К 100-летнему юбилею ледокола «Красин»

Ледокол Красин3 февраля в 16.00 на борту ледокола»Красин»состоится торжественное открытие выставки «Ледокол «Красин» – символ истории освоения Арктики» (наб. Лейтенанта Шмидта / 23 линия, напротив Горного института).

В 2017 г. ледокол «Красин» отметит свой 100-летний юбилей. Но первая дата, связанная с историей ледокола – 3 февраля 1916 г., когда на английской верфи «Армстронг-Митчелл» в Ньюкасле, был Положен первый лист киля нового ледокола (будущий «Святогор» / «Красин»), который строился по русскому заказу. Поэтому отсчет праздничных мероприятий коллектив музея начинает с 3 февраля 2016 г. В этот день состоится открытие основной экспозиции филиала — «Ледокол «Красин» – символ истории освоения Арктики».

Продолжит программу выступление международного шанти-хора парусника «Мир», который исполнит английские морские песни под аккомпанемент различных музыкальных инструментов.

Экспозиция, которая расположилась по левому борту на жилой палубе, раскрывает основные этапы истории ледокола «Святогор» / «Красин».

В течение многих лет «Красин» обеспечивал проводки судов и работу научных экспедиций вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. На его борту трудились выдающиеся советские ученые – Р.Л.Самойлович, О.Ю.Шмидт, П.П.Ширшов, Н.И.Евгенов и многие другие. «Красин» – единственное сохраняющееся на плаву судно в России – участник полярных конвоев и морских сражений в годы Великой Отечественной войны.

По правому борту ледокола на той же жилой палубе открывает свои двери экспозиция «Наша Арктика», рассказывающая об арктическом регионе. Здесь можно будет увидеть блеск минералов и многоцветие костюма шаманки, сделанного из оленьей шкуры. А также, поразиться хозяину Арктики – белому медведю, который будет встречать гостей.

Крым в фотографиях 1880-1910-х годов из собрания Русского музея

3 февраля в 16.00 в Строгановском дворце (Невский пр., 17) — открытие выставки «Крым в фотографиях 1880-1910-х годов из собрания Русского музея».

Экспозиция открывает цикл фотографических ретроспективных выставок «Путешествие по Российской империи», впервые демонстрируя в таком контексте и масштабе произведения отечественной светописи из собрания Русского музея. Первая выставка цикла посвящена Крымскому полуострову. Достопримечательности Тавриды снимали мастера, работавшие в местных фотоателье Ялты (И.Г. Ностиц, Ф.П. Орлов, И.И. Семенов) и Севастополя (К.И. Колпакчеев, С.И. Райниш), а также приезжавшие на короткое время по поручению научных обществ или в составе экспедиций (И.Ф. Барщевский, В.Д. Машуков).

Представленные на выставке в разных видах, жанрах, формах, форматах и техниках образцы исторических художественных фотографий Крыма дают возможность специалистам и широкой публике познакомиться с археологической, архитектурной и пейзажной самобытностью полуострова. Работы сохранили для многих поколений приметы ушедших эпох, их неповторимую энергетику, зафиксировали исчезнувшие или измененные местности и памятники архитектуры Крыма (скала Монах в Симеизе, церкви в Севастополе и Карасане, Музей древностей на керченской горе Митридат, Александровский фонтан в Бахчисарае, дворец Суук-Су в Гурзуфе и др.).

 

Единство противоположности

3 февраля 2016 года в 17.00 в  выставочном зале Конюшенного корпуса ЦПКиО им. С. М. Кирова состоится открытие выставки «Единство противоположности» из цикла «Семейные ценности».

72 Константин ПлюснинВыставка «Единство противоположности» – результат творческой деятельности известных художников, где мастера старшего поколения представлены именами Юрия Мунтяна и Марины Колосовой-Лисовской, а младшего – Ольги Мунтян и Константина Плюснина. В их произведениях  удачно сочетаются как лучшие традиции ленинградского художественного стекла и керамики с новыми пластическими возможностями и технологиями, так и жанр анималистической художественной пластики, росписи по фарфору и керамическим массам.

Произведения Мастеров демонстрируют широкий спектр возможностей работы с древнейшими материалами: стеклом и керамикой. Несмотря на различие стилей, каждый образ, созданный художниками, объединяет стихия Огня. С нее начинается жизнь стекла и завершается процесс создания керамики. И, конечно же, любое произведение немыслимо без Огня вдохновения, рожденного в сердцах художников.

«Единство противоположности» – проект, отражающий путь сопряжения и творческой индивидуальности каждого мастера в семейном союзе.

Ю. Мунтян и М. Колосова-Лисовская – одни из первых выпускников ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ранние работы которых выполненные в керамике и стекле, можно охарактеризовать знаменитым лозунгом советских времен – «красота и польза в массы!». В творчестве художников периода 1950-х годов чувствуется сильное влияние традиций народной культуры. Особенно ярко они отражены в гончарных произведениях Колосовой-Лисовской. Вазы и наборы, выполненные Ю. Мунтяном на Ленинградском заводе художественного стекла, куда он пришел работать первым из профессиональных ленинградских художников, отмечены влиянием народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной.IMG_4012 Мунтян Ольга. фрагмент (2)

В 1960-х годах начинается эпоха светового дизайна в СССР. Ю. Мунтян и Колосова-Лисовская одними из первых откликаются на новое веяние времени созданием значительных по масштабам, сложных декоративных и световых композиций для дворцов культуры г. Навои, Шевченко, Череповца, Костромы, Музыкально-драматического театра г. Симферополь, Ленинграда (актовый зал Лесотехнической академии, кафе в Доме кино, «Кронштадтский зал» гостиницы «Прибалтийская»).

IMG_4151 Константин ПлюснинС началом 1970-х годов наступает время расцвета выставок декоративно-прикладного искусства СССР. Огромные площади центральных выставочных залов страны предоставляются для произведений, выполненных в стекле, глине, фарфоре и т.д. Благодаря этим переменам художники смогли уйти от чисто утилитарных функций прикладного искусства в сферу свободного творчества, масштабности и начать поиск новых форм и оригинальных решений. В произведениях Ю. Мунтяна и М. Колосовой-Лисовской этого периода особенно явно чувствуется романтика времени и лиризм авторов.

О. Мунтян и К. Плюснин – художники, чье творчество характеризует следующий этап в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства, где больше свободы, больше игры с материалом, больше тематического разнообразия.

Ольга Мунтян пошла по стопам своих родителей – Юрия Мунтяна и Марины Колосовой-Лисовской. В 1979 году она закончила кафедру художественной керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной и работала над большими проектами по оформлению общественных интерьеров. В оформлении керамических блюд и настенных пластов Ольга предпочитала широкую кистевую роспись. Но наиболее ярко ее самобытный талант раскрылся в мелкой скульптурной пластике. Легко и непринужденно, словно играя, она создавала из керамических пластов удивительно трогательные и всегда веселые фигурки животных. В ее миниатюрных анималистических объектах чувствуется продолжение традиций народной игрушки, но уже созданной профессиональным художником. Образы ее персонажей настолько выразительны и позитивны, что радуют зрителей любого возраста.

IMG_4256 Мунтян Юрий (1)Константин Плюснин – художник, муж Ольги Мунтян, представитель московской школы керамики. С 1985 г. – член Союза художников. Творческие пристрастия Константина Плюснина выражаются в создании многочисленных рельефов, где он с удовольствием создает большие серии выразительных натюрмортов и пейзажных пластов с росписью. Как и его супруга, Константин также отдает дань свободной фигуративной лепке. Работы К. Плюснина хранятся в Художественном музее в Донецке, в Киевском художественном музее, в музеях Краматорска и Славянска, а также в частных собраниях России, Англии, Франции, Италии, Финляндии.

Выставка продлится до 30 марта 2016 года.

Памяти жертв блокады Ленинграда

_ Мать Родина Пескаревское кладбище BV5A097927 января, в день посвящённый 72-й годовщине полного освобождения  Ленинграда от фашистской блокады в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском мемориальном кладбище приняли участие губернатор Георгий Полтавченко, члены Правительства Санкт-Петербурга.

Венок от Президента Российской Федерации Владимира Путина к подножию монумента Матери-Родины возложил полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин. Венки и цветы также возложили председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров и депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и члены Правительства Ленинградской области, депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области, судьи Конституционного Суда, делегации Федерального Собрания РФ, главного командования Военно-морского флота России и командования Западного военного округа.

Память жертв блокады Ленинграда почтили представители правоохранительных и налоговых органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Общественного Совета Санкт-Петербурга, общественных организаций, дипломатического корпуса, религиозных конфессий, городских предприятий, ветераны и жители районов Санкт-Петербурга.

Церемония завершилась проходом почетного караула, знаменной группы и оркестра по центральной аллее перед монументом «Матери-Родины».

 

Салтыков-Щедрин обустраивал Россию как вице-губернатор и литератор

_04 Крамской портрет Салтыкова ЩедринаВ канун 190-летия Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), отмечаемого 27 января, Президентская библиотека представляет на своем портале электронные копии раритетных книг, показывающих его не только как писателя-сатирика,   возводящего пороки своего времени на уровень гротеска. Издания раскрывают литератора еще  и как деятельного государственногочиновника, служившего вице-губернатором двух российских губерний, занимавшего не менее важные посты в столице империи и положившего немало сил на реформы в области государственного управления. Из этого некабинетного знания жизни и рождалось под пером писателя страстное отрицание всего того, что мешало Отчизне двигаться вперед.

 В сложном двуединстве чиновничьей практики и стремлении выражать к ней свое отношение на бумаге родились первые повести Салтыкова-Щедрина «Проти­воречия» и «Запутанное дело». Они при­влекли внимание властей острой социальной проблематикой, и в апреле 1848 года Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. «Вятский плен», где писатель был советником губерн­ского правления, продолжался 8 лет, в течение которых перо писателя-сатирика набирало силу, что позволит ему впоследствии стать редактором «Отечественных записок».

Будучи неравнодушным столоначальником, отстаивая интересы нарда, М. Е. Салтыков-Щедрин боролся в свое время за права ветеранов войны с Наполеоном, про которых, по его мнению, власть просто забыла вскоре после свертывания военной кампании. В  1856 году писатель опубликовал брошюру  «Пособия и льготы после Отечественной войны 1812 года», где писал: «Война лишила многие семейства всего достояния, оставила после себя огромное число раненых, вдов и сирот, без пристанища, без всяких средств к существованию. Правительству предстояла обязанность … подать руку помощи более нуждающимся».

В книге Н. Дризена 1900 года «Михаил Евграфович Салтыков в Рязани», основанной на архивных материалах,   отражено отношение писателя к исполнению своих государственных обязанностей как к служению в самом высоком смысле этого слова.

Из этого глубокого погружения в заботы и глобальные проблемы государства родился роман «Господа Головлёвы», отобразивший духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX века. А в  «Истории одного города» автор не только сардонически  показал взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднялся до критики правительственных верхов России.

Меткие высказывания писателя относительно состояния властной вертикали со временем становились афоризмами, вот хотя бы один из них, отнюдь не самый острый: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Салтыков-Щедрин остался в русской литературе писателем, который прозревал будущее, сострадал родной земле и при этом, по словам Л. Н. Толстого, имел «великолепный, чисто народный, меткий слог».

 

 

 

С днём Ленинградской Победы, дорогие петербуржцы!

медаль за оборону ЛенинградаДорогие ветераны Великой Отечественной войны, защитники города-героя Ленинграда, молодёжь нашего города !   Поздравляю Вас с 72-й годовщиной полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады!

День 27 января 1944 года — это священная дата Памяти свыше миллиона погибших ленинградцев за освобождение нашего города в 1941-1944 годах от ненавистного врага. Мы низко склоняем головы перед павшими, которые дали возможность жить, трудиться и растить детей многим послевоенным поколениям.

Величайший Подвиг поколения победителей, послевоенный жизненный путь ветеранов войны, в короткий срок не тлько восстановивших разрушенное войной хозяйство но и превративших наше государство в сильнейшую державу мира, их великая любовь к своей Родине — всегда будут служить примером для молодёжи России.

Уверен, нынешняя молодёжь Санкт-Петербурга всегда будет помнить подвиг своих отцов  и дедов во имя Жизни на Земле. И не допустят искажения Правды подвига советского народа. Наша молодёжь, уверен, не только сохранит Зелёный пояс Славы, созданный руками ветеранов и молодёжи в 60-е годы прошлого столетия, но и своими делами преумножит Память о своих легендарных предках-героях нашего города, героях России.

Вам, дорогие ветераны нашего города-героя, от всего сердца желаю крепкого здоровья, долголетия, любви и заботы близких, уверенности в нашу молодёжь.

В.Селиванов, действительный государственный советник Санкт-Петербурга I класса, житель блокадного Ленинграда

Памятный концерт «Слушай, Ленинград…»

27 января в 19.00 в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-холл» (Александровский парк, 4) состоится  общедоступный памятный концерт «Слушай, Ленинград…» приуроченный ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады . Концерт носит благотворительный характер. Все собранные от продажи билетов средства будут перечислены на строительство храма Св. Блаженной Ксении Петербургской. В программе памятного концерта прозвучат классические произведения в исполнении солистки театра «Санктъ-Петербургъ опера» Софьи Некрасовой и заслуженного артиста Республики Карелия Владимира Целебровского, а также военные патриотические песни и городские романсы.

«Когда начинают часто говорить о патриотизме, значит — опять что-то украли!»

Эта цитата  великого сатирика России М.Е. Салтыкова-Щедрина звучала рефреном в выступлении одного из ведущих исследователей родного края на открывшемся в канун нового года первого в Ленинградской области форума краеведов. Звучали слова о патриотизме и той роли , которая должна принадлежать в этом столь благородном деле ревнителям родного края, а также о необходимости государственной поддержки, о профессионализме и необходимости экспертной оценки публикаций. Остаётся надеяться что результаты  деятельности новой общественной организации станут достойным вкладом в разработке малоизученных  и недостаточно известных проблем, связанных с историческим прошлым нашей Родины.

«Маленьких у войны не бывает»

«Рисунки детей блокадного Ленинграда»

Рисунки DSC0304426 января  в Комитете по культуре Санкт-Петербурга состоялась пресс-конференция Государственного музея истории Санкт-Петербурга, посвященная презентации альбома — каталога «Рисунки детей блокадного Ленинграда».

В пресс-конференции принимали участие:

— Колякин Александр Николаевич, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

— Демиденко Юлия Борисовна, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

— Ловягина Вера Евгеньевна, хранитель фонда современной живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

— Егоров Григорий Семенович, генеральный директор издательства и типографии «Дитон»;

— дети блокадного Ленинграда – авторы рисунков, вошедших в альбом.

Альбом-каталог «Рисунки детей блокадного Ленинграда»  выпущен к 72-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады  Впервые здесь опубликованы 273 рисунка ленинградских детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненных в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Материалы были собраны в годы блокады методистом Куйбышевского РОНО Елизаветой Леонидовной Щукиной и воспитателями детских садов Василеостровского, Ленинского, Фрунзенского, Дзержинского районов города и в послевоенные годы поступили в музей.

Сохранившиеся рисунки столь же важные «живые» свидетельства ленинградской трагедии, как и личные дневники блокадников. Их публикация и введение в научный оборот наряду с другими историческими источниками безусловно позволят расширить знания и представления о жизни блокадного Ленинграда.

Оригиналы большинства рисунков, опубликованных в альбоме-каталоге, до 23 февраля 2016 года представлены на выставке «Рисуют мальчики войну…»  в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости.