Маяковский в «Окнах РОСТА»: «Мы работали без установки на историю и славу»

19 июля 2019 года исполняется 126 лет со дня рождения Владимира Маяковского, одного из крупнейших поэтов XX века, который ярко заявил о себе так же,  как драматург, киносценарист, режиссёр, актёр, художник, публицист и редактор.

Электронная коллекция Президентской библиотеки «В. В. Маяковский (1893–1930)» содержит цифровые копии первых изданий произведений поэта: трагедии«Владимир Маяковский», опубликованной в 1914 году, пьесы «Мистерия-буфф», написанной к годовщине Октябрьской революции, и собрания сочинений поэта «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909–1919». В коллекцию включены сатирические произведения поэта, в частности журнальное издание феерической комедии «Клоп», книга стихов «Маяковский издевается», а также пример социальной рекламы – брошюра «Вон самогон!» .

Обширная подборка предлагает также критические статьи, некрологи на смерть Маяковского, портреты поэта и изображения памятников в его честь. Авторефераты научных работ, исследующих различные аспекты творчества поэта, и другие материалы позволяют составить представление о подлинном Маяковском, личность которого не вмещается в общепринятые канонические рамки.

Возьмём хотя бы электронный альбом агитационно-сатирических плакатов «Грозный смех. Окна РОСТА» – результат сотрудничества Маяковского с Российским телеграфным агентством; альбом был издан к 10-летию легендарных «Окон РОСТА» в 1932 году.

В предисловии к альбому под заголовком «Прошу слова…» самый точный, авторский «отчет» о проделанной работе даёт сам Владимир Владимирович. «Это, – пишет Маяковский, – протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста. Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить строки, под которые Деникин бежал из Орла».

Прошли годы – и к злободневным некогда «Окнам» стали относиться как к антикварной редкости. «Сейчас, с десятилетием ростинской работы, – продолжает Маяковский, – Третьяковская галерея, газеты, журналы любопытно и восторженно подбирают, клеют и смотрят клочки вручную крашенных листов… Окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом иногда до 100–150 экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов. Всего около девятисот названий по одной Москве. Ленинград, Баку, Саратов стали заводить свои окна».

В электронной копии книги Виктора Перцова «Маяковский-патриот» (1941) из фонда Президентской библиотеки показана «кухня» «Окон РОСТА», темп работы и характер которой задавал Маяковский. «Он был рабочим и воином в поэзии, при помощи поэзии, – пишет Перцов. – А брался он за многое и, действительно, не гнушался никакой чёрной работой: писал тексты к санитарным плакатам о пользе кипячёной воды, зарифмовывал лозунги для „недели профдвижения“ и для хлебозаготовительной кампании…» Художник Николай Денисовский, который помогал Маяковскому, вспоминает о том, как умел поэт мобилизовать себя и других: «В 12 часов ночи мне позвонил Маяковский. „Завтра в 9 утра надо сделать 12 плакатов Наркомздраву. Приезжайте работать“. Я растерялся. Что за срок? Успею ли? – „Ничего, поможем. <…> Первое дело, в этом деле нужен горячий чай“ – и пошёл подогревать самовар. В восемь часов плакаты были готовы…»

«Всё это составляет сложный и неординарный контекст, – пишет в размещённом на портале Президентской библиотеки автореферате кандидатской диссертации по теме «Агитационно-рекламная функционализация послеоктябрьского творчества В. В. Маяковского в свете его жизнетворчества и жизнестроения» Елена Матросова (2014), – упрощение которого ведёт к формулам типа „Маяковский – отец русского копирайтинга“».

Автор научного текста доходит до прямой полемики с учёными-коллегами: «Ведь проблема не в том, чтобы констатировать факт: Маяковский (в дуэте с художником А. Родченко) – „корифеи коммерческой рекламы“, а в том, чтобы разрешить вопрос, как производство рекламы стало возможным и даже естественным для великого поэта, как это связано с законами его творческой вселенной». А в ней всё было подчинено тогда защите завоеваний революции, и Маяковский был в этом так же искренен и неистов, как и в лирике.

Тесно смыкается с работой в области инфографики, как назвали бы сейчас социальную рекламу «Окон РОСТА», сатирический цикл стихотворений Владимира Маяковского. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной копией раритетного издания 1922 года «Маяковский издевается», где авторами значатся В. Маяковский и Л. Брик, в числе фантастических подарков которой (роль в фильме, «рено», привезённый по её заказу из Парижа, и т. д.) могло быть и подаренное широким жестом влюблённого поэта авторство.

«Творческая вселенная» Маяковского не предполагала деления на «низкие» и «высокие» жанры, с одинаковой одержимостью он пробовал себя во многих художественных цехах, неизменно ставя перед собой глобальные социальные цели и ведя своего лирического героя через все перипетии глубоко личного, через которые неизбежно проходит человек.

 /Пресс-служба Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *