Редеют ряды старой гвардии нонконформизма

Борей-DSC_1153Владлен Гаврильчик (1929 — 2017), бывший морской офицер, превратился в поэта и художника под влиянием своих приятелей — художников Арефьевского круга.

Гаврильчик начинал как примитивист. Его работы, основанные на служебных воспоминаниях, изображают корабли, море, детали морской службы ясно и точно.

Цветовые пятна локальны, лишены оттенков и тонкости, очертания предметов просты, чётки, угловаты. Саму реальности Владлен Гаврильчик умел сделать интересной для зрителя.

О трудностях на пути искусства  говорит яснее всего автопортрет Гаврильчика 1974 г. Изображён измученный пожилой человек  (это в 30 лет) с темным  мрачным лицом заросшим диким волосом. Пронзительные голубые глаза смотрят в глаза зрителю. Скрещенные на груди руки худы до невозможности — человек явно голодает и давно. А на голове, набекрень, надет веночек из каких-то Борей-DSC_1213странных цветочков, похожих на ромашки.

С середины 70 — х в творчество художника входит ирония, сарказм и даже политизация мотивов. Примитивные стилизации приобретают оттенок издевательства над угрюмыми стереотипами советской действительности.

Наряду с этим в новом живописном качестве появляются воспоминания о прошлом («Вечер на рейде», 1981). Позже, в конце творческого пути, работы Владлена Гаврильчика  стали более спокойными, появилась декоративность в изображении моря.

Однако сарказм не вполне покинул его. В каталоге выставки  помещена работаБорей-DSC_1167 «Гражданская позиция» (2005), большую часть листа которой занимает голова статуи Свободы, а под ней, на зелёной лужайке, изображён тощий человек, обернувшийся к ней задом, спустив штаны.

В целом, прощаясь с Владленом Гаврильчиком, следует искренне сожалеть об уходе еще одного из тех, кто создал неофициальное советское искусство, вошедшее в историю.

Марина Унксова (Ассоциация искусствоведов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *