Накануне осени можно подвести некоторые итоги летнего сезона в туристской отрасли. Несмотря на то, что трудные для туризма времена еще не пройдены, и мы продолжаем адаптироваться к переменам, вызванным коронавирусом, у Санкт-Петербурга есть то, чем он может заслуженно гордиться. Наш город подтвердил свой статус ведущего туристского центра страны.
По данным аналитиков банка «Русский стандарт», на внутреннем туристском рынке этим летом пляжный отдых стал самым популярным видом проведения отпуска. Второе же место занял городской туризм.
Лидером в этой категории стал Санкт-Петербург. Как отметили эксперты банка «Русский стандарт», средний чек у гостей Северной столицы был сопоставим с расходами гостей ведущего курорта — Сочи. По оценкам специалистов, за одну покупку в Петербурге этим летом туристы в городе на Неве тратили 1 415 рублей. Для сравнения, в Сочи средний чек составил 1 437 рублей, в Анапе — 1 171 рублей, в Геленджике — 1 002 рублей, в Туапсе — 809 рублей.
Таким образом, Санкт-Петербург занял в уходящем сезоне первое место и по уровню дохода от среднего туриста. Вторым среди самых посещаемых «городских» направлений стал Калининград. Там приезжие в среднем оставляют по 1 291 рублей за одну покупку.
Кроме того, по информации сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, Санкт-Петербург занял второе место в десятке топовых авиамаршрутов по России. Наиболее популярным летним авиамаршрутом оказался Москва — Сочи. На втором месте — рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, при этом, по сравнению с прошлым летом, в Санкт-Петербург летали на 15% чаще — его доля составила 11,5%. Как отметили представители сервиса OneTwoTrip, город на Неве ещё с весны пользовался у туристов повышенным вниманием – это объясняется сменой предпочтений россиян в выборе отпускных направлений на такие, где можно не только отдохнуть на море, но и уделить время культурному досугу.
Самым популярным железнодорожным маршрутом за последние три месяца стал маршрут Москва — Санкт-Петербург и обратно. При этом, согласно данным сервиса OneTwoTrip, в 2021 году на поезде в Санкт-Петербург ездили также на 15% чаще, чем в предыдущем.
Примечательно, что наш город даже в непростые времена пандемии подтвердил свой статус лидирующей туристской дестинации и повысил свои позиции в целом, а также в авиационном и железнодорожном рейтингах предпочитаемых путешественниками направлений.
Гостей восхищают и привлекают не только уникальные и знаковые достопримечательности Петербурга, но и его создаваемая новая культурная среда – захватывающая, интересная, современная жизнь города становится важным фактором для принятия решения о планировании путешествия. В настоящее время Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с городским сообществом активно разрабатывает и продвигает новую культурную и туристскую географию города, предлагая гостям открыть для себя новые, необычные городские точки притяжения — таким образом формируется и спрос, и потенциал для возвратных поездок, причем не только летом, но и во все сезоны.
В связи со сложившейся в мире ситуацией, сохраняются сложности, вызванные почти полным отсутствием иностранных гостей, обеспечивавших около 50% турпотока и более половины прибыли от него. Серьезный спад произошёл также в организованном школьном, деловом и событийном туризме.
«Еще летом 2020 года, понимая, что мы столкнемся со следующими волнами пандемии, губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов поручил заблаговременно разработать комплекс мер по поддержке городской сферы гостеприимства. Их общий объем оценивается в 4 млрд рублей на 2020 и 2021 годы. Ростуризм оценил эти решения как беспрецедентные. Помимо оказания помощи предприятиям индустрии, принятые меры положительно сказались и на инвестиционной привлекательности туристической индустрии. К нам уже обращаются инвесторы из других регионов», — отметил глава Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Комплексные решения по содействию отрасли были разработаны Комитетом совместно с представителями профессионального сообщества. Предпринятые шаги позволили сохранить операционную деятельность туристической отрасли и инфраструктуры гостеприимства нашего города: к началу 2021 года налоговыми льготами уже воспользовались более 3000 предприятий на общую сумму 1,5 млрд. рублей. В то же время 551 петербургская организация сферы туризма получила льготы по аренде городского имущества, для сохранения более 1800 рабочих мест было выдано 84 льготных займа на сумму 255,8 млн рублей. В результате Петербург в целом сохранил своих лучших игроков рынка, включая основу — высококвалифицированный персонал индустрии гостеприимства.
В итоге, за первые шесть месяцев 2021 года, несмотря на то что цифры рекордного 2019 года остаются недостижимыми по объективным причинам, Санкт-Петербург посетило уже почти в 2,5 раза больше туристов, чем в 2020 году.
Главным результатом прошедших месяцев является то, что Северная столица смогла, в результате активной работы всех участников городской индустрии гостеприимства, поддержать свою репутацию города классического и современного, хранящего исторические ценности и динамично развивающегося, предлагающего высочайшее качество услуг и новые турпродукты, открывающего для гостей новые пространства и новые причины посетить Санкт-Петербург
СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро»