30 марта в Музее искусства Санкт — Петербурга XX– XXI веков (набережная канала Грибоедова,103) открылась выставка «Древо традиций», на которой представлено искусство известных армянских мастеров, живущих и работающих в Санкт-Петербурге.
Их творчество стало неотъемлемой частью не только культуры нашего города, но и российской художественной истории в целом. Произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, театральные эскизы авторов разных поколений составят экспозицию выставки. Она знакомит зрителей с живым, глубоким миром образов, вобравших в себя как многовековую духовную память народа, так и исторический опыт российского европеизма, олицетворением которого является Петербург.
На выставке можно увидеть довольно редкие, найденные в частных собраниях произведения, которые ранее не предъявлялись широкой публике. Например, имя Акопа Овнатаняна (1806-1881), снискавшего себе славу армянского Рафаэля, станет для Петербурга сенсацией. Особый интерес вызовет представленный в нашей экспозиции «Портрет мальчика». Возможно, это самый первый детский портрет в Закавказье, считается, что именно Овнатанян положил начало данному жанру, совершив прыжок из искусства Средневековья в искусство Нового времени.
Другим символом армянского искусства является Минас Аветисян (1928-1975) – живописец, график, театральный художник. Он жил и творил столетием позже. Соединив воедино новации и традиции, Аветисян открыл абсолютно свой, никому неведомый до той поры мир образов. Судьба Минаса была довольно трагична, и, возможно, предчувствуя всякий раз какое-либо несчастье, художник интуитивно отражал в своих произведениях мотивы грядущей беды. Они бросаются в глаза даже в радостном пейзаже «Джаджур», ставшим гордостью нашей экспозиции.
Имя Мартироса Сарьяна (1880 – 1972) не нуждается в представлении – его творчество сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской живописи. Зрители станут свидетелями того, как великий армянский художник в своей работе «Река Зангу и Арарат», написанной в 1919 году, попытался спасти мир от полыхающей гражданской войны. Собрав в одном месте и горы, и реки, и долины, и овраги, и холмы, он хотел их укрыть в картине, словно бы в Ноевом ковчеге.
Тема спасения мощным аккордом звучит в творчестве Левона Лазарева (1928 – 2004). С именем этого скульптора связан облик нашего города. Памятники и мемориальные доски, посвященные Сахарову, Баху, Мравинскому, Товстоногову уже давно стали хрестоматийными.
В рамках выставки «Древо традиций» будет сформирована персональная мини-экспозиция, куда войдут наиболее известные работы Левона Константиновича: Комитас, портреты Дягилева, Шостаковича, Ахматовой, Армена Джигарханяна и редко выставляемые графические произведения «Исцеление», «Пиета», «Жаждущие».
Современник Левона Лазарева Завен Аршакуни, художник знаменитой группы «Одиннадцать», подарил нам мир красоты и сердечного тепла. Зритель, любуясь его картинами, по-новому ощущает мир. Особенно необычен в его картинах Ленинград – Петербург. Он весь сияет, как царство Божие, как небесный Иерусалим. Почему Аршакуни наш «холодный» город виделся яростно горячим – предстоит разобраться зрителям.
«Гвоздем программы» станут работы Марины Азизян. Ее имя снискало в нашем городе широкую популярность из-за организации ежегодных рождественских выставок в Фонтанном доме, а в этом году в нашем музее. Громкую славу ей принесли и работы в кино. Некоторые из фильмов, где она работала в качестве художника-постановщика, такие как «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог», «Гость», вошли в Золотой Фонд российского кинематографа. В нашей же выставке будет экспонироваться серия текстильных панно, созданных по стихотворным произведениям Тонино Гуэрра.
Дзовинар Бекарян (живописец, график), Александр Агабеков (живописец, график, автор коллажей и мозаик), все перечисленные мастера – это знаковые фигуры петербургской художественной культуры второй половины ХХ века. Мы попытаемся отобразить разнообразные аспекты их творчества.
Помимо классиков и старшего поколения художников в выставке принимают участие и более молодые авторы: живописцы Валерий Апинян, Ашот Хачатрян, Григорий Григорян, скульпторы Лёва Бейбутян, Ашот Казарян. В их искусстве отражается преемственность, а это означает, что энергия предшествующих поколений живет в нашем городе и питает его среду.
В рамках выставки пройдет обширная культурная программа – лекции, концерты, театральные представления и кинопоказы.
Музей искусства Санкт — Петербурга XX– XXI веков будет принимать участие в проведении крупномасштабной городской акции «Ночь музеев» и выставка армянских художников Санкт — Петербурга будет продлена до 28 мая 2017 года.
/Дарья Никитина, координатор проектов МИСП/