3 октября 2018 года исполняется 123 года со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина (1895–1925). В фонде Президентской библиотеки представлен ряд посвящённых ему материалов: это книги, фотографические открытки,оцифрованные вырезки из газет, видеолекция «Сергей Александрович Есенин в диалоге культур», научные работы по его творчеству, комплекты открыток, в которых запечатлён не только сам поэт и созданные в его честь памятники, но и его малая родина.
В электронном читальном зале можно также ознакомиться с черновиками писем последней жены поэта С. А. Толстой-Есениной, адресованными известному юристу и общественному деятелю А. Ф. Кони.
Главное в электронной подборке Президентской библиотеки – воспоминания людей из ближайшего окружения Есенина. Они позволяют читателю увидеть поэта во всех его противоречиях. Перед нами предстаёт самобытнейший человек «от земли», старающийся не согнуться под гнётом огромного таланта, питающегося соками родной рязанской стороны:
Бывший близким другом поэта, Анатолий Мариенгоф в книге «Воспоминания о Есенине» (1926) описывает, как крестьянский сын, поставивший целью покорить столицу и нарочито «теряющийся» в роскошных гостиных, учил приятеля жить: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком, волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!»
Московская соседка Есенина журналистка Софья Виноградская, работавшая в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК», отмечает в мемуарах «Как жил Есенин» (1926) самое характерное в поэте: «Есенин у всех в памяти запечатлён, почти заштампован своими синими глазами, кудрявой золотой головой, рассеянной улыбкой; и ещё в представлении многих – озорным <…> бросающим в переполненный зал чудесные слова своих стихов».
Как всякий большой поэт, Есенин, по свидетельству Виноградской, «был горд, самолюбив и считал, что он „в России самый лучший поэт“, и требовал соответственного к себе отношения. В жизни же он иногда встречал к себе отношение не как „к самому лучшему поэту“, а как к скандалисту, хулигану. Это его злило, задевало. И когда он лично сталкивался с такими людьми, то с какой-то злой, нехорошей насмешкой говорил: „Это я – Есенин! Знаете, есть такой поэт, пишет неплохие стихи“».
«Дни сплошного шума, гама и песен сменялись у него днями работы над стихом, – продолжает Виноградская. – А потом шли дни тоски, когда все краски блекли в его глазах, и сами глаза его синие блекли, серели».
«Основное в Есенине: страх одиночества. А последние дни в „Англетере“. Он бежал из своего номера, сидел один в вестибюле, до жидкого зимнего рассвета, стучал поздней ночью в дверь Устиновской комнаты, умоляя впустить его», – скорбно отмечал уже после гибели Есенина А. Мариенгоф.
Тем, кто хотел бы знать о жизни Есенина больше, интересны будут и электронные копии фотографических открыток,запечатлевших поэта в разные годы. Помимо широко известных официальных изображений среди них, в частности, представлены и домашние фотографии.
«Мужика в себе он любил и нёс гордо», – писал А. Мариенгоф.И, может быть, именно в силу этой «родовой отметины» образ России глубинной, заповедной ментально воплотил в поэзии именно он, Сергей Есенин.
/Пресс — служба Президентской библиотеки/