ВОЛОНТЁР КРАЕВЕДЕНИЯ

К юбилею историка и общественного деятеля Сергея Сковпнева

Сергей Сковпнев и его любимый кот Эдвин
Сергей Сковпнев и его любимый кот Эдвин

На днях администрация Гатчинского муниципального района наградила почетной грамотой энтузиаста, историка и краеведа, уроженца Гатчины С.Л. Сковпнева, которому 5 июня этого года исполнится 50 лет. 35 из них Сергей Леонидович отдал изучению, сохранению и пропаганде памятников истории культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Однако начинал свою деятельность С.Л. Сковпнев в городе Гатчина. Больше десяти лет проработал ответственным секретарем Гатчинского городского (районного) отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Был издателем и главным редактором информационного историко-краеведческого бюллетеня «Приорат», газет «Коннетабль», «Русский краевед» и «Новый «Приорат».

Является автором посвященных Гатчине и Гатчинскому району книг «Егерская слобода» и «Приорат» из Гатчины», серий путеводителей «Императорская Гатчина» (три путеводителя — по Гатчинскому парку, дворцу и городу); «Столица дачная России: по Сиверской и окрестностям»; «Золотое кольцо Ленобласти: путеводитель от Купчино до Вырицы по Витебскому направлению Октябрьской железной дороги» и «Золотое кольцо Ленобласти: путеводитель от Лигово до Гатчины по Балтийской железной дороге».

С.Л.Сковпнев на III Санкт-Петербургской выставке исторической литературы, проходившей на киностудии «Ленфильм». 2019 г.
С.Л.Сковпнев на III Санкт-Петербургской выставке исторической литературы, проходившей на киностудии «Ленфильм». 2019 г.

В 2010 году совместно с обществом «Знание» Сковпнев организовал клуб краеведов «Старая Гатчина» на базе Гатчинского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. За собственные средства целенаправленно приобрел несколько раритетных предметов для передачи в культурные и образовательные учреждения Гатчины и Гатчинского района. Уже много лет оказывает методическую помощь по созданию школьных краеведческих музеев и читает лекции в средних образовательных заведениях.

В разные годы по инициативе С.Л. Сковпнева в Гатчине были установлены мемориальные доски почетному гражданину города С.И. Рождественскому; уроженцу Гатчины, поэту-акмеисту, переводчику М.Л. Лозинскому; первому председателю Гатчинского совета рабочих и солдатских депутатов Н.Я. Кузьмину и памятный знак в честь великой княжны Татьяны Николаевны, дочери императора Николая II, на средства которой была сооружена платформа «Татьянино».

С.Л.Сковпнев на открытии памятного знака в честь великой княжны Татьяны Николаевны, дочери Императора Николая II, на средства которой в 1916 году была сооружена платформа «Татьянино» в Гатчине. 2018 г.
С.Л.Сковпнев на открытии памятного знака в честь великой княжны Татьяны Николаевны, дочери Императора Николая II, на средства которой в 1916 году была сооружена платформа «Татьянино» в Гатчине. 2018 г.

На вопросы о том, как пришел в краеведение и почему продолжает им заниматься, хотя дело это вовсе не прибыльное, Сергей Леонидович отвечает следующее:

«Вообще-то я мечтал стать археологом. Пробовал ковыряться понемногу в земле в Малом Верево и даже кое-что находил: монеты царской чеканки, домашнюю утварь. Впрочем, история и археология — родственные науки. В историю я влюбился, еще сидя за школьной партой. В школе же вел кружок краеведения. Потом стал часто бывать в Гатчинском краеведческом музее, по возможности помогал пополнять фонды: передал найденную мной в одной из деревень бронзовую люстру с подвесками, утюг с трубой середины XIX века, около десятка газет «Красногвардейская правда» и другие печатные издания, выходившие до войны.

Конечно, на культуре много не заработаешь. Но нас, русских людей, живущих по всему миру под разными государственными флагами, объединяет именно культура — наши корни, наша принадлежность к историческому государству Российскому и основе нашей национальной духовности — православию.

Император Александра III говорил: «Русскими я считаю всех тех, кто родился в России и называет ее своей Родиной». А Родину нельзя любить громко или с перерывами. Это любовь нешумная, бескорыстная, она стыдится говорить о себе… Это же в полной мере относится к нашей малой родине — Гатчине. Для меня это начало всех начал, поэтому я уже тридцать пять лет занимаюсь краеведческой, общественной и образовательной деятельностью, стараясь доказать, что далеко не всё в современном обществе продается и покупается.

У нас есть много хорошего, но его надо найти, заметить. И обязательно нужно работать с подрастающими поколениями, ведь именно им мы передаем эстафету по сохранению нашего культурного наследия, поэтому нужно дать нашей молодежи возможность прорасти, осознать себя, свою полезность обществу, стараться и тянуться туда, где широкие дороги, где простор мечтам и надежды».

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

СКОВПНЕВ Сергей Леонидович
историк, краевед
Родился 5 июня 1972 года в городе Гатчина Ленинградской области.
Учился в Гатчинской средней школе №1 и Веревской средней общеобразовательной школе, где и начал заниматься краеведческой деятельностью. В частности вел кружок «Краеведение». В 1991 году окончил СПТУ №238 города Гатчины; в 1997-м — кафедру «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» Санкт-Петербургского государственного института культуры имени Н.К. Крупской.

С.Л.Сковпнев и старейший сотрудник Гатчинской городской библиотеки имени А.И.Куприна Е.В.Ботова на выставке «Монументальное и монументально-декоративное искусство города Гатчина с 1922 по 1992 год». 1997 г.
С.Л.Сковпнев и старейший сотрудник Гатчинской городской библиотеки имени А.И.Куприна Е.В.Ботова на выставке «Монументальное и монументально-декоративное искусство города Гатчина с 1922 по 1992 год». 1997 г.

В ноябре 1990-го был назначен ответственным секретарем Гатчинского городского (районного) отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и главным редактором единственного на тот момент в регионе информационного историко-краеведческого бюллетеня «Приорат». Избирался делегатом VII и IX съездов ВООПИиК России.

Являлся ответственным секретарем ассоциации «Пажеский дом», итогом деятельности которой стало возрождение православного храма Пажеского корпуса и открытие Музея пажей в Мальтийской капелле. Принимал активное участие в возвращении из небытия утраченных дворянских фамилий: Митинских, Фёдоровых, Рождественских-Абаза, Фальц-Фейнов–Епанчиных.

Директор библиотеки Санкт-Петербургского суворовского военного училища О.В.Попова-Сильченко, С.Л.Сковпнев, барон Э.А.Фальц-Фейн и член Всемирного клуба петербуржцев Н.П.Рождественская на открытии мемориальной доски С.И.Рождественскому на его доме в Гатчине. 1998 г.
Директор библиотеки Санкт-Петербургского суворовского военного училища О.В.Попова-Сильченко, С.Л.Сковпнев, барон Э.А.Фальц-Фейн и член Всемирного клуба петербуржцев Н.П.Рождественская на открытии мемориальной доски С.И.Рождественскому на его доме в Гатчине. 1998 г.

Будучи членом I Всемирного Русского собора, участвовал в восстановлении прерванных связей Русской и Зарубежной Православных церквей.

Был редактором и издателем газет «Коннетабль», «Русский краевед», «Новый «Приорат».

С.Л.Сковпнев и директор Музея истории города Гатчина А.В.Бурлаков на презентации первого номера информационного историко-краеведческого бюллетеня «Русский краевед». 2009 г.
С.Л.Сковпнев и директор Музея истории города Гатчина А.В.Бурлаков на презентации первого номера информационного историко-краеведческого бюллетеня «Русский краевед». 2009 г.

В 2010 году совместно с Обществом «Знание» организовал клуб краеведов «Старая Гатчина» на базе Гатчинского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Автор книг «Егерская слобода» (2008) и «Приорат» из Гатчины» (2010), серий путеводителей: «Императорская Гатчина» (Путеводители по Гатчинскому парку (2012), дворцу (2012) и городу (2014)); «Столица дачная России: по Сиверской и окрестностям» (2014); «Золотое кольцо Ленобласти» (Путеводитель от Александровской до Луги по Варшавской железной дороге (2015), Путеводитель от Дачного до города Ломоносова по Балтийской железной дороге (2016), Путеводитель от Лигово до Гатчины по Балтийской железной дороге (2016), Путеводитель от Купчино до Вырицы по Витебскому направлению Октябрьской железной дороги (2017), Путеводитель от Удельной до Выборга по Выборгскому направлению Октябрьской железной дороги (2018), Путеводитель от Финляндского вокзала до Ладожского озера по Ириновскому направлению Октябрьской железной дороги (2019), Путеводитель от Финляндского вокзала до Приозерска по Октябрьской железной дороге (2020).

С.Л.Сковпнев передает в дар директору Государственного Эрмитажа Б.П.Пиотровскому свою книгу «Егерская слобода». Главный штаб, 2009 г.
С.Л.Сковпнев передает в дар директору Государственного Эрмитажа Б.П.Пиотровскому свою книгу «Егерская слобода». Главный штаб, 2009 г.

Много лет оказывает методическую помощь по созданию школьных краеведческих музеев и читает лекции в средних образовательных заведениях.

С.Л.Сковпнев и инспектор службы безопасности СПб ГУП «Горэлектротранс» В.В.Новицкий работают в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. 2019 г.
С.Л.Сковпнев и инспектор службы безопасности СПб ГУП «Горэлектротранс» В.В.Новицкий работают в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. 2019 г.

Немало времени проводит в архивах Санкт-Петербурга, возвращая из небытия частички истории нашего государства.

За собственные средства целенаправленно приобрел несколько раритетов для передачи в культурные и образовательные учреждения Гатчины и района. Так, в Гатчинский историко-мемориальный музей-усадьбу художника П.Е. Щербова Сковпневым были подарены экземпляры газеты «Красногвардейская правда» за 1930-е годы, школьные тетради того времени, старинная люстра в стиле модерн, щетка для чистки одежды 1910 года, столовый сервиз начала XX века завода Кузнецова, старинный самовар; в Веревскую среднюю общеобразовательную школу — знаменитая «парта Эрисмана» начала XX века и коллекция банкнот императорской России конца XIX — начала XX века; в музей «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра — старинные предметы быта; в Межпоселенческую центральную районную библиотеку имени А.С. Пушкина — журнал «Старые годы» за 1914 год, посвященный истории Гатчины, и подборка книг 1930-х годов; в Покровский собор — старинный киот с позолоченными виноградными листьями; в Комитет образования Гатчинского муниципального района для школьных библиотек — большое количество книг, автором которых является сам.

С.Л.Сковпнев дарит князю Никите Лобанову-Ростовскому номер газеты «Приорат», посвященный 95-летию барона Э.А.Фальц-Фейна. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, 2007 г.
С.Л.Сковпнев дарит князю Никите Лобанову-Ростовскому номер газеты «Приорат», посвященный 95-летию барона Э.А.Фальц-Фейна. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, 2007 г.

По инициативе С.Л. Сковпнева в Гатчине были установлены мемориальные доски почетному гражданину города Гатчины Степану Ивановичу Рождественскому; уроженцу Гатчины, поэту-акмеисту, переводчику Михаилу Леонидовичу Лозинскому; первому председателю Гатчинского совета рабочих и солдатских депутатов Николаю Яковлевичу Кузьмину и памятный знак в честь великой княжны Татьяны Николаевны, дочери Императора Николая II, на средства которой в 1916 году была сооружена платформа «Татьянино», до осени 1917 года принимавшая только санитарные поезда с русско-германского фронта.

Общественная деятельность С. Л. Сковпнева неоднократно отмечалась почетными грамотами и дипломами государственных органов власти и общественных объединений. Награжден серебряной медалью академика И.Ф. Образцова от Российского общества «Знание».

В 2016 году Сковпнев был избран в советы Исторического клуба при губернаторе Ленинградской области и Отделения Российского исторического общества в Ленинградской области, а в 2017-м — в Общественный совет при Архивном управлении Ленинградской области.

С.Л.Сковпнев и петербургский художник Михаил Едомский на выставке «Планета Одуванчик» в Санкт-Петербургском союзе художников. 2022 г.
С.Л.Сковпнев и петербургский художник Михаил Едомский на выставке «Планета Одуванчик» в Санкт-Петербургском союзе художников. 2022 г.

С 2002 года комната С.Л.Сковпнева в коммунальной квартире стала точкой притяжения петербургской интеллигенции. Здесь бывали искусствовед, заведующий отделом журнала «Юный художник», краевед, заслуженный деятель культуры РФ, член Международного художественного фонда Семён Самуилович Белов; историк-краевед, директор Музея города Гатчина и музея «Дачная столица» в Сиверском Андрей Вячеславович Бурлаков; филолог, переводчик с английского и французского языков, краевед Александр Павлович Воронов; внучка генерала от кавалерии, генерала-адъютанта, Санкт-Петербургского градоначальника, дворцового коменданта Владимира Александровича Дедюлина, главный редактор и издатель газеты «Дворянское гнездо», президент Благотворительного фонда «Ренессанс» Императорского человеколюбивого общества, член Российского Дворянского собрания Флёр-Гала Стампанони-Дедюлина; художник и краевед Михаил Александрович Едомский; главный хранитель Павловского дворца-музея, человек восстановивший парк после Великой Отечественной войны Аделаида Сергеевна Ёлкина; юрист, меценат Ольга Александровна Карпинская; блогер, создатель сайтов Дмитрий Владимирович Крившич; директор Архива истории города Гатчина, краевед, автор книги «История Гатчины в бронзе и граните. Памятники революции и гражданской войне, событиям и героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Валерий Алексеевич Мачульский; искусствовед, организатор выставок современных художников, создатель музея «Живые вещи. Краткая история техники и быта XX века» в Санкт-Петербургском Планетарии, главный редактор и издатель журнала «Петербург: культурные события» Жанна Анатольевна Мозговая; автор экскурсий по Санкт-Петербургу Алла Фридриховна Печникова; историк-краевед, начальник отдела мемориальной скульптуры Государственного музея городской скульптуры Юрий Минаевич Пирютко; руководитель «Школы волонтеров наследия», член президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, председатель правления Московской просветительской общественной организации «Знание» Олег Николаевич Пычин; историк, ведущий специалист Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Российского военно-исторического общества и военно-исторического клуба «Гродненские гусары» Валерий Владимирович Разумов; человек, вернувший в Россию множество документов, связанных с историей нашей родины, организатор выставки «Русские в Шанхае» Нина Петровна Рождественская; поэт Гера (Георгий) Степанов; художник Вячеслав Павлович Чеботарь; главный редактор «Радио Гатчины» Татьяна Константиновна Ягодина и другие.

/ Материал подготовила Жанна Мозговая,

член Международной ассоциации историков искусства/


Праздничная ночь Санкт — Петербурга

В честь празднования Санкт — Петербургом 319-й годовщины в ночь на 29 мая петербуржцы и гости города пришли к Дворцовому мосту.

Дворцовый мост в ночь на 29 мая 2022 года. Фото Елены Флеровой

В эту ночь Ростральные колонны зажглись и Дворцовый мост был разведен под «Гим Великому городу» Глиэра в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело. Зрители получили текст и смогли спеть «Гимн Великому городу» под звуки оркестра.

Фото Елены Флеровой
Фото Елены Флеровой

Традиция разводить Дворцовый мост под музыку появилась в 2018 году.

Праздничную ночь на Заячьем острове продолжил Фестиваль огня, посвященный Петру Великому, 350-летие со дня рождения которого отмечается в 2022 году.

Праздничный салют. Петропавловская крепость ночь на 29 мая 2022 года. Фото Марины Ларионовой

В сцену правратилась вся акватория Невы — от стрелки Васильевского острова до Троицкого моста, а стены Петропавловской крепости стали гигантским панорамным экраном. Петербуржцы с Дворцовой набережной, как из огромного зрительного зала наблюдали фантастическое представление под ночным небом Петербурга «Фестиваль огня».

Салют на Заячьем острове. Фото Марины Ларионовой. Живой журнал

 Десять фейерверков, восемь шоу — команд участниц и церемонии открытия и закрытия фестиваля поражали оригинальностью и красотой петербуржцев.

Стрелка Васильевского острова в ночь на 29 мая 2022 года
Фото Марины Ларионовой.

Петербург праздновал на Неве, на площадях и улицах всю ночь.

Фото Марины Ларионовой
Фото Елены Флеровой

/КЛМ 29.05.2022/

Кронштадт стал новым туристическим центром Петербурга

Туристско-рекреационный кластер Кронштадта «Остров фортов» ежемесячно посещают до 200 тысяч гостей. Об этом губернатор сообщил в программе «Петербург. Новый взгляд. Разговор с Александром Бегловым» на телеканале 78.

«Проект реализуется по поручению Президента России. Это совместная работа города, Министерства обороны, Министерства культуры, бизнеса и команды Ксении Шойгу. Уже открыты две очереди музейно-исторического парка. Ко дню ВМФ запустим третью очередь парка. Начинается реставрация трех фортов. Строится музей славы, ключевым элементом экспозиции которого станет первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»,- сказал Александр Беглов.

Губернатор напомнил, что реализация проекта «Остров фортов» повлекла за собой развитие дорожной инфраструктуры Кронштадта. Город также взял на себя обязательства по развитию инженерных объектов,  приводит в порядок здания и сооружения.

«Потребовалась новая развязка с кольцевой. Делаем второй въезд и выезд из города — ведутся проектные работы, в конце года приступим к строительству. В целом, идет большая комплексная работа на конечный результат», — подчеркнул глава города.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Пушкинские чтения в поэтическом клубе «Лукоморье»

4 июня в 14:00 в поэтическом клубе «Лукоморье» библиотеки Зощенко пройдут Пушкинские чтения. Произведения поэта, романсы на его стихи прозвучат в исполнении петербургских артистов Юрия Решетникова и Дмитрия Ефименко, барда Александра Ефременкова, участников литературного объединения им. Николая Гумилёва (Кронштадт).

Вход свободный. 12+

Наш адрес: г. Сестрорецк, ул. Токарева, 7; контактный телефон: 246 24 05.

https://cbs-kurort.spb.ru/
https://zoshchenko.spb.ru/

Премьера цирковой постановки «Республика ШКИД»

28, 29 мая в Севкабель Порт — премьерный показ театрально-цирковой постановки  театра-цирка «Монгольфьери» —  «Республика Шкид» по одноимённой автобиографической повести Григория Белых и Леонида Пантелеева, поставленный совместно с подростками- воспитанниками Детского дома 11, Социального приюта «Транзит», Центра социальной помощи семьи и детям Василеостровского района.

Всех их объединяет общая тема непростой судьбы подростка, оказавшегося в кризисном центре из-за сложившихся тяжёлых жизненных обстоятельств. Начиная с октября 2021 года, дети из социальных и кризисных центров Санкт-Петербурга участвовали в актерских и цирковых тренингах и позже в совместных репетициях спектакля с детьми подростками театра-цирка Монгольфьери.

«Монгольфьери» — социально-культурный театр-цирк, более 10 лет создаёт творческую среду, в которой дети и подростки, находящиеся в тяжёлой жизненной ситуации могут реализовывать свою потребность в риске и творческий потенциал. Соединяя детей из кризисных центров, группы риска, с ОВЗ и детей из обычных семей и взрослых артистов для совместного творчества Монгольфьери помогает детям и зрителям вести открытый диалог о взаимопонимании, терпимости и любви друг к другу через синтез театрального и циркового искусства.

Севкабель Порт (Кожевенная линия, 40, пространство «Цех»)  

/Жанна Мороз, продюсер театра-цирка «Монгольфьери»/

МО «Звёздное» в очередной раз отличились, сделав «подарок» накануне Дня защиты детей

Все начиналось прекрасно: взамен сломанной детской площадки по адресу Орджоникидзе д. 37, корп 2, в период с 18 по 24 мая 2022 года силами сотрудников ООО СК «Квартал» была установлена новая. Но к сожалению, радость жителей микрорайона продлилась недолго.

Оказалось, что оборудование площадки было установлено с нарушением строительных норм и представляет опасность для жизни и здоровья детей.

Планировалось, что замена оборудования детской площадки будет полной с учётом интересов детей всех возрастных групп. Но по факту, для малышей ничего нового организовано не было. Для них есть только песочница, но при этом любимые детками качельки и карусель были демонтированы.

В этой части Московского района практически нет специально оборудованных мест для прогулки детей и семейного досуга, поэтому ожидания от площадки у жителей были большие. Тем более, что предыдущая площадка в сломанном виде простояла год, а допускать к ней детей было нельзя. Но никто и предположить не мог, что только что сданная площадка будет ещё опаснее!

Прием строительных работ вызывает массу вопросов, потому что невооружённым взглядом видно, сколько недароботок и нарушений было допущено.

Судите сами: веревочный парк, предназначенный для резинового покрытия, установлен на насыпном, из-за чего его канаты постоянно грязные и скользкие, и натянуты неравномерно и неустойчиво; центральная стойка конструкции шатается; по всей территории детской площадки ямы, из-за которых дети постоянно спотыкаются и падают; новые качели сильно скрипят, не имеют защитных ремней, упираются в забор, бетонную клумбу и пересекаются с пешеходной дорожкой; спуск одной из горок упирается в металлическую ограду, а второй — в штангу качели, что будет особенно травматично зимой; ступеньки лестницы расположены очень высоко, и на них не так просто забраться, особенно маленьким детям; скамейки установлены под наклоном, на солнечной стороне и в меньшем количестве, чем раньше.

Заметьте, что речь идёт о новой площадке, которая была открыта 25 мая 2022 года, но некоторые её детали уже сломаны!

В период летних каникул проблема безопасности встаёт особенно остро, ведь многие ребята будут гулять самостоятельно. И я не уверена, что в случае травмы детей чиновники из МО «Звёздное» понесут за это ответственность или оплатят лечение и реабилитацию ребенка. Да и вряд ли деньги способны повернуть время вспять или хоть как-то оправдать такое отношение к жизни детей.

Судя по тому как халатно в МО «Звёздное» подошли к расходываванию наших с вами налогов, вопрос о пользе данного учреждения для жителей города, встаёт ребром. Тем более что проставить галочки в актах выполненных работ можно без посредников и бесплатно.

Тем более что на это не придется тратить недели и месяцы, чтобы добиться выполнения обоснованных жителями требований, а после потратить ещё больше времени на то, чтобы все допущенные ошибки были исправлены. Забота о жителях и благоустройстве нашего города явно должна выглядеть иначе, но где найти управу на чиновников?!

/Татьяна Мишина/

«Процесс» Аттилы Виднянского на сцене Александринского театра

24 мая 2022 года в Национальном драматическом театре России (Александринском театре) состоялся премьерный показ спектакля «Процесс» венгерского режиссёра Аттилы Виднянского по мотивам романа Франца Кафки.

Дуэт Виднянского и Кафки получился просто невероятным! Страницы этого романа оживали буквально на глазах. С одной стороны, в рамках развития судебного процесса это происходило постепенно, а с другой — в плане взаимодействия и появления героев, хаотично, как будто перескакиваешь с одной страницы на другую.

Такое перемежение поступательного повествования Кафки с точечными ударами Виднянского создавало почти осязаемое ощущение абсурдности. Далеко не все зрители смогли выдержать такой напор и ушли после первого отделения. Но, как верно заметила моя соседка по зрительному залу, самостоятельную работу над материалом еще никто не отменял.

Принято считать, что в этом романе Кафка делает упор на противостоянии человека и системы, где гарантии безопасности иллюзорны. Виднянский же выводит на передний план внутренний экзистенциальный конфликт личности, который выражается в поиске баланса между авторством в жизни и жертвенностью перед обстоятельствами. Поиск равновесия между этими двумя состояниями и заключает в себе всю суть «Процесса».

В один миг жизнь Йозефа К. переворачивается с ног на голову. Все, в чем он был уверен, перестало быть реальным и понятным, значимость многих событий потеряла свою актуальность, а его попытки обретения новых опор в мире хаоса лишь усиливало ощущение безысходности.

Взаимосвязь всего и вся, подмена причины и следствия, акцентуация ролей, требовательно призывали зрителей выбрать сторону на этом процессе.

Удивительный философский мир Кафки Виднянский раскрывает и гипертрофирует, превращая его историю в огромный сказочный мир, элементы которого пугают и успокаивают одновременно. Зрители при этом выступают присяжными заседателями не только в деле против Йозефа К., но и в том, как усиленно пытаются разобраться в своих собственных ощущениях. А поразмыслить в этой постановке есть над чем, потому что приглушенная экспрессия языка Кафки благодаря Виднянскому выступает катализатором нашего подсознания.

Завязка спектакля в момент пробуждения Йозефа К. в день именин и ареста действительно больше напоминала рождение, где факт его вины доказан как наличие первородного греха. Кульминация же, сродни исповеди по отпущению всех грехов, которая даёт нашему герою возможность перерождения и выхода из чуждой ему системы.

Тот факт, что решившись на самостоятельную защиту, Йозеф К. перестал быть марионеткой, дало ему долгожданную свободу, о которой он и помыслить не мог до своего процесса. Тогда как остальные герои вынуждены продолжить жизнь в этой системе и обслуживать её интересы, поддерживая тем самым её существование.

Кроме момента «здесь и сейчас» у каждого из нас по сути ничего нет. Последние мировые события это наглядно доказали. Но порой мы так крепко цепляемся за то, что не имеет никакой ценности, что упускаем жизнь и право на собственный выбор. Для того чтобы узнать истину достаточно честно заглянуть внутрь себя и увидеть, что самое важное внутри.

Трагедия Йозефа К. заключалась в том, что ему абсолютно нечего было терять. Но для того чтобы это осознать, ему потребовался год, и только после этого он стал единым целым. Ведь самая значимая часть Йозефа всегда была рядом в виде его образа в детстве.

«Процесс» на сцене Александринки оставляет ощущение надежды, а отсылки к другим произведениям Кафки приглашают к вдумчивому изучению уникального творчества этого автора. Впрочем, как и вся постановка в целом, в которой, несмотря на первое впечатление хаоса, продумано все до мелочей, а многие детали раскрываются уже по окончании спектакля. Так что послевкусие после просмотра будет гарантировано долгим.

Игра актёров также была на высоте. И особенно следует отметить работу Ивана Труса, исполнителя главной роли. То, как Иван сумел передать невероятную гамму чувств своего героя, при этом постоянно находясь в эпицентре событий, уникально. Благодаря ему было легко поставить себя на место Йозефа К., чего в свое время мне не хватило при чтении романа, потому что герой на страницах книги был довольно отчужденным и далёким. Здесь же он говорил про нас с вами безапелляционно честно. Согласитесь, нам всем этого не хватает.

/Татьяна Преснякова/


Депутаты петербургского парламента поздравили пограничников в Сестрорецке

В сквере Пограничников в Сестрорецке состоялось торжественное празднование Дня пограничника. В мероприятии приняли участие Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, вице-губернатор города Анатолий Повелий, начальник Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант Сергей Дорофеев, депутат ЗС СПб Александр Ходосок и глава города Сестрорецк Андрей Иванов.

– Сестрорецк долгие годы был пограничным городом и до сих пор хранит традиции стражей наших рубежей. Каждый год мы собираемся здесь и торжественно отмечаем этот день. В 1941 году погранзаставы первыми приняли удар врага.

И в мирное время они вступают в бой с теми, кто посягает на нашу землю, о чем свидетельствует подвиг Андрея Ивановича Коробицына. Сегодня в непростое время служащие пограничной охраны вновь стоят на передовой, защищая нашу великую Родину, – сказал Александр Бельский.

Собравшиеся почтили минутой молчания память павших на защите государственных рубежей и возложили цветы к бюсту героя-пограничника А.И. Коробицына. Гости праздника посадили саженцы сосен на аллее Пограничной славы и посмотрели показательное выступление военнослужащих пограничной охраны.

http://www.assembly.spb.ru/article/633200002/148780/Deputaty-peterburgskogo-parlamenta-pozdravili-pogranichnikov-v-Sestrorecke

28 мая – День пограничника

Уважаемые военнослужащие и ветераны Пограничной службы!

Поздравляю вас с профессиональным праздником!

Это день всех мужественных людей, стоящих на защите рубежей нашей Родины. В пограничники отбирают лучших – способных к постоянной бдительности, готовых в любой момент вступить в бой с превосходящими силами противника, людей храбрых и самоотверженных.

В нашей памяти навсегда останется подвиг героев-пограничников, принявших на себя 22 июня 1941 года первый удар фашистских войск. Они не сдали врагу без боя ни одну заставу, контратаковали его, переносили бой на вражескую территорию.

В мирное время пограничная служба – это зона постоянной боеготовности. В условиях крайнего обострения международной напряженности на ваши плечи вновь ложится огромный груз ответственности. Что бы ни случилось, вы исполните свой долг с той доблестью и верностью присяге, которая всегда отличала стражей границ России.

Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и новых успехов на службе Отечеству!

Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский

http://www.assembly.spb.ru/article/633200002/148779/28-maya—Den-pogranichnika

Рифмуя оттенки и смыслы: Выставка памяти художника Сергея Опульса официально закрылась под аккомпанемент литературных экспромтов

Юбилейная выставка памяти Сергея Опульса » Дом бога», проходившая в стенах Дома дружбы Ленинградской области официально закрылась 25 мая. Финисаж состоялся с участием дружественного  проекта «Поэтические перекрестки» и ароматерапевта Екатерины Чугуновой-Шаровой.

Картины  представленные  здесь, посвящены  мировым религиям.  Православные храмы и кирха, костёл и дацан, мечеть и синагога вписаны в пейзажи, передающие любовь к природе, к окружающему миру. 

К назначенному времени в конферец-зал Дома дружбы сошлись и те, кто слагает рифмы и просто посетители выствки, узнавшие о ней из открытых источников. 

После приветственных слов со стороны организаторов поэты начали творить, определив для себя одну или несколько картин. На это им дали  ровно час.  Кто-то писал  там же за длинным столом конференц-зала, кто-то выходил за его пределы или даже на улицу, чтобы не отвлекало ничего.

Тем временем, созерцать картины можно было в сочетании с натуральными ароматами и их смесями, о чем позаботилась Екатерина Чугунова-Шарова   —  ароматерапевт и аромакраевед.. Почти каждая живописная  работа сопровождалась баночкой с определенным ароматом и аннотацией, что он дает человеку.

Так Казанский собор был сопоставлен с медом и ладаном, финская  кирха  в Приморске  —  с эфирным маслом бергамота, буддийский дацан в Старой деревне  — со смесью «На страже»  для иммунитета. В нее входит корица, гвоздика,  апельсин, розмарин и  эвкалипт.

 —  Участники мероприятия подходили к картине, смотрели на нее, подносили к носу баночку с арома-композицией, вдыхали, оценивали, ассоциировали, сравнивали возникающие образы, задавали вопросы, почему к этой картине такой или иной аромат. Я получила ценную обратную связь от совершенно разных людей, которые пришли вчера на выставку. Особенно было ценно то, что по словам посетителей многие арома-образы и для них совпали с визуальным рядом картин, получилось ценно и гармонично —  поделилась в сети ВК на своей странице сама Екатерина.

В процессе  зачитывания экспромтов был и элемент игры —  после того, как озвучивалось новое стихотворение, окружающим предлагалось угадать, к какой картине оно относится.  Не всегда сразу, но публика  все же понимала, о чем именно идет речь. После чего ведущие просили озвучить и другие стихи, посвященные  именно этой работе художника.   Как отметила одна из участниц,  Наталья Мазур, «мы смогли с разных ракурсов взглянуть на одну и ту же картину».

 —  Для меня вообще искусство оценивается по внутреннему отклику. Если отклик есть, если цепляет, значит, это ценно, это великолепно. А если отклик перерождается в стихи, а именно так и происходит, это еще более ценно — пояснил один из руководителей  проекта «Поэтические перекрестки»  Андрей Демьяненко.

На взгляд Андрея, «Перекрестки»  в этот вечер удались.»Поэты пришли хорошие, сильные и тексты великолепные возникли»  — прокомментировал он.

Вместе с коллегами по цеху они уже читали стихи на одной из выставок Сергея  Опульса еще несколько лет назад.  Но, как отметила  Наталья Булгакова, арт-менеджер и супруга художника в течение многих лет, тогда речь шла  о готовых стихотворениях, подходящих к определенным картинам.

«Он хорошо понимал стихи, мог различать. Его любимый поэт —   Маяковский»  —  рассказала  Наталья, вспоминая о мастере.

Возможно,  подобный вечер будет организован и в сентябре, когда состоится следующая выставка работ Опульса —  «Гражданин Земли».  О точных датах и программе сообщим позже.

Отметим, что Сергей Маркович был обладателем множества наград, а после  ухода  из жизни ему было присвоено звание «Почетный Гражданин Земли 21 века ЮНЕСКО ООН».

Часть стихотверений, привязанных к картинам,  уже доступна в сети ВКонтакте, остальные будут выложены через некоторое время.

Коллеги, есть возможность сделать красивый и глубокий материал, тем более, что сейчас в Петербурге отмечается День города, а часть  работ Сергея Опульса отражает те храмы, которые находятся на территории Северной столицы и Ленинградской области. Изначально их было больше, однако многие полотна, принадлежащие частным лицам,  сейчас недоступны.

Последняя возможность посетить выставку «Дом бога» —  в субботу 28 мая. Наталья Булгакова готова провести еще одну, заключительную экскурсию для тех, кто не смог попасть раньше. Начало — в 16.00

Адрес — ул. Потемкинская, д. 2  Дом Дружбы Ленинградской области.

 От ст.м. Чернышевская- 10 мин.

Корпус Б ( слева от входа)  большой конференц-зал

/Елена Петровская, пресс-секретарь выставки

Фото автора/