В залах галереи Борей : Рубен Монахов. ЧТОВИЖУТОПОЮ Живопись

Berth.jpg

8 июня – 1 июля 2023

Вернисаж 8 июня в 18.00

Биография

Рубен Монахов родился в 1970 году в Ленинграде.В 1991 году окончил ЛХУ им. В. А. Серова (ныне СПбХУ им. Н.К. Рериха).С 1999 года член Санкт-Петербургского отделения Союза Художников.Член Фонда Тейлора (Франция) с 2016 года. Работает, преимущественно, в технике масляной живописи.Провёл более 30 персональных выставок в России и Европе.

Работы находятся в коллекциях: ММОМА Московский Музей современного искусства, Москва, Россия; Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, Россия; Villum Window Collection,
Копенгаген, Дания; в частных коллекциях в Бельгии, Германии, Испании, Италии, России, США, Финляндии, Франции, Японии.
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

ОТ АВТОРА

Творческий манифест | Artist Statement
Когда я был подростком, мне казалось, что XXI век — это недостижимо далекое будущее. И вот, это будущее уже вовсю наступило. Многие вещи, казавшиеся раньше фантастикой, теперь — прозаическая реальность.

Но стал ли человек от этого счастливее? Современный человек настолько пресыщен, в том числе и зрительной информацией, что, утратил способность удивляться. Ремесло визуальной имитации достигло такой степени совершенства, что возможным стало абсолютно все.

Но начал ли человек от этого острее чувствовать?
Житель XXI века мчится по жизни со второй космической скоростью. Зрительный аспект мира проносится перед ним непрерывной лентой, и его глаз успевает выхватить только самое кричащее и будоражащее, самое новое и необычное. Но даже это он не успевает пережить в полной мере.

Потому как новая информация уже не ждет — она уже лезет ему в глаза, проталкиваемая следующей, как пассажиры в Токийском метро.

Моя живопись — это история про красоту света и цвета в остановленном моменте времени. Никакой концептуальной чуши или ультрасовременных суперновых «идей». Просто живопись. Маслом по холсту. Точно так же, как это делали уже много поколений художников. Точно так же, но, все-таки, немного иначе. Субъективно. Ведь живопись — это очень личные переживания.

К выставке:
О том, что хочу стать художником, я догадался уже в шесть лет.
Мои учителя — сезаннисты и академисты — привили мне любовь к масляной живописи, и к картине, как объекту прекрасного. Отказаться от этой любви я так и не смог, да и не видел особой нужды.
А ещё они заразили меня бациллой модернизма…

Мои детство и юность пришлись на эпоху позднего СССР, где художник был вынужден высказываться эзоповым языком, пряча смыслы под вуалью формы.

Сегодня это снова становится актуальным. Ситуация даже усложнилась: мало того, что зритель вынужден научиться понимать пластический язык художника, ему ещё приходится разбираться с многоплановой смысловой структурой, описанной этим языком.
Ведь говоря о современном искусстве, мы говорим, в первую очередь, о смыслах.

Сейчас время, как будто, остановилось, а очертания будущего туманны. И, всё же, зима приходит на смену осени, весна сменяет зиму, а я — чтовижутопою.

На этой выставке я решил показать работы, созданные за последние полгода. В них — моё сегодняшнее восприятие города. Мои впечатления, чувства, мысли.

/Рубен Монахов/

www.borey.ru

«Поэзия как сопротивление языка». Поэтические чтения в Президентской библиотеке

6 июня 2023 года в 16:30 по московскому времени в Президентской библиотеке состоятся поэтические чтения, которые будут приурочены ко дню рождения Александра Пушкина и Дню русского языка. Разговор пойдёт о поэтическом языке.

Теория «трёх штилей», введённая Михаилом Ломоносовым, предусматривает высокий штиль в поэзии (оды, героические поэмы), средний (элегии и сатиры) и низкий (песни, басни). Высокопарный одический штиль высмеял Александр Сумароков, назвавший его «безобразным».

Позднее это мнение поддержали Александр Пушкин, усмотревший в высоком штиле вредное влияние на словесность», и Николай Гоголь, который также считал, что русской речи неприличны заимствования у соседей немцев размеров и форм стихосложения.

Каким должен быть язык русской поэзии? Можно ли определить критерии «правильного» поэтического языка? Споры об этом не утихают до сих пор.

Поэзия «простая», понятная с первого прочтения, или же«сложная»,
метафоричная, требующая напряженного вчитывания и эрудиции,
открывающаяся множеством планов и «приращением смыслов»? Стихи, копирующие реальность или выводящие за пределы обыденности?

Вопрос выбора заключён в самом языке, который словно находится в оппозиции по отношению к самому автору и читателю, опасаясь оказаться неточным, случайным, приблизительным. Именно поэтому поэзия превосходит ожидания читателя: подлинное поэтическое слово всегда неожиданно и внезапно, его невозможно предугадать и предвидеть.

О возможностях поэтического языка в Президентской библиотеке будут рассуждать поэты Герман Власов и Полина Кондратенко.

Присоединиться к мероприятию сможет любой желающий. Встреча будет транслироваться на портале Президентской библиотеки в разделе «Прямые трансляции»в соответствии с программой прямых трансляций мероприятий, на Rutube-канале учреждения, а также на странице в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

/Пресс — служба Президентской библиотеки/

Уполномоченный по правам человека в России и Президентская библиотека подписали соглашение о сотрудничестве

25 мая 2023 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина, подведомственной Управлению делами Президента Российской Федерации. Документ скрепили подписями генеральный директор Президентской библиотеки Юрий Носов и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

Соглашение было подписано в Президентской библиотеке в рамках Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, который проводится с 23 по 25 мая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова отметила: «Мы не только подписали соглашение, но и наметили конкретный план действий для того, чтобы повысить уровень правового просвещения и создать возможности для более эффективной работы по законотворчеству. Это и есть два основных направления нашей совместной деятельности в соответствии с федеральным конституционным законом».

Генеральный директор Президентской библиотеки Юрий Носов подчеркнул: «Предметом настоящего соглашения является установление партнерских отношений в области правового просвещения, а также изучение опыта по формированию эффективного информационно-правового пространства, обеспечивающего повышение правовой грамотности и культуры, правового сознания и социализации граждан».

В рамках соглашения планируются проведение совместной просветительской деятельности по вопросам прав и свобод человека, организация тематических форумов, конференций, семинаров, круглых столов, книжных выставок и других мероприятий.

Также соглашением предусмотрено взаимодействие по обмену информацией, пополнение библиотечных систем сторон изданиями и специальной литературой по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, совместная экспертно-аналитическая и научно-исследовательская работа и т.д.

Президентская библиотека, имеющая статус национальной библиотеки России, функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности.

В фонде библиотеки, который насчитывает более миллиона единиц хранения, представлены авторефераты диссертаций, посвящённые институту Уполномоченного по делам человека в Российской Федерации, в том числе его компетенцииконституционно-правовому статусуструктурно-организационным и функциональным особенностям и т.д.

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

В Петербурге открылся филиал фонда «Защитники Отечества»

В апреле 2023 года Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Глава государства поручил создать филиалы фонда во всех регионах страны.

Петербургский филиал начнет работу 1 июня, он располагается на улице Красного Текстильщика, д.10-12. Его готовность к работе проинспектировал губернатор Александр Беглов.

«Поручение Президента выполнено. Мы открыли региональное отделение федерального фонда «Защитники Отечества». Объединяем возможности федерального фонда, петербургского отделения и социальной системы нашего города», — сказал Александр Беглов.

Он подчеркнул, что фактически создана единая информационная межведомственная система, сотрудникам фонда будет обеспечен доступ к региональным системам данных. При этом обмен информацией будет проходить автоматически между фондом, социальными службами города и администрациями районов.

«В региональном фонде на постоянной основе можно будет получить юридическую помощь, психологическую поддержку. Есть прокат специальных средств для инвалидов – в общей базе данных есть информация об их наличии во всех районах города», — сказал губернатор, отметив, что фонд будет работать совместно с Центром занятости.

Председатель федерального фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева в своем обращении по видеосвязи отметила, что в каждом регионе России подготовлена инфраструктура и сформирована неравнодушная команда. «Наша работа заключается не только в адресной помощи. Мы должны сформировать в обществе чувство гордости за ветеранов», — подчеркнула она.

Филиал фонда «Защитники Отечества» в Санкт-Петербурге возглавил Александр Павлов.

Для работы в филиале прошли подготовку 48 социальных координаторов, которые будут адресно сопровождать ветеранов специальной военной операции и семьи погибших бойцов по всем вопросам.

В Петербурге уже действует система поддержки участников спецоперации и членов их семей. Выплачивается единовременная материальная помощь. Установлены дополнительные меры поддержки детей, пасынков и падчериц – они обеспечены бесплатным питанием в учебных заведениях, имеют право на проезд в общественном транспорте за счет бюджета города.

Семьи участников СВО освобождены от родительской платы за дошкольные образовательные учреждения. Детей во внеочередном порядке зачисляют в государственные образовательные учреждения. Также предоставляются путёвки с полной оплатой за счёт средств бюджета города для отдыха в детских лагерях и санаториях.

В городе выстроена работа по социальному сопровождению семей участников СВО. В поликлиниках созданы реабилитационные отделения, оснащенные необходимым оборудованием для восстановления и лечения воинов.

*

Задача фонда «Защитники Отечества» — содействие в получении всех полагающихся мер поддержки, включающей медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение, психологическую помощь, технические средства реабилитации и санаторно-курортное лечение. Также фонд будет оказывать содействие в переобучении и трудоустройстве ветеранов, помогать в решении бытовых вопросов. При необходимости для подопечных фонда будут организованы долговременный уход и адаптация жилых помещений под нужды инвалидов.

Кроме того, фонд будет заниматься вовлечением ветеранов СВО в общественные проекты, направленные на патриотическое воспитание граждан, сохранение исторической памяти и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Также фонд будет содействовать некоммерческим и волонтерским организациям, которые помогают ветеранам СВО и членам их семей.

Наблюдательный совет фонда «Защитники Отечества» возглавляет первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко. В составе Наблюдательного совета — руководители федеральных министерств и ведомств, представители общественных и ветеранских организаций, военные корреспонденты и журналисты.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Соглашение о сотрудничестве с Херсонской областной филармонией

26 мая в Белом зале Большого петергофского дворца состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между музеем-заповедником «Петергоф» и Херсонской Областной филармонией.

Выступая перед собравшимися, врио генерального директора музея-заповедника «Петергоф» Роман Валериевич Ковриков отметил: «Подписание соглашения о сотрудничестве с Херсонской Областной филармонией — это только первый шаг.

“Петергоф” выступил с инициативой перед Министерством культуры Российской Федерации о готовности организовать детские центры на новых территориях. Также мы пригласили к сотрудничеству ряд музеев Луганска и Херсона. Сотрудники музея-заповедника будут помогать коллегам в методологических разработках, в создании экскурсий, а также в пополнении библиотек музеев.

Это очень важно, потому что таким образом новые территории станут частью единого культурного пространства России. Мы благодарим Министерство культуры Российской Федерации за поддержку наших инициатив и хотим развивать их дальше».

В Петергофе существует давняя традиция проведения концертов классической музыки в Большом петергофском дворце. Поэтому именно здесь в августе 2023 года выступит оркестр Херсонской Областной филармонии с серией концертов, посвященных юбилейному году Сергея Рахманинова.

Владимир Иванович Яценко, врио генерального директора Херсонской Областной филармонии, рассказал о летней концертной программе: «Наши планы очень большие, я сказал бы, громадные. Мы приедем сюда в августе с концертами, посвященными 150-летию со дня рождения Рахманинова. В репертуаре будут арии из опер и другие музыкальные произведения. Для нас очень высокая честь выступать в Петергофе».

После подписания соглашения музей-заповедник «Петергоф» совместно с Министерством культуры РФ передал в дар микроавтобус на 16 мест для нужд филармонии. Владимир Иванович поблагодарил музей-заповедник «Петергоф» и Министерство культуры РФ за важный подарок: «Материальная поддержка со стороны российской культуры для нас важна, нужна и актуальна.

На этом прекрасном автомобиле, который нам сегодня подарили, мы сможем давать выездные концерты. Их сегодня так не хватает нашей филармонии. Мы будем выступать перед воинами, перед населением, перед теми, кто сегодня нуждается в духовной поддержке».

/Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»/

В Курской и Белгородской областях прошли гастроли театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

С 25 по 27 мая 2023 г. в Курской и Белгородской областях состоялись гала-концерты «Опера и оперетта» театра «Санктъ-Петербургъ Опера», которые посетили около 1500 жителей Железногорска, Губкина и Старого Оскола. 

Три дня выступлений, овации стоя, восторженные отзывы, улыбки и слезы радости — таковы итоги гастролей. В концертах приняли участие оркестр театра под управлением Александра Гойхмана, концертмейстер Анна Цыблова и ведущие солисты, лауреаты международных конкурсов Светлана Арзуманова, Наталья Воробьева, Александр Коряков, Александра Ляпич, Софья Некрасова, Ярамир Низамутдинов и Алексей Пашиев.

«Жители Железногорска, Губкина и Старого Оскола подарили нам очень много сил, я видел, как артистам было легко петь, потому что публика отдала нам всю свою энергию. Весь коллектив влюбился в эти города, в людей, которые побывали у нас на концертах.

Знайте, что мы всегда готовы сюда приехать и подарить наше мастерство, искусство и положительные эмоции», — поделился своими впечатлениями основатель и художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров.

Коллектив «Санктъ-Петербургъ Опера» выступил в Железногорске, Губкине и Старом Осколе впервые. Это стало возможным благодаря победе театра в конкурсе гастрольных грантов «Культурная афиша», организованного Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» при поддержке компании «Металлоинвест».  

Фото: https://disk.yandex.ru/d/GmC3AERXL17jfg

Фотограф: Александр Белашов

/Пресс-служба «Санктъ-Петербургъ Опера»/

«Лазги. Танец души и любви» : Российская премьера балетного спектакля

Лазги. Танец души и любви 1.jpg

7 июня 2023 года на основной сцене Александринского театра при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана состоится российская премьера балетного спектакля «Лазги. Танец души и любви».

Эффектная постановка известного немецкого хореографа и балетмейстера Рауля Раймондо Ребека посвящена древнему народному танцу лазги (лязги), который был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

История хорезмского танца, олицетворяющего собой народную мудрость и окутанного множеством тайн и загадок, насчитывает три тысячи лет. Захватывающая энергетика, зажигательные движения, уникальный стиль, основанный на сложном рисунке танца, — все это делает лазги выдающимся культурным феноменом.

Спектакль Национального балета Узбекистана был впервые представлен публике в 2021 году и сразу стал сенсацией, завоевав восторженные отзывы зрителей. 

 В основе балета — история о любви к танцу и самой жизни. Сюжет начинается тысячелетия назад, в великую эпоху караванов, шедших через Центральную Азию по Великому шелковому пути. В зной пустыне под песни шаманов пробуждается Любовь и начинает свой вечный танец бессмертная Душа.

Фантастическое путешествие из прошлого в будущее — это история Души, воплощающей в себе многовековые традиции и народный темперамент, и Любви, следующей за ней через все эпохи. История народа, память предков, голоса духов — в каждом действии балета связь времен становится все крепче, чтобы в финале Душа и Любовь стали неделимым целым.  

Над балетом работала международная команда, состоящая из выдающихся художников нашего времени. Музыка написана композитором Дэвидсоном Джаконелло, потрясающие декорации и световые эффекты создала всемирно известная японская мультимедийная художница Йоко Сеяма.

Автор либретто и хореограф-постановщик — Рауль Раймондо Ребек, знаменитый немецкий танцовщик, балетмейстер Дортмундского балета и художественный руководитель NRW Junior Ballet. В 1987–2008 годах он был ведущим солистом Берлинской государственной оперы, Немецкой оперы и балета Аалто Театр в Эссене, удостоен престижных международных наград, включая Prix de Lausanne.

Работал со многими звездами мировой сцены, от Уильяма Форсайта и Иржи Килиана до Мориса Бежара, Рудольфа Нуреева и Ролана Пети.

В качестве балетмейстера и хореографа сотрудничал с коллективами из Германии, Австрии, Швейцарии, Монако, США, Канады, Японии и Гонконга. Его постановки украсили репертуары театров Дортмунда, Мюнхена, Штутгарта, Берлина, Карлсруэ, Нью-Йорка, Сеула и Астаны. 

Потрясающая хореография Раймондо Ребека, объединяющая традиционный древний танец с элементами классического балета, представит зрителям всю роскошь Востока и магию Великого Шелкового пути.

Сочетание красочности и чувственности, традиций и современности, пылающей энергии и глубокого символизма уже стали сенсацией в мире хореографии. Очарование уникального танца и завораживающее звучание народных музыкальных инструментов, невероятная световая партитура и новейшие сценические технологии, а также, конечно, блестящее исполнение труппы Национального балета Узбекистана не оставят никого равнодушным! 

  ***

Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан основан в 2017 году постановлением Президента Шавката Мирзиёева.

Миссия Фонда – интеграция культуры Узбекистана на международном уровне, развитие возможностей внутри страны посредством создания инклюзивной и доступной среды в культурных учреждениях, реновация музеев, развитие меценатства и формирование кадрового потенциала для музеев, театров и других культурных институций.

Проекты Фонда охватывают несколько направлений: искусство, литература, театр, музыка, архитектура, хореография, кино. Применяя междисциплинарный подход и объединяя специалистов из разных стран, Фонд способствует развитию культурной дипломатии между странами СНГ, Европы и Азии.

/Василиса Сердобольская/

К Островскому на площадь Островского

4 июня в Санкт-Петербурге пройдет театрализованный музыкальный праздник, посвященный 100-летию площади Островского и 200-летию со дня рождения великого драматурга.

Проект проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Организаторы проекта – Некоммерческое партнерство содействия реализации культурных проектов «Искусство XXI век», Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина, Театр-фестиваль «Балтийский дом».

В 2023 году череда праздничных событий, приуроченных к 200-летнему юбилею Александра Николаевича Островского, радует почитателей его литературного таланта по всему миру.

100 лет назад, 6 октября 1923 года, место перед Александринским театром получило новое название – площадь Островского. Первое её наименование было Аничковская, 13 августа 1832 года присвоено название Александринская площадь, связанное с тем, что рядом находится Александринский театр.

Именно юбилею площади, а также 200-летию А.Н. Островского будет посвящен театрализованный музыкальный праздник «К Островскому на площадь Островского».

4 июня площадь перед Александринским театром и близлежащие к ней территории вдоль Екатерининского сквера превратятся в пространство творчества драматурга.

Праздничная программа

     12:00 – 17:00

Петербуржцев и гостей города организаторы приглашают выйти за пределы привычных представлений об Островском. Ведь, как известно, Александр Николаевич был весьма разносторонней личностью.

И помимо литературы он, например, страстно увлекался народными промыслами и, особенно, резьбой по дереву. В имении Щелыково была даже организована столярная мастерская, станок из которой сегодня находится в Доме-музее драматурга в Москве на Малой Ордынке.

На площади Островского будет работать настоящая «Академия ремесел», где под чутким руководством опытных мастеров каждый желающий сможет освоить азы традиционных русских промыслов и сделать памятный сувенир своими руками (не хуже, чем у Островского). 

В ходе интерактивной программы профессиональные гримеры и костюмеры помогут гостям праздника преобразиться в героев пьес русского Шекспира. Одна из зон будет посвящена трилогии о Мишеньке Бальзаминове, другая – пьесе «На всякого мудреца довольно простоты».

Участники экскурсионный программы получат уникальную возможность посетить вместе с гидами Александринский театр, узнать о его истории и судьбе постановок по пьесам Островского на легендарной сцене.

13:00 – 15:00

На Большой сцене состоится одно из двух главных событий праздника – концерт «Необыкновенный Островский». Ведущие театры города, в репертуаре которых идут постановки по пьесам драматурга, примут участие в «соревновании» за право установить возле своего здания первый в Петербурге памятник Островскому, подобно тому, что установили в Москве на Театральной площади перед зданием Малого театра в 1929 году.

 Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке, Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н.П. Акимова, Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, Драматический театр «На Литейном», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, Санкт-Петербургский  музыкально-драматический театр «Буфф» имени И.Р. Штокбанта, Театр Эстрады им. Аркадия Райкина, Драматический театр на Васильевском, Театр-фестиваль «Балтийский дом» – каждый театр, выходящий на сцену, будет доказывать право на «строительство».

В результате – выиграет Санкт-Петербург и победит талант: на глазах у зрителей возникнет нерукотворный памятник Островскому, созданный из его великих пьес, что не сходят с театральных подмостков уже почти два века. Режиссером концерта выступит Александр Исаков.

17:00 – 18:30

В 17.00 праздник перейдет в качественно новую фазу. На сцене появится один из лучших оркестров Санкт-Петербурга — оркестр Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина (Театр «Мюзик-Холл») «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело, и творчество знаменитого драматурга предстанет в совершенно новом, во многом неожиданном ракурсе, при котором к известным монологам и диалогам из его пьес присоединится еще и оперное пение.

Далеко не всем известно, что к некоторым драмам Островского обращались великие русские и даже зарубежные композиторы, чтобы написать на их основе оперы или просто музыку к постановкам. Например, с произведений Островского начинал свой путь Петр Ильич Чайковский (опера «Воевода»), а знаменитая опера-сказка «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова также плод совместной работы драматурга и композитора.

Многое из того, что прозвучит в этот вечер, является всеми любимыми шлягерами, но публику ждут также и очень интересные открытия. 

Спектакль, который начнется в 17.00 можно считать кульминацией дня Островского, поскольку он задуман, как пластическое единство драматических, оперных и танцевальных сцен, то есть как раз такая композиция, которую любил смотреть в театрах сам Островский. Тем более, что ожидается прибытие самого великого драматурга в исполнении заслуженного артиста России Николая Смирнова.

Связующим элементом всего спектакля станет диалог драматурга с артистом театра Ленсовета Максимом Ханжовым, из которого гости узнают о некоторых секретах Александра Николаевича Островского, связанных с его творчеством, отношением с обществом двух российских столиц и с коллегами-писателями. Также в проекте заняты артисты петербургских театров Марианна КоробейниковаРоман Дряблов, Евгений Баранов, хор, балет и солисты Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина (Театр «Мюзик-Холл») Елизавета Михайлова, Людмила Федорова, Анастасия Самарина, Анна Викулина, Назия Аминева, Павел Шнипов, Дмитрий Григорьев-Кан, Тигрий Бажакин, Владислав Успенский, Мария БояркинаДмитрий Мулярчик. 

Режиссёром и автором сценария выступит известный петербургский режиссер Виктор Высоцкий.

Александр Николаевич Островский был подлинным новатором, преодолевавшим границы театральных жанров и сценических условий. Его творчество оказало влияние на всю русскую культуру: от музыки и живописи до кинематографа.

Театрализованный музыкальный праздник «К Островскому на площадь Островского» познакомит петербуржцев и гостей города с миром драматурга, чтобы и после его юбилея каждый смог двигаться вперед к Островскому – в театр, концертный зал или музей!

Пресс — служба Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина (Театр «Мюзик-Холл»)

Счастье актера Несчастливцева

Юбилей самого известного русского драматурга Александра Островского театр Комедии им.Н.П.Акимова отметил премьерой спектакля «Лес».

Каждый талантливый спектакль рождает в нашем сознании ряд
параллельных образов. Главная ассоциация, которая возникает в
связи со спектаклем «Лес» по пьесе А.Островского,— маятник.

На сцене театра Комедии им.Н. Акимова разворачивается действие,
затягивающее в себя подобно инструменту гипнотизера. Поначалу
режиссер Татьяна Казакова запускает этот маятник неспешно. Мы
достаточно подробно знакомимся с героями, выслушиваем их монологи и постигаем их внутренний мир.

Потом амплитуда движения становится сильнее, оно захватывает все новых участников, стремительно срывает покровы помыслов и тайн. И вот уже на сцене бушуют страсти, и маятник истории не просто раскачивается, он крутится, как пропеллер. А потом маятник снова замедляет свой ход… 

Маски сброшены, и жизнь приобретает новый ритм. Эта внутренняя динамика спектакля и является одной из самых отличительных его черт. Островский — это классика, и современные режиссеры, экспериментируя, порою лишь грубо калечат материал. Татьяна Казакова, напротив, относясь к тексту крайне бережно, предлагает свой, авторский, ни на что не похожий, способ погружения в него.

Начинают спектакль два актера. Трагик Геннадий Несчастливцев — заслуженный артист России Сергей Кузнецов. И комик Аркадий Счастливцев — Виталий Кузьмин. Они одинаковые?

Конечно! Они разные? Абсолютно.

С этой задачей показать людей единых в своем мироощущении, но абсолютно разных в своем поведении актеры справляются блестяще. Несчастливцев из разряда абсолютно правильных людей. Он стойко переносит все испытания, посылаемые жизнью, любит даже тех, кто явно любви недостоин. Геннадий живет высокими идеалами и верен им и на сцене, и в жизни. Счастье для него – служить сцене, служить людям.

Счастливцев же — эдакий мелкий бесенок,  мошенник. Кузьмин просто смакует эту роль, делая персонаж невероятно обаятельным. Ну а что такого… занять у ключницы денег и сбежать? Счастливцев же не виноват, это все бедность. Для Алексея Буланова (актер Владислав Несин), недоучки и красавчика, бедность — не досадное обстоятельство, а главный враг.

И цель жизни — победить ее любой ценой. И Буланов радостно, без
тени сомнения, продает и тело, и душу. Раиса Гурмыжская
(народная артистка России Эра Зиганшина) готова купить себе молодого мужа, а он только того и ждет!

А теперь вспомним Счастливцева. К его услугам влюбленная в него ключница! Странно, но этот плутишка оказывается… неспособным на подлость. Он выпьет наливочки, но не унизит женщину. Сняв парик и состроив «козью морду», он смешно напугает ее, но в разухабистом отчаянии своем не утратит благородства. А почему же эта троица так по — разному относится к бедности?

Не будем забывать, Несчастливцев и Счастливцев — актеры.
Именно в этом их упрекают, именно за это их презирают. Фарисеи
полагают, что лицедейство — грех. Но в том-то и дело, что актеры
доносят до людей истины, призывающие сохранить систему вечных ценностей. И хорошие актеры не просто несут искусство людям, они сами наполняются им, пропитываются им изнутри.

Именно потому Несчастливцев и не копит деньги, а как только появляется лишняя копейка, начинает подкармливать собратьев по сцене. Именно потому он отдает последнее, лишь бы его сестра Аксюша была счастлива. Что такое этот спектакль, если не гимн актерству, делающему человечество лучше!

А что же те, кто клянет актеров? Актеры надевают маски открыто, и для дела. А вот добропорядочные люди зачастую носят маски тайно. Как, например, Раиса Гурмыжская в блистательном исполнении Эры Зиганшиной!

Вот она встречает соседей-помещиков – чопорная благовоспитанная гранд-дама, оплот местной нравственности. Через минуту отвлеклась, расслабилась, «уронила» лицо — и перед нами хищная, злобная стяжательница, пекущаяся только о собственной выгоде. Вот — смиренная праведница и заботливая тетушка, а вот — умело скрывающая истинные желания и алчущая телесных удовольствий ревнивица.

Непрактичная хозяйка, обиженная девочка, умудренная опытом
женщина, томная обольстительница, циничная покупательница,
надежный друг – свои личины Гурмыжская меняет легко и уверенно, никого по-настоящему не любя и ни за кого всерьез не переживая.

Упоительно наблюдать за тем, как гениальная театральная актриса на сцене играет гениальную актрису в жизни. Как же она хороша и бесконечно эффектна эта Гурмыжская!

А на другом полюсе — бедная племянница Гурмыжской Аксюша. В исполнении Дарии Лятецкой в этом лесу человеческих страстей и неправд она, пожалуй, единственная, кто остается самой собой, кто не скрывает лица под масками, кто ни во что и ни с кем не играет. Кто умеет сильно чувствовать и жить чувствами.

Красивая, нежная, трепетная. Не женщина — «эфир», как говорили о другой героине Островского, о Ларисе из «Бесприданницы». Или как Катерина в его же «Грозе», с тем же внутреннем желанием полета. И той же готовностью  утопиться, потому что это лучше, чем подчиниться или жить вяло, тихо, не имея работы для души.

Правда, неожиданно у Аксюши возникает альтернатива – уйти из
глухомани леса вместе с актерами. Ходить по миру, служить искусству, бороться с нищетой, но доносить до людей понятие нравственности.

Прав был Несчастливцев, эта девушка стала бы отличной актрисой. Но выбрала она любовь. И сумела незадачливого возлюбленного своего, Петра (артист Александр Матвеев), поднять до высоты и красоты своих чувств. «Как же ты любишь!» — потрясенно прошепчет он. И, расправив плечи, сбросит маску боязливого купеческого сынка.

Его отец Восьмибратов (молодой артист Александр Корнеев очень смешон, но убедителен в этой возрастной роли) — маленький, кривоногий, хитроватый мужичок, скупает у Гурмыжской лесные угодья. Объегорить, подкузьмить….помните такие русские слова? Это все вот про таких.

Они тоже боятся бедности и стремятся извлечь выгоду из всего. И их дети — это капитал, в который вкладывались, и который должен хотя бы частично вернуться. С Гурмыжской они одного поля ягоды: в душе у них нет места для доброты и самопожертвования. Так что в этом лесу, лесу дремучих, глубоко укоренившихся, безнравственных принципов, разрушающих правду и чистоту, один настоящий человек, один воин – актер Несчастливцев.

Счастливцев -Виталий Кузьмин,Несчастливцев - з.а.России Сергей Кузнецов. Лес. Театр Комедии им.н.п.Акимова.JPG
Гурмыжская  - Эра Зиганшина.JPG

/Светлана Исакова/

День эколога – 2023

5 июня 2023 года на территории Таврического сада в Санкт-Петербурге состоится экологический фестиваль «День Эколога – 2023», посвященный Дню эколога и Всемирному дню окружающей среды.

Организатор акции – Комитет по природопользованию. Акция проходит при поддержке администрации Центрального района, исполнитель – Санкт-Петербургское городское отделение «Всероссийского общества охраны природы».

Для гостей масштабного праздника подготовлены разнообразные активности. Интересно будет детям и взрослым, профессиональным экологам и всем, кто увлечен вопросами экологии в современном мире, осознанности и здорового образа жизни.

Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области представят фотовыставку заповедной природы. Чудесными историями спасения диких животных поделятся профильные организации.

Специалисты охраны природы, природопользования и научные сотрудники исследовательских институтов выступят с лекциями об экологии, а полезные эко-привычки обсудят в формате открытого ток-шоу. Узнать больше о раздельном сборе отходов поможет интерактивная площадка Невского экологического оператора.

Испытать свои физические возможности гости праздника смогут на площадке экоэстафеты и эко-ГТО, а умственные – в турнирах по настольным играм и распайке компьютерных плат и в эковикторине «КвизПлиз».  

На мероприятии будет организован прием опасных отходов. Все желающие смогут сдать отработанные батарейки и аккумуляторы, энергосберегающие лампы, градусники, бытовую химию, лекарства с истекшим сроком годности и другие опасные отходы. Гостям фестиваля также продемонстрируют работу передвижной лаборатории мониторинга атмосферного воздуха.

Обменяться книгами и сделать красивые снимки можно будет в специальных локациях на территории Таврического сада.

Праздник завершится концертом и торжественным награждением.

Подробное описание активностей праздника будет публиковаться в группе «День Эколога – 2023» ВКонтакте: https://vk.com/ecospb2023.

Вход свободный по предварительной регистрации: https://vk.com/ecospb2023?w=app5575136_-213328155

/Информация Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности/