Пётр Басин. «Вознесение Богоматери». Выставка эскиза для Исаакиевского собора

1 августа 2018 года в 16.00 в Исаакиевском соборе в приделе св. Екатерины состоится торжественное открытие выставки ПЁТР БАСИН. «ВОЗНЕСЕНИЕ БОГОМАТЕРИ».

 Это эскиз росписи плафона малого купола в приделе св. Екатерины «Вознесение Богоматери», из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

 В январе 1843г. по высочайшему распоряжению Государем цесаревичем был подписан проект внутреннего убранства строящегося Исаакиевского собора. Среди художников, приглашенных к работам «по внутреннему украшению собора» был Петр Васильевич Басин.

13 ноября 1843 г. Петр Васильевич получил заказ на выполнение живописных работ в соборе. Художнику предстояло выполнить 19 росписей – больше, чем другим художникам, участвовавшим в создании живописного убранства собора. Созданию росписей Исаакиевского собора предшествовала большая подготовительная работа: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, выполнить изображение на картоне в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины.

Эскизы оценивались архитектором Огюстом Монферраном, Священным Синодом, Советом Академии художеств и императором. Наибольший интерес среди всех росписей, выполненных Басиным в соборе, вызывают композиции, расположенные в боковых пределах – св. Александра Невского и св. Екатерины.

В куполах обоих пределов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой пределов. Для предела св. Александра Невского Басин написал плафон «Бог Саваоф, несомый ангелами», купол предела св. Екатерины украшает плафон «Вознесение Богоматери». Сохранились оба эскиза плафонов, один из них будет представлен на выставке в Исаакиевском соборе.

 Размещение в куполе композиции на сюжет «Вознесение Богоматери» имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса. Эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо.

В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики масс.

Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери.

Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса. Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.

 Выставка подготовлена Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» совместно с Новгородским Государственным Объединённым музеем-заповедником и приурочена к 225-летию со дня рождения Петра Васильевича Басина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *