Президентская библиотека – о праздновании Святок на Руси

 С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Православные христиане эти дни празднуют с 6 по 19 января, а католические – с 25 декабря по 6 января.

    В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Древней Греции. Иван Божерянов пишет: «сохранились сведения, что установление праздника Рождества Христова („солнца правды“) на 25 декабря было сделано христианской церковью для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому празднованию „дня солнца непобедимого“».

    Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век. Русский народ называл маски «рожами», и при дворе были специальные мастера «рожечники», которые готовили маски. С незапамятных времен имели большое значение скоморохи – впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Иван Божерянов пишет, что время Святок на Руси было неспокойным: «иногда гулянья приводили к грабежам и разбоям – так появилась поговорка, что „с Рождества до Крещения черти бегают по ночам“».

    Святки – это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом.

    Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и в гаданиях, называя их «пагубным и языческим вымыслом», «чуждым христианского жития», противоречащим достоинству природы человеческой». На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни».

    «Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», – говорится в книге священника Григория Дьяченко «Праздничный отдых христианина» (1900). «В эту неделю рабам давалась свобода от трудов, а узникам – поминовение, и всем – всеобщее прощение», дабы «не преследовать друг друга мщением за нанесенные обиды».

    Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы».

    Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения.

    Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных дней. Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности.

    Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.

    В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон». В канун Рождества двенадцатилетний Петя Свечка готовится к сдаче экзамена по чтению псалмов. Мечта о получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, которое он «вставит в рамку под образами в углу», сопряжена с тревожным волнением «не струсить и не сбиться» на экзамене.

Но случается чудо – во сне видит Петя «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием Младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы.

    Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – писал Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа» (1848).

В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

/Пресс-служба

Президентской библиотеки/

В Мариинском театре открывается Год Рахманинова

5 января в 15:30 в Мариинском-2 Валерий Гергиев откроет Год Рахманинова в Мариинском театре. Юбилейные торжества по случаю 150-летия композитора в 2023 году будут проходить по всей стране.

В Мариинском первый концерт юбилейного года состоится уже в новогодние праздники. Представляя слушателям жанровое многообразие творчества Сергея Рахманинова, Валерий Гергиев включил в этот концерт и оперу композитора, и его симфоническое произведение, и, конечно, сочинение для фортепиано с оркестром.

В программе: первая опера Рахманинова «Алеко» (в концертной версии), принесшая композитору золотую медаль на выпускных консерваторских экзаменах, знаменитые «Симфонические танцы» – последнее крупное сочинение Рахманинова, написанное им в эмиграции – и Рапсодия на тему Паганини, еще одно позднее произведение, уникальное по своему неповторимому стилю, замыслу и содержанию.

Солировать в Рапсодии приглашена молодая, но уже прославленная пианистка, лауреат множества международных конкурсов, в том числе Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова, состоявшегося в июне 2022 года.

«Мы вступаем в Год Рахманинова в России, и наше общее желание – отметить музыкой этот большой праздник. В Мариинском за этот год прозвучат почти все сочинения Сергея Васильевича. Его музыка будет звучать не только в Петербурге, но и в Великом Новгороде – на родине композитора. Она будет звучать на Тамбовщине в Ивановке, имении Рахманинова; мы также думаем о Воткинске, родине Чайковского, о Клине.

Мы сделаем свою часть работы, пройдем свою часть пути и отметим год нашего великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова на очень высоком уровне», – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.Фото для публикации – по ссылке

/Пресс-служба Мариинского театра/

Симфонический оркестр musicAeterna в Большом зале Филармонии

30 декабря в канун Нового Года Теодор Курентзис дарит петербуржцам долгожданный концерт. Несмотря на петербургскую прописку, оркестр редкий гость на нашей сцене. На этот раз прозвучит музыка Вагнера. Прозвучат увертюры из его опер «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль», «Лоээнгрин», вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда».

Оркестр Рихарда Вагнера — самостоятельная, едва ли не главная действующая сила в его операх. Сопрано, тенора и басы рвутся к счастью, томятся, мечтают, страдают и умирают, но именно оркестр «объясняет», что ими движет. Тончайшие душевные устремления, малейшие колебания эмоций, неизъяснимые, но от того лишь более мощные психологические бури рождаются в оркестре и побуждают оперных героев к действиям — созидательным или саморазрушительным.

Симфонический язык Вагнера — текучий, безмерно богатый, полный открытий в сферах гармонии, композиционных приемов, инструментовки — служил предметом восхищения современников не менее, чем его революция в области музыкального театра.

Николай Андреевич Римский-Корсаков писал: «Инструментовка и экспрессия у Вагнера доведены до высшей степени художественной выразительности. Ни с чем не сравнимый его колорит, изобилие оттенков, его удивительные нарастания и уменьшения звучности, блеск и поразительная сила его оркестра – поистине изумительны. В этом отношении можно быть с ним равным, но превзойти его нельзя».

В оперных увертюрах Вагнера оркестр не столько выходит на первый план (он не покидает его на протяжении любой оперы), сколько представляет своего рода дайджест музыкальных событий последующего спектакля.

В увертюре к «Тангейзеру» сонатное allegro с вакхической музыкой из грота Венеры обрамлено суровым хоралом пилигримов и мотивом покаяния. «Вступление и Смерть Изольды» — самостоятельный оркестровый опус Вагнера, созданный им в 1862—1863 годах и впервые исполненный в Санкт-Петербурге — соединяет основные точки напряжения оперы: оркестровое вступление, по словам Ромена Роллана, «…это вечное желание, которое жалобно стонет, набегает и разбивается без конца, подобно морским волнам», в то время как вторая часть оркестрового сочинения — финал оперы, Liebestod или «Смерть Изольды» – построена на мотиве блаженной смерти, достигающем экстатической мощи, а затем и катарсиса.

В увертюре к «Нюрнбергским мейстерзингерам» основные темы оперы сплетаются в изобретательной полифонической форме, примиряя между собой миры цехового музыкального мастерства и личного творческого вдохновения. Вступление к «Парсифалю» разворачивается так же медленно, как сам спектакль, который композитор именовал «торжественной сценической мистерией», и представляет слушателю темы Любви, Копья, Грааля и Веры.

Тему Священного Грааля раскрывает и увертюра к «Лоэнгрину» — одно из самых широко известных концертных произведений Вагнера, поэтично описанное Шарлем Бодлером: «Помню, как с первых же тактов я ощутил одно из тех счастливых состояний, которые почти все наделенные воображением люди переживают в грезах, во сне. Я почувствовал себя свободным от уз тяжести, и память вернула мне то великое блаженство, что разлито в горних сферах».

Концерт пройдет в Большом зале Филармонии.

2023 год изменит мир

Наступает новый, грозный военный год, который изменит мир и каждого человека. Кто-то, подобно страусу, не захочет перемен и вскоре пожалеет, другой откликнется всем сердцем и встанет на защиту Родины, в меру своих сил, здоровья и способностей. Других вариантов не будет.

В уходящем году наш многонациональный народ в глазах всего западного мира снова становится Русским — единым, могучим и непобедимым, что в очередной раз нам придется доказать нашим заклятым врагам.

В 2023 году нас ждут суровые испытания, но мы все одолеем, потому что мы — русские, и легких побед у нас не бывает.

Товарищи, граждане, братья и сестры, бойцы нашей армии и флота! От всей души поздравляем с Новым годом и желаем вам здравия, благополучия в семьях, любви и благодарности родителям, теплоты и заботы детям, уважения к товарищам, твердости в защите Веры и Отечества.

Нашим дорогим воинам специальной военной операции и труженикам оборонно-промышленного комплекса особо желаем суворовской мудрости и отваги, находчивости, смекалки, уверенных побед на всех фронтах, успешных открытий, изобретений и внедрений!

Благодарим всех, кто сегодня стоит на страже Родины и выполняет свой долг на дальних рубежах, кто своим праведным трудом и бескорыстной службой помогает людям в трудную минуту, кто в новогодние праздники заботится о нашей безопасности и обеспечивает жизнедеятельность России.

Пусть сбудутся все Ваши добрые намерения и помыслы, а в Вашем сердце всегда благоденствуют вера, надежда и любовь.

С уважением,
Московские суворовцы

Депутаты в преддверии новогодних праздников навестили пожилых петербуржцев

В последний месяц уходящего года депутаты Законодательного Собрания традиционно встречаются с ветеранами, пожилыми горожанами, чтобы пообщаться, выразить слова благодарности за вклад в развитие города и наметить планы совместной работы.     

Андрей Горшечников вместе с воспитанниками детского сада №88 поздравил с наступающим Новым годом жителей блокадного Ленинграда, членов городской общественной организации «Приморец». Дети подарили ветеранам свои поделки.

– Прекрасная акция объединила несколько поколений жителей Приморского района и стала настоящим праздником, – отметил парламентарий.

История отношений депутата и организации насчитывает не один год. Андрей Горшечников поддерживает ветеранов, активно оказывал им помощь в период пандемии.

Еще одну встречу с ветеранской организацией провел Михаил Барышников. Он принял участие в последнем в уходящем году заседании Совета ветеранов Петродворцового района. Депутат поблагодарил членов Совета за работу и обсудил с ними планы на следующий год.

С днем рождения и наступающим Новым годом 92-летнего жителя Приморского района, ветерана Великой Отечественной войны Александра Михайловича Сумцова поздравил Александр Ходосок.

– Несмотря на свой солидный возраст, Александр Михайлович продолжает принимать активное участие в общественной жизни, занимается патриотическим воспитанием молодежи, что очень важно в наше время, – рассказал депутат.

Также парламентарий встретился с пожилыми петербуржцами в специальном социальном доме Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района. За чаепитием он пообщался с жителями и ответил на их вопросы.

Вера Сергеева поздравила с наступающими новогодними праздниками участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории МО Пискаревка.

– С чувством особой благодарности к поколению дорогих победителей принимаю участие в ставшей уже традиционной акции «С Новым годом, ветеран!». Всем нашим героям желаю доброго здоровья, сердечного и душевного тепла, согласия и мира, удачи и счастья, – сказала она.

При содействии депутата Антона Рудакова члены Совета ветеранов Невского района посетили Мариинский дворец с экскурсией.

– Безмерно рад, что все приглашённые остались довольны посещением. Столько блеска в глазах этих замечательных людей было! – прокомментировал он.

http://www.assembly.spb.ru/article/633200002/155354/Deputaty-v-preddverii-novogodnih-prazdnikov-navestili-pozhilyh-peterburzhcev

Президентская библиотека о счастье, ёлках и «малом мире» Нового года

В настоящее время в России, как и в большинстве христианских стран, Новый год празднуется первого января. Однако прежде месяц январь ничем не отличался от других месяцев. Иван Божерянов в книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894) рассказывает, что «январь прежде назывался „просинец“. По мнению Карамзина – от синевы неба, по мнению других – от глагола „просить“».

         Церковный год в России начинался 1 марта, а гражданский год – 1 сентября. «Затем православная церковь установила начинать как церковный, так и гражданский год 1-м сентября», – читаем в Новом энциклопедическом словаре (1916), изданном Фридрихом Брокгаузом и Ильёй Ефроном. «Петр I в 1699 году праздновал в последний раз Новый год по древнему обычаю, а указом „О праздновании нового года“ 20 декабря 1699 года повелел перенести начало года на 1 января (1700)». 

Он же был инициатором праздничных поздравлений и установления нарядных ветвей и деревьев: «В знак нового столетнего века по большим и проезжим улицам, знатным людям и у домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, и чтоб стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года», – читаем в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». Эта книга в широком доступе находится в Президентской библиотеке.

         После смерти Петра традиция украшать жилище хвойными ветвями и деревьями ушла в забвение вплоть до XIX века, когда Новый год был сугубо семейным праздником. «Друзья! Встречайте Новый год в кругу родных, среди свободы», – писал поэт Дмитрий Веневитинов. Первая нарядная публичная ель была установлена в России в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (так назывался павильон, построенный Огюстом Монферраном и предназначенный для проведения концертов и летних балов. – Прим. ред.) в Петербурге.

Постепенно интерес к украшению публичных новогодних ёлок возрастал – украшенные свечами, фруктами, конфетами, они стали появляться в театрах и в дворянских, офицерских и купеческих собраниях. В конце XIX  века в России наладилось собственное производство ёлочных украшений – разноцветных стеклянных бус и шаров.

         В 1929 году новогодние торжества были отменены как «буржуазные пережитки», а общественная ёлка «подверглась критике». Так длилось вплоть до 1935 года, когда «осуждение ёлки» было пересмотрено, а значение Нового года вновь «переосмыслено». Главная ёлка нашей страны стала проводиться с 1937 года в Колонном зале Дома Союзов, а затем в 1953 году была перенесена в Кремль – сначала в Большой Кремлёвский дворец, а затем в новый Кремлёвский дворец съездов.

         В Президентской библиотеке хранятся уникальные материалы периодической печати, свидетельствующие о новогодних событиях прошлых лет. В заметке газеты «Вологодский листок» за 1912 год рассказывается, как шумно, весело и многолюдно было на маскараде в дворянском и приказчичьем клубах. «Шумный говор, звуки музыки, трубные голоса дирижёров, скрип обуви – все слилось в один гул». «Однако, – повествует автор заметки, – не нашлось ни одной маски, которая была бы достойна приза, поэтому решили премировать костюмы. Первый приз получил мужской костюм, представлявший собой спелёнутого детину с надписью на спине: „Подкидыш 20 века“».

         Иркутская газета «Восточно-Сибирская правда» в 1931 году сообщала о «совпадении календарного года с хозяйственным, которое знаменует собой победу планового начала во всем народном хозяйстве Советского Союза».

         В 1936 году новосибирская газета «Советская Сибирь» сообщала, что в клубе имени Петухова состоялась новогодняя встреча «стахановцев, рабочих мельницы с участниками олимпиады мукомолов». В 1938 году это же издание рассказало о том, как Детская техническая станция устраивала новогоднюю ёлку «для зоологов, электриков и радистов», для которой работающие на станции дети изготовили более 300 игрушек. Ёлка была зажжена два раза, и в это время «устраивался карнавал, отражающий работу станции».

         Однако самым важным, настойчивым и сквозным мотивом новогодних материалов периодических изданий прошлых лет являются рассуждения о счастье.

         Петербургский литературно-художественный журнал «Родина» в новогоднем номере за 1900 год опубликовал стихотворение «На рубеже веков», в котором было замечено, что «только с надеждой на светлое счастье / люди легко переносят ненастье / в жизни своей на холодной земле».

         Газета «Вологодский листок» в 1911 году размышляла о недостижимости счастья, которое «манит к себе, прельщает своей недоступностью, когда оно далеко от нас, и теряет свои поэтические красоты, когда смешивается с грязью и прозой жизни», и предлагала встретить Новый год с крепкой верой в лучшее и с пониманием того, что счастье состоит не в обладании им, а в самой мечте о нём, «если оно в будущем и в воспоминаниях, и если оно в прошлом».

         Народная газета Кургана в 1916 году подвергла анализу ставшее привычным поздравление «С Новым годом, с новым счастьем», которое «из года в год переходит из уст в уста молодыми и старыми, добрыми и злыми». По мнению редакции газеты, вопрос о счастье остаётся неразрешенным и парадоксальным: несмотря на то, что «тысячи лет он истолковывался по-разному, и до сих пор ни один мудрец не сказал миру, что же такое счастье, люди продолжают его искать».

         В следующем номере за 1917 год то же издание продолжает развивать начатую тему и желает счастья – «но не такого, которое строится на несчастье других, а того прочного счастья, которое «доступно каждому, кто сознает, что соблюдение интересов своего ближнего также необходимо, как и своих собственных».

         Чем бы ни увенчались попытки приблизиться к пониманию смысла счастья, ожидание открытия новой страницы в жизни – отличительная особенность Нового года. «Я не буду спать ночью новогодней, – писал поэт Арсений Тарковский, – новую тетрадь я начну сегодня».

В этом ожидании сосредоточена надежда на лучшее, которое затрагивает не только материальные блага, но и касается «распознавания душевных расположений» нашего «малого мира», беспрестанно подверженного внешним потрясениям. 

Архиепископ Евлампий (Пятницкий) в книге «Новый год, или Предуготовительные к покаянию поучения от Нового года до святые четыредесятницы», проницательно замечает, что в «бренной храмине бытия нашего» основным знамением присутствия «тонких сфер» является понимание, «ясен ли светильник ума нашего, исходит ли благодатная теплота из сердца, ощущается ли влияние любви и упования, крепко ли бытие наше или оно, как здание на песке, колеблется и от житейских суетностей сокрушается».

         В Президентской библиотеке хранится обширная коллекция, включающая в себя разнообразные материалы, посвящённые празднованию Нового года и Рождества в России. Сюда входят описания и исследования праздников, коллекция поздравительных новогодних и рождественских открыток дореволюционного и советского времени, а также мультимедийные открытки, созданные Президентской библиотекой.

/Пресс-служба

Президентской библиотеки/

ПРЕМЬЕРА фильма-сказки «Прекрасная Вампука» с использованием 3d анимации, 3d печати и VR

Режиссер – Женя Глюкк 

Премьера фильма состоится 31 декабря в официальном сообществе «Театр-Концерт «ВАМПУКА» в 15.00 

https://vk.com/teatrvampuka  и на сайте www.vampuka.com  С участием кукол, актеров и музыкантов.

Среди участников: Юрий Гальцев, Михаил Башаков, Михаил Семенов, Билли Новик, ЧИЖ, Максим Леонидов,  Илья Кнабенгоф и другие. В проект интегрированы художественные работы детей с синдромом дауна.  

ЧТО

Театр «Вампука» возрождает практически забытое создание музыкальных фильмов-сказок для детей в формате фильма-спектакля, но с учетом современных технологий. Здесь соединены замечательная актерская игра с оригинальной песенной музыкой, кукольным театром, технологией VR, 3d анимацией и 3d печатью, а также в проект интегрируются художественные работы детей с синдромом дауна. 

ВАЖНО!

Зрители не будут воспринимать картинки, созданные детьми с особенностями развития, как «неискусство». Картинки действительно хорошие, яркие и на них приятно взглянуть. Сюжет сказки «Прекрасная Вампука» придуман на основе русской народной сказки о том, что дружба важнее всего, песни в фильме в традиции советских детских мюзиклов и мультфильмов.

ГДЕ

Жанр носит название «фильм-сказка», согласно качественным характеристикам может транслироваться по телевидению, в сети интернет, участвовать в профильных детских кинофестивалях в подходящих номинациях. 

КОГДА

31 декабря 2022 года – выход фильма-сказки «Прекрасная Вампука» как самостоятельного законченного произведения. 

ПРОБЛЕМАТИКА

В советское время много делалось для семьи и детства, в частности, музыкальные фильмы-сказки детям. Примеры «Али Баба и 40 разбойников», «Оловянные кольца» 1983 г. и другие. Сейчас таких фильмов крайне мало. Дети часто смотрят взрослые фильмы не по возрасту, напевают взрослые песни. Детских кинофильмов в целом тоже выходит немного. К тому же у детей должен быть собственный музыкальный контент.

P.S. Жанр онлайн-спектаклей получил распространение в пандемию, но это исключительно съемка конкретного спектакля, даже с музыкой, фильм-спектакль создается по своим законам, и онлайн-спектакль заменить его не может, как телевидение не может заменить кино, а радио создание аудиокниг. 

ДЛЯ КОГО

детям 6-10 лет.

КАК

Часть персонажей представлена куклами, управляемыми актерами, часть персонажей будет сыграна известными актерами и музыкантами (Юрий Гальцев, Михаил Башаков, Михаил Семенов, Билли Новик, ЧИЖ и так далее), часть персонажей изготовлена по технологии 3d анимации, часть по технологии 3d печати, один персонаж изготовлен по технологии VR.

УНИКАЛЬНОСТЬ

Синтез кукольного, драматического, музыкального театра и компьютерных технологий. Участие в одном проекте людей известных и детей с синдромом дауна без потери профессионального качества проекта. А также уникальные в значении «оригинальные» текст, музыка, песни. Каждый кусок выходит отдельной презентацией в сети интернет, привлекая внимание аудитории и СМИ, и проект, как мозаика, складывается в общий фильм-сказку, заявляемый постепенно с 26 по 31 декабря.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 

/Василиса Сердобольская/

«Золушка» по-итальянски пройдёт в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии 30 декабря, в 15.00.


https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/520654/

Солисты трёх театров — Мариинского, «Зазеркалье» и «Мюзик-холл» объединились, чтобы поучаствовать в этом весёлом новогоднем представлении в стиле традиционной, шуточной, итальянской «opera buffa». Оперные арии исполняются в оригинале, разговорные диалоги на русском языке.

Музыкальный спектакль в 2-х действиях создан по мотивам одноименной оперы Дж. Россини. Автор аранжировок для камерного ансамбля — Артур Зобнин.

Сюжет оригинальный. Принц Рамиро вынужден исполнить волю отца – жениться, но полон сомнений. Вместе с другом, камердинером Алидоро, он решается на маскарад — принц притворяется нищим, камердинеру достаётся роль принца.

В поисках невесты Рамиро приходит в дом барона Маньифико, где знакомится с Золушкой, которая покоряет его сердце своей добротой. Интрига раскрывается на балу, в поисках любви каждый находит свою судьбу. Комические ситуации, весёлый нрав героев, пылкие чувства, прекрасная музыка создают жизнеутверждающую атмосферу Италии.

Надежда Рогожина, автор спектакля:

«Знаменитый бродячий сюжет о «Золушке» имеет тысячу вариантов в фольклоре и профессиональном искусстве, но не перестаёт удивлять. Так происходит потому, что он говорит о лучших качествах человеческой души — доброте, терпении, скромности, трудолюбии, справедливости, а главное — о любви.

Премьера нашей Золушки» состоялась 5 лет назад — 30 декабря 2017 года. Маленький юбилей. Представление 30 декабря 2022 года тоже можно назвать премьерой, так как состав участников почти полностью обновлён. Главные роли исполнят блистательные солисты Мариинского театра — Клим Тихонов и Цветана Омельчук.

Особым комическим обаянием обладают не очень «правильные» персонажи: Алидоро (Тигрий Бажакин), сестра и отчим Золушки в исполнении Виктории Романовой и Сергея Чепурко. Приглашаю всех порадоваться новой встрече с Золушкой в великолепном зале Энгельгардта. Спектакль одинаково любят взрослые и дети»

Постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика»
При поддержке Комитета по культуре 

Продолжительность 1 час. 45 мин. 

Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина
Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин
Балетмейстер – Варвара Соболева

В ролях лауреаты международных конкурсов.

Золушка – Цветана Омельчук, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра.
Принц Рамиро – Клим Тихонов, приглашенный солист Мариинского театра, стипендиат программы Аткинс в Мариинском театр.
Клоринда – Виктория Романова, солистка театра «Зазеркалье».
Алидоро — Тигрий Бажакин, солист театра «Мюзик-холл», лауреат Молодёжной премии Санкт- Петербурга.
Дон Маньифико — Сергей Чепурко, солист театра «Мюзик-холл».
Камерный ансамбльВ

/Василиса Сердобольская/

Александр Бельский встретился с представителями ветеранских организаций

Председатель Законодательного Собрания Александр Бельский и Губернатор города Александр Беглов в преддверии Нового года встретились с представителями  общественных организаций ветеранов и блокадниками. В мероприятии также приняли участие члены исполнительной власти и администрации Фрунзенского района.

Спикер парламента поздравил ветеранов с наступающими зимними праздниками и поблагодарил за проводимую в городе общественную деятельность.

– Вы являетесь авторитетом для тех, кто сегодня находится на территории проведения специальной военной операции. Точно так же, как вы восстанавливали город после Великой Отечественной войны, наши мужчины восстанавливают Мариуполь. Ребята, действительно, совершают героический поступок. Они работают круглые сутки. Простой пример из бытовой жизни: наши специалисты всегда готовят еду не только для себя, но и с запасом для горожан, чтобы накормить тех, кто в этом нуждается. У мужчин там другие ценности и приоритеты. Это, прежде всего, любовь к Родине и своей семье, – сказал Александр Бельский.

Губернатор Александр Беглов рассказал об итогах 2022 года и обозначил планы на предстоящее время. Основное достижение – бюджетный триллион, который позволит перейти к плановому развитию города.

– Этот год был для города и для страны трудным, но результативным. Все планы, которые намечены Правительством Петербурга, полностью выполнены. Раньше срока мы достигли результата по бюджету в триллион рублей. Это позволит расплатиться с накопившимися долгами, и перейти к плановому развитию города, строительству социальных объектов, проведению необходимых реформ. В ближайшие годы город получит около 950 новых вагонов метро, в Колпино будет построен завод по производству электрического транспорта и многое другое, – рассказал глава города.

Отметим, в Петербурге проживают 65 838 ветеранов Великой Отечественной войны, 2242 участника войны, из которых 1435 человек награждены медалью «За оборону Ленинграда».

http://www.assembly.spb.ru/article/633200002/155323/Aleksandr-Belskiy-vstretilsya-s-predstavitelyami-veteranskih-organizaciy

Новая выставка в Президентской библиотеке рассказывает о том, как создавался СССР

В Президентской библиотеке с 26 декабря 2022 года до 18 января 2023 года открыта мультимедийная выставка «Воля народов союзных республик», приуроченная к 100-летию создания Союза Советских Социалистических Республик. Экспозиция подготовлена на основе материалов из электронного фонда учреждения.

Архивные документы и кадры кинохроники позволяют посетителям увидеть, как развивалось единое союзное государство.

30 декабря 1922 года представители четырёх советских республик, образовавшихся на территории бывшей Российской империи: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР, в состав которой в марте 1922 года вошли Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР, встретились на I Всесоюзном съезде Советов, проходившем в Большом театре в Москве, чтобы подписать основополагающие документы нового государства – Декларацию об образовании СССР и Союзный договор

О национальном, партийном, возрастном, социальном и профессиональном составе делегатов рассказывают диаграммы из брошюры «I Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик» (1923).

Декларация об образовании СССР и Союзный договор стали основной частью Конституции 1924 года. На выставке можно ознакомиться с текстами этих документов на разных языках, а также узнать о формировании центральных органов власти нового государства.

На плазменных панелях представлены документы начала 1920-х годов, рассказывающие о создании Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров, Верховного суда, установлении единого союзного гражданства для жителей всех республик СССР и начале масштабного районирования всей территории.

Кроме того, можно увидеть положение, согласно которому официальным печатным органом Центрального исполнительного комитета становится газета «Известия». Её заглавную страницу украшает знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках шестисоюзных республик: русском, украинском, белорусском, тюркско-татарском, армянском и грузинском.

Другие документы говорят о всенародной важности создания СССР: в честь этого события в 1923 году была объявлена амнистия, а день окончательного утверждения Декларации и Договора 6 июля 1923 года стал официальным праздником.

Одни из самых интересных документов выставки – эскизы герба и знамени СССР. Показаны различные варианты официальных государственных символов, а также герб и знамя, утверждённые правительством.

Всего в состав СССР входило 15 союзных республик. Образование СССР и вхождениев него союзных республик происходилопоэтапно:

·                     1922 год. Изначальное образование Советского Союза, в который вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР.

·                     1925 год. К Союзу присоединились Узбекская ССР и Туркменская ССР.

·                     1929 год. В состав СССР вошла Таджикская ССР.

·                     1936 год. Ознаменовался крупным расширением СССР. ЗСФСР была разделена на Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР и Грузинскую ССР, а также были образованы Казахская ССР и Киргизская ССР.

·                     1940 год. В результате геополитических изменений в Европе, Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР, в состав Союза также вошли Молдавская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР.

·                     1956 год. Карело-Финская ССР возвращена в статус автономной республики и преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

Выставка «Воля народов союзных республик» открыта до 18 января 2022 года.

/Пресс — служба Президентской библиотеки/