Театр «МЮЗИК-ХОЛЛ» на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

16 ноября 2019 года в Атриуме Главного Штаба в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссия «Опера и драма: сюжет и его интерпретация в современном музыкальном театре», организованная Санкт-Петербургским государственным театром «Мюзик-Холл». Мероприятие было приурочено к Году Театра в России.

В дискуссии приняли участие видные деятели культуры и искусства: директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело; режиссеры Георгий Исаакян, Алексей Степанюк, Ханс-Йоахим Фрай (Германия), Арно Бернар (Франция), заместитель художественного руководителя фестиваля «Арена ди Верона» Стефано Треспиди (Италия), а также уполномоченный муниципальный советник по вопросам оперы и музыки города Ниццы Андре Шове. Модератором выступил член Союза композиторов Санкт-Петербурга, режиссер, преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Виктор Высоцкий.

В ходе дискуссии эксперты обсудили специфику работы музыкального театра в XXI веке, особенности представления оперного искусства, а также роль литературной основы в создании спектакля.

«ХХ век разрушил каноны, в том числе в музыкальном театре. Отрицание старых правил привело к появлению новых. Задача сегодняшней дискуссии – поговорить о новом каноне, обсудить, как можно и как нельзя ставить сегодня оперу», — пояснил в начале дискуссии режиссер Виктор Высоцкий.

По словам Арно Бернара, при создании оперного спектакля крайне важна фигура режиссёра, его понимание будущего спектакля. «Я защищаю профессию оперного режиссера, она стоит особняком, — отметил Бернар. – Оперный режиссер должен обладать особой техникой и особым подходом, он не может быть безгранично свободен. Мы, современные творцы, должны испытывать скромность и смирение, с уважением относиться к оригиналу, помнить, что литературная основа в опере важна не менее чем музыкальная».

Фабио Мастранджело, как истинный дирижер, говорил о важности музыки. «Опера не может существовать исключительно на основе текста», — пояснил маэстро. Современные режиссеры часто стремятся сделать что-то необыкновенное, не боятся экспериментировать с сюжетом. По словам Мастранджело, лучше сделать что-то чуть более консервативное, а не оригинальное, но то, что сработает на музыку, сделает её более выраженной в спектакле.

На необходимость бережного отношения к литературной основе указал режиссер Алексей Степанюк. По его мнению, проблема искажения сюжета в современном театре уже давно стала проблемой нравственного толка. Часто режиссеры крайне вольно обращаются с текстами не своих современников, а классиков, которые уже никак не могут защитить свои произведения от режиссерских вторжений.

Месье Шове сказал, что французские зрители отдают предпочтение музыке, она — главнее, чем сюжет. В качестве обоснования своей позиции он рассказал забавную историю о том, как 15-20 лет назад в Ницце при постановке оперы «Трубадур» зрители не отпускали тенора со сцены, пока он идеально не исполнит свою арию.

Позицию руководителя музыкального театра представила директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак. «Директор заинтересован в том, чтобы новая постановка была успешной. В этом смысле крайне актуальным остаётся девиз Дягилева: «Удиви меня!». Зритель всегда хочет увидеть что-то новое, это нормально, но во всем нужно соблюдать меру, — уверена Юлия Николаевна. – Мне близка позиция Арно Бернара: у режиссера должно быть некое смирение, уважение к истории и автору. Я не приветствую, когда путем к успеху и к зрителю становится скандал. Многое зависит от музыкального вкуса режиссера и уровня его образованности».

Режиссер Ханс-Йоахим Фрай назвал оперу одной из самых совершенных форм музыкально-театрального искусства, которую нужно сохранить и сделать доступнее публике. «По моему мнению, сюжет – основа оперного спектакля. Если зритель не понимает, что происходит на сцене – значит, первоначальный посыл утерян, — отметил Фрай. — В ходе постановочного процесса нужно проявить глубокое уважение к либретто и только после этого — во вторую, третью очередь — отдать дань современной моде. Мы, как творцы, должны обращаться к сердцу зрителя».

«Авторский замысел может актуализироваться, но его нужно уважать. Только так можно преодолеть уровень недоверия к опере», – констатировал заместитель художественного руководителя фестиваля «Арена ди Верона» Стефано Треспиди.

После дискуссии состоялся концерт симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. Была исполнена литературно-музыкальная фантазия по мотивам пьесы Г.Ибсена на музыку Э.Грига «Пер Гюнт». В концерте приняли участие Оперный хор и солисты театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина и Тигрий Бажакин. Спектакль был построен на чередовании визуальных образов в сопровождении музыкальных фрагментов из музыки Грига к драме Ибсена. Тексты Ибсена прочли актриса и телеведущая Сати Спивакова, а также артист театра и кино Владимир Кошевой.

Дискуссия «Опера и драма: сюжет и его интерпретация в современном музыкальном театре» и литературно-музыкальная фантазия «Пер Гюнт» стали заметными событиями программы VIII Санкт-Петербургского Международного культурного форума, привлекли внимание профессионалов отрасли, широкой общественности и представителей СМИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *