства, мемориальных досках, школьных музеях, посвященных подвигу десантников 6-й роты.

В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года при проведении контртеррористической операции в Аргунском ущелье на территории Чеченской Республики герои-десантники приняли неравный бой с многократно превосходящими силами боевиков. Десантники ценой своей жизни предотвратили выход группировки на оперативный простор. Из 90 бойцов гвардейской роты погибли 84 десантника, пятнадцать из которых были жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

/Информация Аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга О.Н.Эргашева/

«Зооиндустрия-2024»

С 28 февраля по 1 марта в Экспофоруме пройдёт Международная специализированная выставка товаров и услуг для домашних животных «Зооиндустрия» – одно из крупнейших отраслевых событий в Северо-Западном регионе.

В мероприятии примут участие более 150 ведущих компаний зообизнеса из России, Беларуси, Германии, Китая, Турции и Саудовской Аравии. В тематических разделах Выставки представят товары для собак, кошек, декоративных птиц, экзотических животных, мелких животных и грызунов, террариумистики, аквариумистики и ветеринарной медицины.

Ученые СПбГУ собрали звуковой образ первого дня Великой Отечественной войны

Специалисты Санкт-Петербургского университета с помощью цифровых алгоритмов создали музыкальный отрывок первого дня Великой Отечественной войны, основанный на материалах из дневников очевидцев.

Сонификация данных — относительно новая дисциплина, которая занимается преобразованием различных текстовых данных в звук. Исследователи, основываясь на нейросетевых алгоритмах, присваивают определенным символам — буквам, словам — ноты, которые впоследствии можно собрать в звуковые фрагменты или даже музыкальные композиции.

Сегодня это не только смежная область сайнс-арта, но и расширение возможностей познания для людей с ограниченными возможностями. Так, например, люди с различными проблемами зрения могут услышать и узнать про научные достижения, открытия. Более того, иногда преобразование данных в звук упрощает анализ научных данных. Например, биологу Марку Темплу из Университета Западного Сиднея удалось сонифицировать ДНК человека, что позволило лучше распознавать повторяющиеся последовательности нуклеиновых кислот.

Специалисты лаборатории цифровой философии СПбГУ смогли сонифицировать фрагмент первого дня Великой Отечественной войны, основываясь на данных из дневников очевидцев событий.

«Мы взяли данные 17 дневников очевидцев первого дня Великой Отечественной войны проекта центра «Прожито». Это очень драматичные дневниковые воспоминания о дне, в котором люди еще не до конца понимали происходящее, многие, например, писали о теплом лете, которое они ждут.

Мы разделили информацию из дневников на три группы: позитивные, негативные и нейтральные, не обладающие четкой оценкой в тексте, а затем преобразовали их в звук с помощью цифровых алгоритмов», — рассказал аспирант СПбГУ Дмитрий Ярочкин, координатор лаборатории цифровой философии.

Ученые Университета извлекли массив данных, оцифрованных в языке программирования JavaScript, а затем перенесли их в алгоритм оценки эмоций текста «Достоевский» — алгоритм, преобразующий данные в последовательность чисел, где числам присвоены определенная эмоциональная окраска, от позитивной до негативной. Полученные данные — последовательности чисел — были загружены в сервис, присваивающий цифрам определенные ноты, которые затем исследователи собрали в музыкальный отрывок.

По замыслу авторов проекта человек сначала прослушивает полученный фрагмент, результат проделанной работы, а только потом узнает, на каких данных он основан, что позволит создать дополнительный эмоциональный эффект, не основанный на ожиданиях.

Как отметил Дмитрий Ярочкин, таким образом можно озвучить любую остросоциальную информацию и дать слушателю возможность более детального знакомства с ней и высокий уровень погружения.

Для информации
Постоянно действующий научно-практический семинар «Лаборатория цифровой философии» Санкт-Петербургского государственного университета занимается изучением вопросов философии с использованием современных технологий. Проект существует при поддержке муниципального центра молодежи «Охта» (Санкт-Петербург) и осуществляет свою деятельность в рамках малого научного мероприятия СПбГУ.

/Пресс — служба СПбГУ/

Презентация настольной познавательной игры ««Ленинградская битва. Операция «Искра»

28 ФЕВРАЛЯ в 12.00 в Музее обороны и блокады Ленинграда (Соляной пер, д.9) состоится презентация настольной познавательной игры ««Ленинградская битва. Операция «Искра».

Игра разработана и выпущена администрацией Калининского района по поручению Губернатора А.Д.Беглова к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В материалах игры использованы как хорошо известные факты, так и новые исследования историков научно-исследовательского отдела «Институт истории обороны и блокады Ленинграда» Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Игра «Ленинградская битва. Операция «Искра» получила высокие оценки школьников и педагогического сообщества.

***

В мероприятии примут участие глава администрации Калининского района Сергей Петриченко, директор Музея Елена Лезик, научные сотрудники научно-исследовательского отдела «Институт истории обороны и блокады Ленинграда» Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, учащиеся образовательных учреждений Петербурга, руководителям районных администраций и учреждений образования.

В ходе презентации представители всех районов Петербурга безвозмездно получат по 12 экземпляров новой игры, а также приглашение к участию в Первом городском историческом турнире, посвященном истории блокады, освобождения Ленинграда и героическим страницам Великой Отечественной войны. Турнир состоится в мае 2024 года.

/Информация Администрации Калининского района/

Более 4000 посетителей увидели выставку-инсталляцию «Непокорённый Ленинград»

0T8A3373.JPG

26 февраля 2024г. выставка-инсталляция «Непокорённый Ленинград» в Культурно-досуговом центре «Максим», посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, завершила свою работу.

За месяц работы — с 27 января по 26 февраля — масштабный проект, реализованный Приморским культурным центром, посетили более 4 000 человек. Три экскурсовода за время работы выставки провели 115 экскурсий в которых приняли участие 68 школ3 детских сада и 2 колледжа. Также по воскресеньям посетители могли самостоятельно осмотреть выставку, воспользовавшись аудиогидом. 

На площади более 400 квадратных метров был воссоздан уголок блокадного города. Посетители выстави увидели легендарную «полуторку», вмёрзшую в лёд, булочную, где по талонам выдавали суточную норму хлеба, стенд с газетами 1944 года, где можно прочитать новости того времени или увидеть афиши концертов и спектаклей, которые несмотря ни на что, проходили в то время, а также угол разрушенного дома, вызывающий щемящее чувство горечи. Все экспонаты выставки выполнены в натуральную величину.

Из уникальных экспонатов на экспозиции была представлена домашняя посуда, которая пережила блокаду – её передали блокадники специально для выставки. А также армейский термос, в котором носили горячую еду защитникам города, бидоны, с которыми на санках ездили мирные жители к проруби за водой. Деревянный ящик для боеприпасов и осколки настоящего разорвавшегося снаряда, найденные в земле Невского пятачка.

17 февраля выставку «Непокорённый Ленинград» посетил Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, побывав в КДЦ «Максим» в рамках рабочего объезда Приморского района. Он осмотрел экспонаты выставки, послушал экскурсию и пообщался с экскурсантами. 

Позади остались более 200 часов активной работы, а, чтобы реализовать задуманное, на создание проекта ушло более 40 литров краски, 4 000 шурупов, 200 метров ткани, а ещё 3 кубометра дерева и 150 метров синтепона.

Специально для проекта был снят фильм «Воспоминания жителей блокадного Ленинграда». Ветераны Приморского района дали интервью, поделились историями из своей жизни и сказали пожелания будущим поколениям.

Приморский культурный центр имеет опыт по созданию таких интерактивных инсталляций: блокадная комната в 2020 году и год назад окоп блокадных журналистов, которые проходили в менее просторных помещениях Дома культуры «Богатырский, 52». 

Видео: https://vk.com/video-171596754_456239956

/Отдел по связям с общественностью и рекламе
СПб ГБУ «Приморский культурный центр»/