Ушёл из жизни председатель правления МОО «Общество «Знание» С.М.Климов

28 ноября на 70-м году жизни скончался профессор, доктор экономических наук, председатель правления МОО «Общество «Знание» и ректор Института внешнеэкономических связей Сергей Климов.

Сергей Михайлович родился в 1953 году в Ленинграде. После окончания Ленинградского политехнического института, он работал в специальном конструкторском бюро «Ленгидросталь» и принимал участие в проектировании и строительстве Саяно-Шушенской ГЭС.

В 1987 году его избрали председателем правления межрегиональной общественной организации «Общество «Знание» Ленинграда и Ленинградской области», до последних дней он оставался её бессменным руководителем. В этом году ему была официально выражена благодарность президента России Владимира Путина.

Прощание с Сергеем Климовым состоится 2 декабря в 12:00 в Спасо-Преображенском соборе, захоронение – на Горском кладбище на Большой Горской улице, 82, в 14. 00, поминание – во Дворце Зинаиды Юсуповой в 16.00

Наследник «Вечного зова». По прямой

1 декабря исполнилось 75 лет писателю Владимиру Анатольевичу Васильеву. Автору многих известных и полюбившихся читателю исторических романов и повестей. Наверняка член Союза писателей России получит сегодня много поздравлений от коллег и читателей, но главный подарок он сделал себе сам.

К 75-летию прозаика вышла завершающая книга трилогии о Паше
«К родным берегам». Гигантский труд— пять лет работы в архивах, бессонные ночи проведённые за письменным столом — завершён. Поэтому в юбилейной статье я подробно расскажу о главном, на сегодняшний день, труде Васильева.


Почему считаю его главным? Просто с тех пор, когда в конце минувшего века, когда был успешно экранизирован в виде многосерийного телевизионного фильма (слова «сериал» мы тогда и не знали!) прекрасный роман Анатолия Иванова «Вечный зов», по-настоящему значительного романа про героев труда военной поры автору данной рецензии прочесть не довелось.


Конечно, написано было много. Некоторых авторов даже «олауреатили», но… до трилогии Владимира Васильева «Паша- река Великая», «Паша – район прифронтовой», «К родным берегам» эти сочинения не дотягивают. Ни в историческом плане, ни в жизненном, ни… Впрочем, попробую объяснить, почему.


Автор поставил перед собой труднейшую задачу – написать многоплановое произведение и отразить в нем, на примере Пашского района Ленинградской области, цельную картину жизни Советского Союза перед началом Великой Отечественной войны, во время военного лихолетья и после него. И всё написанное – не плод досужей фантазии прозаика, навеянный многочисленными книжными и теле — «документалками» подчас весьма сомнительного исторического качества, мемуарами истинных и мнимых участников тех далёких событий.

Мнгомесячное копание в архивах встречи с очевидцами, погружение в ту героическую – и одновременно трагическую – эпоху – позволили Владимиру Васильеву создать, не побоюсь употребить это слово, настоящее историческое полотно.


…Перед войной в приграничном, а во время войны прифронтовом районе, достоверно описаны отношения между властью и населением, перемены в социалистическом быту, недостатки в управлении всех ветвей власти, ошибки карательных органов, безграмотность председателей и бригадиров колхозов, и в тоже время трудолюбие колхозников, уживающееся в них с крестьянским лукавством. Отсюда, из Пашского леспромхоза в блокадный Ленинград поступало наибольшее количество древесины, используемой для оборонительных укреплений и для печного отопления населением. Именно на окраине этого района проходил Свирский рубеж, гдена берегу реки Свирь 7-я Отдельная армия под командованием генерала К.А. Мерецкова остановила финские войска на пути к Ленинграду.


Невозможно кратко передать фабулу трилогии. За исключением главных действующих лиц многие герои появляются и исчезают, потом появляются вновь, некоторые исчезают навсегда и вместо них приходят новые персонажи. Несмотря на это все они запоминаются благодаря умелому описанию автором каждого и тонко подмеченным им особенностям характеров.


Главные персонажи романов автором выписаны ярко. Это бывшие царские офицеры, защитники Порт- Артура Иван Анисимов и Павел Тузов, летчик Андрей Степанов, лишившийся ноги, но продолжавший на протезе управлять самолетом и бить немцев, директор Пашского леспромхоза Павел Нечесанов, в критической ситуации заступивший на эту должность и предотвративший катастрофу, парторг леспромхоза Нина Кузьмина, надорвавшаяся на работе и отправленная в неврологическое отделение, председатель колхоза Екатерина Чевелева, спасавшая урожай, но поплатившаяся за самостоятельность судебными разбирательствами, Анна Трошева, библиотекарь, а потом санитарка, медсестра военного госпиталя, девушки – блокадницы Лариса и Машенька, первый секретарь райкома партии Григорий Соколов, редактор газеты Федор Егоров, предрик Александр Грибов – все они, живо описанные автором,
притягивающие невидимыми внутренними силами, как нельзя точно характеризуют военное поколение советских людей.


Отдельно хочу отметить, что в романе « Паша – река Великая», впервые в художественной литературе рассказывается о событии далекой древности – сражении новгородской дружины возглавляемой князем Святославом Ростиславовичем, правнуком Владимира Мономаха, со шведами. Шведский ледунг, вторгшийся в мае 1164 году на 55 кораблях, численностью около 3000 воинов с целью захвата Ладоги, был разбит, шведы бежали на 12 уцелевших судах.


Исследование этой битвы, попытки научного сотрудника Ленинградского института истории материальной культуры Ивана Анисимова опубликовать очерк и прославить героев, создает много конфликтных ситуаций. Эта сюжетная линия, проходящая через первые два романа трилогии, пересекается с событиями предвоенной поры и Великой Отечественной войны.


Также впервые в романе « Паша – река Великая» рассказывается правдивая история, и приводятся имена героев сражения за лес на реке Паше весной 1942 года. К тому времени на реке скопилось 420 тысяч кубометров леса. С началом половодья он должен был двинуться вниз по течению, сломать единственный железнодорожный мост через реку, соединяющий север и центр страны и уйти в Ладожское озеро. Для спасения леса из блокадного Ленинграда привезли молодых девушек. Они спасли древесину, заготовленную для блокадного города. Ни районная газета, ни областная печать даже маленькой заметкой не обмолвились об этом событии.


Чудеса героизма проявляли на Свирском рубеже матросы 3-й морской бригады. И снова, впервые в художественной литературе, в первой книге трилогии описывается подвиг главстаршины Кирилла Дробыша и присвоение ему за боевую инициативу звания старшего лейтенанта командующим 7 – й Отдельной армии, генералом К.А. Мерецковым. Случай редкий в советской армии.


Удивительную историю спасения домика Кирова тоже впервые можно узнать из трилогии Владимира Васильева. Начиналась она с письма председателя охотсекции « Динамо» Федорова из блокадного Ленинграда к первому секретарю Пашского райкома партии Григорию Соколову.


Завершилась – в кабинете командующего 7 –й Отдельной армии генерал — лейтенанта Алексея Крутикова, сменившего на этом посту генерала армии К.А. Мерецкова, возглавившего Волховский фронт.


Впервые в этом произведении рассказывается о грабежах и насилии на территории Пашского района выздоравливающими бойцами госпиталя, с которыми не могла совладать ни районная милиция, ни военная комендатура. Только смелость и находчивость начальника Пашского районного отдела госбезопасности Петра Фомина, обратившегося за помощью в особый отдел 7-й Отдельной армии, позволили обезоружить и арестовать банду.


Большой находкой в трилогии можно назвать проникновение Владимира Васильева в суть взаимоотношений между разными людьми военного поколения и создание атмосферы того времени. В этом автору помогли живые воспоминания ветеранов, своей матери, Васильевой Анны Павловны, и записи дневника Анны Трошевой, до войны, работавшей пашским библиотекарем, а во время войны санитаркой, медицинской сестрой.


Трилогия построена на материалах партийного архива и архива НКВД. Благодаря им автору удалось создать реалистическую картину жизни района, показать его руководителей, обывателей, простых тружеников. Именно архивы, в которых были документы партийных собраний в колхозах, учреждениях, на предприятиях, помогли Владимиру Васильеву вникнуть и воспроизвести язык общения того времени.

События в романе «К родным берегам», завершающем трилогию, охватывают десятилетний период от окончания войны в 1945 году и до ликвидации Пашского района Ленинградской области в 1955 году. Название романа сразу определяет его направленность – после войны в родные места возвращаются фронтовики и жители, эвакуированные в другие населенные пункты.

Но по мере прочтения произведения, приходит понимание, что смысл названия, гораздо шире: это и возвращение к любимому делу, к любимой женщине, к себе самому, преобразившемуся во время страшной войны.


…Огромный урон, который понес СССР за четыре года войны, планировалось восполнить за несколько лет, в связи с чем и был разработан 4-летний план. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в послевоенные годы сельским труженикам Пашского района, какие разочарования постигали их после небывалого подъема, вызванного победой над Германией, рассказывается в первых главах книги.


Несмотря на неплохую для того времени механизацию сельскохозяйственного труда, развития деревни не происходит. Однако селян продолжают давить искусственно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию, большие налоги на подсобное крестьянское хозяйство и спускаемые «сверху» нереальные планы. В Пашском районе часто сменяются председатели райисполкомов, снимается с поста первый секретарь райкома партии, но планы заготовки и продажи сельхозпродукции государству по-прежнему не выполняются.


Не случайно большинство главных героев Васильева — фронтовики, вернувшиеся к родным берегам. На них возлагали надежды, когда верстали планы, их ставили на руководящие должности. Но привыкшие в войну видеть перед собой цель и достигать ее, они хоть и знали цели, но не представляли, как их можно достичь, потому что, выполняя одну задачу, получали другую и видели, что ничего не меняется.

Некоторые из них падали духом, другие спивались, отправлялись в тюрьмы и только самые крепкие продолжали поднимать колхозы, руководить бригадами, звеньями.


Характерен случай, для того периода, описанный автором книги — фронтовик Иван Загустин выдает в долг самым бедным крестьянским семья зерно, а за это осуждается на десять лет. На суде, заслышав, как судья еще до вынесения приговора, называет подсудимого преступником, за него справедливо вступается другой фронтовик Михаил Максимов и его осуждают на 15 суток.


Фронтовик Владимир Кулепетов, работает в редакции районной газеты корреспондентом. Он обнаруживает факт бездеятельности инструктора райкома партии и пишет об этом. Редактор противится публиковать материал. Тогда Кулепетов идет в райком партии ко второму секретарю Якову Ленкевичу и добивается справедливого решения.


Знакомый читателям по первым книгам трилогии Иван Анисимов, прошедший войну и вернувшийся в Ленинградское отделение института материальной культуры, имевший много неприятностей за публикацию очерка о битве на реке Вороной, где русские дружинники еще до Александра Невского в 1164 году одержали крупную победу над свеями, вновь берется за опасную работу.

Он с товарищами начинает собирать материалы об обороне Порт-Артура в 1904 году и ставит цель опровергнуть клевету на генералов, командовавших обороной, возведенную в повести «Порт-Артур» сталинским лауреатом Александром Степановым.


Читателям полюбился по первым двум книгам трилогии заместитель директора леспромхоза Иван Каменев. Незаурядная личность, изобретательный, способный организатор, слыл пьяницей, и держался на производстве лишь благодаря своей незаменимости. Война изменила его, или, как он выражается «меня так тряхнуло, что я наконец- то жизнь понял» и уже в третьей книге читатель видит другого Каменева. Он не только бросает пить и грубить, но и меняет отношение к жене — находит место гибели литературного сотрудника районной газету Василия Тумасова, к которому перед войной с детьми ушла Вера Алексеевна.


Интересна фигура первого секретаря райкома партии Ивана Соловьева. Перед войной он не послушался товарищей по партии и женился на дочери «врага народа». За это его, после окончания Ленинградского сельскохозяйственного института ссылают на дальнюю окраину страны. Он проходит войну, после победы возглавляет Всеволожский сельскохозяйственный техникум и прибыв по заданию обкома партии в отстающий Пашский район, выводит его в передовые.


Несмотря на то, что героев в трилогии много, их количество не утомляет. Каждому персонажу автор придал характерные черты. У каждого есть свои истории, привычки, своеобразные речевые обороты. Особый колорит содержанию придают местные наречия, используемые местными жителями.


Для придания естественности, натуральности сюжета, писатель подбирает стилистику повествования и описания в тон времени, о котором пишет. Если во второй книге трилогии «Паша- район прифронтовой» часто встречались присоединительные конструкции — оборванные фразы, характеризующие боевые действия, то в третьем романе меняется структура речи — чаще используются сложносочиненные, сложноподчиненные предложения и несобственно — прямая речь, так как идет мирная жизнь

.
В завершающей трилогию книге также использованы документы ЦГАИПД, о многих событиях рассказывается впервые. Впервые в художественной литературе дается непредвзятая оценка «Ленинградскому делу», без смакования фактов и ёрничества. Впервые сделана попытка раскрыть причины ликвидации в 1948 году Музея обороны Ленинграда. В художественном произведении почти все герои – реальные люди, совершающие не придуманные поступки,
участвующие в не придуманных событиях.


Период массовых репрессий и трудового героизма, дни горьких поражений первых месяцев войны и торжество победы над врагом… Как в это время жили и действовали простые люди? Чем они были заняты в повседневной жизни? Откуда черпали силы? Об этом рассказывает в своей трилогии писатель Владимир Васильев.


В романах честно служат Отечеству бывшие царские офицеры, принявшие Советскую власть. В них есть и бездарные председатели колхозов, и радеющие за урожай колхозники, есть циничный
начальник районного отдела милиции, и справедливый начальник районного отдела государственной безопасности. Такие разные, колоритные фигуры придают тексту большую экспрессию, повышают эмоциональный настрой, а вместе с живым изложением событий делают книгу увлекательной.


Согласитесь, такие произведения сегодня необходимы читателю, утомлённому «стрелялками» о дне настоящем и «страшилками» о минувшей эпохе.


Раскройте книги Васильева. Нам наследникам «Вечного зова», предстоит встреча с новыми героями на Паше-реке!
А юбиляру и моему давнему надёжному коллеге и товарищу пожелаю столь же плодотворно продолжать свою творческую деятельность!

/Виктор Кокосов,
член Союза писателей России/

Концертная программа Дома Радио в декабре

Остросюжетная сказка и грани русского стиля, барочные сонаты и салонный метамодерн — в программах декабрьских концертов в Доме Радио.

— 3 декабря, 20:00 — «История солдата» — камерное театральное произведение Игоря Стравинского о солдате, который попытался перехитрить черта, — с закрученной фабулой, захватывающей игрой музыки и текста. В партиях чтецов — актеры БДТ Варвара Павлова и Виктор Бугаков, за дирижерским пультом — Дмитрий Бородин.
Подробности и билеты: https://musicaeterna.org/ru/visit/event/stravinskij-istoriya-soldata-3/

— 7 декабря, 20:00 — четвертый концерт цикла «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио». Прозвучат произведения шести современных авторов разных поколений: Вячеслава Наговицина, Анжелики Габибовой, Антона Танонова, Игоря Воробьева, Элины Лебедзе и Настасьи Хрущевой. Солисты musicAeterna исполнят сочинение-перформанс с игрой «в глухие телефоны», пьесу с текстом из единственного священного слова, новую версию виральных «Русских тупиков», пьесу для музыкантов, которые не видят друг друга, и не только.

Подробности и билеты: https://musicaeterna.org/ru/visit/event/soyuz-kompozitorov/

— 10 декабря, 20:00 — струнный квинтет и трогательные романсы Шуберта из вокального цикла «Лебединая песня» в прочтении солистов оркестра musicAeterna и меццо-сопрано, солистки хора musicAeterna Елены Токаревой.

Подробности и билеты: https://musicaeterna.org/ru/visit/event/solisty-musicaeterna-shubert/

— 15 декабря, 18:30 — Петербургские музыканты-участники резиденции французского художника и композитора ливанского происхождения Тарека Атуи исполнят музыку на авторских электроакустических музыкальных инструментах, сконструированных Борисом Шершенковым под руководством Тарека Атуи. Среди последних — limaçon (устройство, изменяющее звучание струн и ударных), найденные объекты и перкуссионные инструменты из серии Table of Contents / Iterations on Drums.

Подробности и билеты: https://musicaeterna.org/ru/visit/event/rezidentskaya-programma-tareka-atui/

— 17 декабря, 19:00 — пианистка Варвара Мягкова играет музыку ведущих русских композиторов, от Мусоргского и Римского-Корсакова до Рахманинова и Скрябина, в программе-посвящении Сергею Дягилеву.
Подробности: https://musicaeterna.org/ru/visit/event/varvara-myagkova-fortepiannyj-konczert/

— 19 декабря, 19:00 — концерт студенческого ансамбля «Эйфория» под управлением Елизаветы Корнеевой в рамках молодежной программы musicAeterna. Музыканты исполнят камерные сочинения Офера Пельца, Йоханнеса Шельхорна, композиторов-резидентов Дома Радио и молодых российских авторов.

Кроме того, в декабре Дом Радио начались медиации – прогулки по Дому Радио в сопровождении проводников-экспертов, дающие возможность исследовать пространство и его историю, окунуться в его музыкальную атмосферу.
Подробности и билеты: https://musicaeterna.org/ru/media/project/mediacziy

/Оксана Гекк/

Театр-Концерт «ВАМПУКА» представляет : «Двенадцать месяцев» Премьера видеоверсии сказки

Театр-Концерт «ВАМПУКА» представляет:

«Двенадцать месяцев»
Премьера видеоверсии сказки

(в официальном сообществе театра ВКонтакте https://vk.com/teatrvampuka
и на сайте театра www.vampuka.com)

Театрализованное музыкальное представление по поэтической сказке Александра Тимофеевского (1933 – 2022)
Режиссер – Женя Глюкк
Музыкальный руководитель – Алексей Зубарев (кинематографическая премия «НИКА»)
Художник Наталья Петрова (лауреат Международного конкурса «Образ книги»)
Куратор – Наталья Дьякова (редактор студии «Союзмультфильм»)
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры»

Памяти замечательного русского поэта Александра Тимофеевского посвящена премьера сказки «Двенадцать месяцев». Премьера спектакля состоялась в день рождения автора в Москве 13 ноября в библиотеке им.Гайдара. Второй показ прошел 18 ноября в Санкт-Петербурге в Библиотеке № 6.


30 ноября, накануне зимы, авторы представляют своим зрителям видеоверсию сказки.

Над проектом работал большой творческий коллектив – команда из Москвы и Санкт-Петербурга.

С творчеством Александра Тимофеевского знакомы, наверное, все в нашей стране, достаточно сказать, что он автор текста «Песенки Крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка», автор многих детских книг, сценариев мультфильмов «Мук-скороход», «Почтарская сказка», «Дереза», «Музыкальный магазинчик» и прочих. Сказки А.П.Тимофеевского основаны на традициях русской сказки и вместе с тем чрезвычайно современны.

Музыкальный руководитель проекта – Алексей Зубарев, виртуоз-мультиинструменталист, обладатель престижной премии кинематографа «НИКА» за лучшую музыку к фильму.

Режиссер проекта – Женя Глюкк (Евгения Валерьевна Голубева), художественный руководитель театра «Вампука». Редактор и куратор проекта – Наталья Григорьевна Дьякова, редактор студии «Союзмультфильм», она же являлась бессменным помощником Александра Павловича Тимофеевского.

Проект «Двенадцать месяцев» – это театрализованное музыкальное представление по поэтической сказке Александра Тимофеевского «Двенадцать месяцев», проникнутой глубоким чувством любви к русской природе и воспевающей ее красоту.

В основе сюжета сказки лежит известная народная сказка о злой мачехе, доброй работящей падчерице и двенадцати братьях–месяцах. В видеоверсии спектакля, сделанной с учетом современных средств выразительности, использованы иллюстрации художницы Натальи Петровой, выполненные в технике линогравюра и акварель.

Во время премьерных мероприятий в качестве интерактивной части спектакля зрителям были представлены и художественные иллюстрации в настоящем, «живом» виде, к сказке, в формате перфоманс-вступления, когда актер с куклой общался с детьми.

Внутри же видеоверсии именно на основе этих художественных работ создан красочный анимированный видеоряд, который помогает донести до маленького зрителя основные идеи старинной сказки современным языком.

Спектакль рекомендован детям старшего детсадовского, младшего и среднего школьного возраста.

Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».

ДвенадцатьМесяцев #ТеатрКонцертВАМПУКА

«Едем в Петербург!», «Единственный и разный»

Информационная кампания по продвижению туристского потенциала Санкт‑Петербурга прошла в городах России

Комитет по развитию туризма Санкт‑Петербурга подвел предварительные итоги широкомасштабной информационной кампании по продвижению туристского потенциала Северной столицы. Баннеры, цифровые экраны и другие рекламные носители с информацией о привлекательности путешествий в город на Неве были размещены в течение года во всех крупных мегаполисах России и за ее пределами.

Основная идея — представить Санкт‑Петербург как город-генератор ярких впечатлений.

Первый этап маркетинговой кампании стартовал весной этого года в таких городах, как Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Сургут, Тюмень, Нижневартовск, Ханты-Мансийск. Ежедневно в аэропортах и на основных улицах городов транслировались видеоролики с панорамными видам Петербурга, его основными достопримечательностями и туристскими предложениями. Слоган ролика – «Единственный и разный». Всего более 130 носителей.

На втором этапе, который прошел летом, в Санкт‑Петербург приглашались гости из Москвы, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы и Челябинска. Красочные материалы о привлекательности путешествий в Санкт‑Петербург в осенне-зимний сезон размещался на более чем 340 цифровых экранах, расположенных на основных магистралях и объектах транспортной инфраструктуры. В Казани были оформлены двухэтажные туристские автобусы с призывом «Едем в Петербург!».

Зимой кампания в большинстве указанных ранее городах продолжится. В общей сложности участвуют более 20 городов России, в которых размещено 2300 рекламных носителей.

Выбор аудитории был обусловлен несколькими факторами: учет мнений предприятий индустрии туризма, удобное транспортное сообщение с Северной столицей, мобильность населения.

Отметим, что мероприятия по продвижению туристского потенциала Санкт‑Петербурга также проводилась на международных рынках – в странах СНГ и Ближнего Востока. Информационные материалы о Санкт‑Петербурге были размещены на баннерах и цифровых носителях в аэропортах и на основных магистралях Астаны, Алма-Аты, Баку, Еревана, Минска, Ташкента, а также в Дубае и Эр-Рияде.

Маркетинговая кампания была синхронизирована с деловыми мероприятиями: роуд-шоу, информационными турами и воркшопами для российских и зарубежных руководителей организаций сферы путешествий, а также с представлением Санкт‑Петербурга на профильных выставках, которые прошли в этих городах и странах.

Справочно:

За 11 месяцев 2022 года Санкт‑Петербург посетило более 7 миллионов туристов. Это почти на миллион больше, чем за весь прошлый год. Вырос и вклад туристов в экономику города. В этом году чек российского гостя Северной столицы составил в среднем 44000 рублей, в прошлом было 32000 рублей. Таким образом, туристская сфера пополнила экономику Санкт‑Петербурга более чем на 250 млрд рублей.

/Пресс-служба Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга/

Президентская библиотека создаёт новую коллекцию «Год культурного наследия народов России»

П

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эти слова Михаила Ломоносова можно отнести к небходимости сохранения нематериального культурного наследия – части духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся потомкам как нечто ценное и почитаемое.

В 2022 году, объявленном Указом Президента Российской Федерации Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, Президентская библиотека формирует коллекцию «Год культурного наследия народов России».

Большой комплекс материалов коллекции посвящён народным праздникам, обычаям и обрядам – религиозным, календарным и другим. Например, из книги «Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии» (1876) русского историка и этнографа, видного деятеля по изучению Сибири Николая Кострова можно узнать, что в обычной жизни народ руководствуется не столько сводом законов, исходящим от верховной власти, сколько «своими неписаными законами, выработанными жизнью и установившимися юридическим воззрениями и обычаями». Вот один из них: находка – вещь, найденная на дороге, принадлежит тому, кто её найдёт. Если при этом было два человека, она достаётся тому, кто первый её заметил, взял в руки и сказал: «Чур, одному». Если другой скажет в то же время «чур, вместе», то находка делится пополам.

Ещё одна часть материалов посвящена российскому фольклору – устному творчеству, народным песням, музыке и танцам. О них рассказывают и научные исследования, и сборники фольклорных произведений.

Вот как описывается герой былевых песен, объединённых в вып. 1 «Песен, собранных П. В. Киреевским» (1860) – богатырь-крестьянин Илья Муромец: «Илья Муромец сын Иванович / По чистому полю поехал погуливать. / Не пыль то в поле запылилася, / Не туман то с моря подымается, / И не белы снежки в чистом поле забелелися: / А забелелася у него буйная головушка, / Со частой со седой мелкой бородушкой, / А затуманился под ём доброй конь, / А запылилась за ём сила добрая».

Сборник Елены Касаткиной «Частушки, собранные во Владимирской и Костромской губерниях» (1914) знакомит с образцами этого всегда популярного весёлого и задорного жанра:

Висит лампа высоко,

Сделаю пониже,

Живёт милый далеко,

Заведу поближе.

Культурное наследие – это не только духовная, но и материальная культура, созданная народом и выдержавшая испытание временем, прежде всего, народные промыслы. Значительная часть материалов коллекции рассказывает о самых разных видах кустарно-ремесленных промыслов, процветавших в своё время в разных областях России – рыболовстве, охоте, прядении, ткачестве, вышивке, кружевоплетении, росписи, обработке камней, дерева и металлов и многих других. Промыслы изучались и зачастую определяли направление экономического развития того или иного региона.

Например, член Дальневосточного кустарного комитета Иван Лопатин в издании «Кустарно-ремесленные промыслы на Нижнем Амуре» (1916) сообщает, что для развития рыбной промышленности требуются бочки для засолки, лодки и сети, поэтому здесь преобладают бондарный и лодочный промыслы. Однако когда местные бондари уже не могли справляться с растущими объёмами и перестало хватать не только бочек, но и ушатов и кадок, стали вызывать бочаров из Западной Сибири и Европейской России, и дело пошло на лад.

В Пензенской же губернии первое место по количеству кустарей занимала обработка дерева – рогожный, тележный, спичечный и бондарный промыслы. На втором месте шло изготовление бредней, а на третьем – пухопрядение и вязание платков, получивших широкую известность благодаря их высокому качеству, говорится в «Кратком очерке кустарных промыслов Пензенской губернии…» (1902).

Также разделы коллекции «Год культурного наследия народов России» содержат материалы о народном быте и костюмах, народной медицине и даже о народной кулинарии.

Важный информационный блок составляют официальные документы: указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства России, а также план и программа основных мероприятий по подготовке и проведению Года культурного наследия народов России.


/Пресс-служба Президентской библиотеки/

Конгресс-бюро подведет итоги работы в 2022 году в рамках международного форума TRAVEL HUB

9 декабря c 10:00 до 15:00 в рамках Петербургского туристского международного форума TRAVEL HUB городское Конгресс-бюро проведет итоговое отраслевое мероприятие «Конгрессно-выставочная деятельность: Итоги 2022» с участием Российского союза выставок и ярмарок, Российского экспортного центра, Торгово-промышленной палаты РФ.

Событие традиционно объединит городских представителей конгрессно-выставочной сферы и индустрии гостеприимства для подведения итогов работы отрасли и обсуждения совместных планов по продвижению Санкт‑Петербурга как ведущего туристского центра на следующий год.

Спикеры поделятся опытом реализации успешных проектов, в том числе — в сфере межрегионального сотрудничества, развития внутреннего и делового туризма, определят приоритетные направления развития на 2023 год на основании перечня поручений Президента России.

К участию в дискуссии приглашены председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Сергей Корнеев, генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Сергей Азаренков,научный руководитель РНИИИС, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Владимир Лопатин, заместитель генерального директора – руководитель Уральского конгресс-бюро (Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области) Аркадий Киселев,вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев, российский прогнозист, международный эксперт по классическому форсайту Александр Чулок и другие.

Программа итогового мероприятия доступна по ссылке. Для участия необходимо пройти регистрацию.

Напомним, что Петербургский международный туристский форумTRAVEL HUB состоится с 7 по 9 декабря. Организаторами мероприятия выступят Комитет по развитию туризма Санкт‑Петербурга, Конгрессно-выставочное бюро и Корпорация «Туризм. РФ» при поддержке Ассоциации Туроператоров и Российского Союза выставок и ярмарок.

TRAVEL HUB – федеральный Форум, призванный способствовать повышению привлекательности регионов для развития въездного туризма и направленный на демонстрацию туристского потенциала России. В этом году Форум пройдет в концептуально новом формате, объединив несколько мероприятий под общей темой: устойчивое развитие туризма и его влияние на социально-экономическое развитие регионов и страны в современных условиях.

Программа Форума и регистрация на сайте.

/Пресс-служба Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга/

«Санкт‑Петербург — морская столица» и «Город-герой Ленинград» – эти темы оказались очень близки юным петербуржцам

Порядка 30 тысяч старшеклассников познакомились с историей и достопримечательностями родного города по программе «Юный путешественник Санкт‑Петербурга». Проект запущен в сентябре 2022 года по поручению губернатора Александра Беглова и реализуется Комитетом по развитию туризма совместно с Комитетом по образованию и районными администрациями города на Неве.

О предварительных итогах проекта и планах на будущий год рассказали на пресс-конференции глава Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Сергей Корнеев, заместитель председателя Комитета по образованию Татьяна Васильева, директор «Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии» Екатерина Шадская.

«Санкт‑Петербург – «учебник» под открытым небом, и школьный туризм является одной из основных «визитных карточек» нашего города. Программа «Юный путешественник Санкт‑Петербурга» родилась из идеи о том, что школьники Северной столицы, помимо поездок по историческим маршрутам других регионов, должны в первую очередь знать свой родной город. Узнавать его именно в комплексном рассказе профессиональных экскурсоводов в рамках полностью спланированных тематических маршрутов, где все продумано — от посадки в автобус до посещения музеев. Программа стала и инструментом познания города, и частью образовательного процесса.

Вторая задача, которая ставилась при ее разработке, — поддержка индустрии гостеприимства Петербурга в «низкий» сезон. К работе со школьниками в осенне-зимний период были привлечены лучшие экскурсоводы и профессионалы сферы туризма, которые поделились с ребятами своими знаниями и любовью к городу, а также продемонстрировали, что туриндустрия Петербурга готова работать в полном объеме с высоким качеством услуг», — отметил Сергей Корнеев.

Серия туристско-экскурсионных поездок для школьников Санкт‑Петербурга была разработана совместно со специалистами музеев, историками, экскурсоводами и осуществлялась по восьми тематическим маршрутам, включая: «По следам Петра», «Народное искусство и культурное наследие», «Петербург Достоевского», «Блистательный Петергоф», «Вода вокруг нас», «Транспортные артерии города».

Много отзывов собрала программа «Санкт‑Петербург — морская столица», а самые эмоциональные отклики получил маршрут «Город-герой Ленинград» – эти темы оказались очень близки юным петербуржцам.

Как отметила заместитель председателя Комитета по образованию Татьяна Васильева, с сентября по декабрь в проекте участвовали учебные заведения 10 районов Петербурга: Фрунзенского, Кировского, Московского, Василеостровского, Центрального, Адмиралтейского, Красногвардейского, Петроградского, Калининского, Кронштадтского.

В 2023 году предполагается задействовать в программе все районы города, а также увеличить количество маршрутов. Так, в развитие концепции Президента РФ о том, что в каждой школе должен быть создан театр, прорабатывается вопрос о включении в программу театрального маршрута.

Директор «Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии» Екатерина Шадская подчеркнула, что поездки представляют собой погружение в полноценное восьмичасовое путешествие по Петербургу. К работе со школьниками в рамках программы было привлечено порядка 60 экскурсоводов. Для ребят были организованы обеды в городских ресторанах в формате «шведский стол».

В пресс-конференции приняла участие директор школы № 608 Наталья Романова – она поделилась обратной связью от детей, их педагогов и родителей: все отмечают высокий уровень организации и продуманность маршрутов, насыщенность экскурсий.

Мария Березюк, научный сотрудник Центрального военного-морского музея им. Императора Петра Великого, рассказала о подготовке методических рекомендаций и буклетов для детских экскурсий на двух площадках: в самом музее и его филиале – «Кронштадтской крепости» и Кронштадтском Морском соборе.

Своими впечатлениями школьники продолжают делиться на официальной странице проекта Вконтакте, где проводится творческий конкурс на лучший рассказ, стихотворение, видеоролик или рисунок по мотивам экскурсий. Авторы 10 лучших работ будут объявлены в конце декабря. В январе будущего года пройдет торжественное награждение победителей, где юные путешественники получат заслуженные призы.

/Пресс-служба Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга/

На соискание премии им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова подано пять произведений

Законодательное Собрание Петербурга продолжает прием заявок на соискание литературной премии имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова.

Всего на данный момент подано пять произведений. Это работы Валерия Голева «Догорало полярное лето», Альберта Измайлова «Востребованный временем», Нины Рудаковой «Право на правду. Уроки мужества», Марии Кирпичиковой «Блокадный дневник Лены Гриц» и труд авторского коллектива Военной академии МТО «Высота ответственности».

Произведения рассказывают о подвигах героев Великой Отечественной войны, о мужестве воинов и жителей блокадного Ленинграда. В изданиях опубликованы воспоминания ленинградцев, уникальные архивные документы, свидетельствующие о событиях военного времени. Авторы рассказывают о наиболее острых периодах битвы за Ленинград, о проблемах, с которыми командованию фронта приходилось сталкиваться на протяжении войны.

Отметим, литературная премия присуждается ежегодно с 2003 года. За это время в конкурсе приняли участие около 200 авторов, представлено более 170 произведений. В этом году депутаты парламента приняли новое положение о премии. Документ позволяет расширить круг авторов, которые смогут принимать участие в конкурсе. В частности, появилась номинация для детских писателей.

Прием заявок продлится до конца декабря 2022 года. В конкурсе может участвовать один автор, либо коллектив авторов. Произведение должно быть впервые издано в течение последних трех лет. Заявки на участие представляются в конкурсную комиссию по адресу: Исаакиевская пл., д.6, каб. 121 – пресс-служба. Телефон: 318-81-80.

http://www.assembly.spb.ru/article/633200002/154181/Na-soiskanie-premii-im-Marshala-Sovetskogo-Soyuza-LA-Govorova-podano-pyat-proizvedeniy

Николай Карамзин: «Могу и хочу писать историю…»

1(12 по новому стилю) декабря 1766 года родился известнейший русский историк, писатель, публицист Николай Карамзин.

Малоизвестные факты о жизни и деятельности автора «Истории Государства Российскаго» позволяют узнать материалы электронной коллекции «Н. М. Карамзин (1766–1826)» на портале Президентской библиотеки.

Мысль о создании труда по русской истории появилась у Карамзина очень рано. В 1789 году, отправившись в путешествие по Европе, он писал из Парижа, что наша история занимательна не менее других, «нужен только ум, вкус, талант».

Академик Михаил Погодин в работе «Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников» (1866) приводит письмо Николая Карамзина Михаилу Муравьёву, товарищу министра просвещения, написанное в сентябре 1803 года: «Могу и хочу писать историю…». Для этого, продолжает Карамзин, нужно «сообразить всё, предложить следствия кратко, просто и ясно: не сказать ничего лишняго, не пропустить ничего существеннаго; всякое слово основать на историческом свидетельстве, и вероятность отличить от действительной истины».

31 октября 1803 года именным указом императора Александра I Николаю Карамзину было даровано звание историографа. «И, – как сказал историк и публицист Михаил Погодин в «Историческом похвальном слове Карамзину» (1845), – закрыв глаза, он ринулся стремительно в бездну русской истории…». Всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории Государства Российскаго», состоящей из 12 томов и доведённой до 1612 года.

Уже первые публикации этого труда поразили современников. Некоторые из них приведены в очерке профессора Ильи Шляпкина «Первый русский историк Н. М. Карамзин (1766–1826)» (1916). Так, юрист, а впоследствии историк Александр Тургенев радовался, что наконец русские имеют или скоро будут иметь историю, достойную русского народа. Александр Пушкин отмечал, что Карамзин рассказывал со всей верностью историка и «„История Государства Российскаго“ есть не только создание великаго писателя, но и подвиг честнаго человека». Путешественник граф Фёдор Толстой заявил: «Теперь узнаю, что у меня есть отечество».

Позднее историк, профессор Сергей Соловьёв назвал «Историю Государства Российскаго» «величественной поэмой, воспевающей государство».

Что главный предмет исторического труда Карамзина – это история государства, считал и другой историк, Константин Бестужев-Рюмин. В книге «Биографии и характеристики» (1882) он писал, что в «Истории…» чрезвычайно ярко сказалось патриотическое чувство автора, которое невольно сообщается читателю, а ключ ко всей русской истории, по Карамзину, это государственное единство. По «Истории Государства Российскаго» знакомились с тем, что совершалось в давние годы, находили в ней уроки высокой нравственности, по ней учились любить родную землю, любить добро и ненавидеть зло, презирать ложь, коварство и лесть, вспоминал Бестужев-Рюмин.

Оценивая значение этого многотомного сочинения Карамзина для современников и потомков, Михаил Погодин сказал, что русские узнали и больше, чем прежде, полюбили отечество, потому что «то можем мы только любить, что знаем, и чем более что знаем, тем более любим».

Больше интересных фактов о Николае Карамзине можно узнать в разделе «День в истории» на портале учреждения.

/Пресс-служба Президентской библиотеки/