Есть ли место малому бизнесу в Арктической зоне?

О поддержке малого и среднего предпринимательства и его проблемах в Арктическом регионе говорили сегодня на IX международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

В рамках рабочей сессии, посвященной вопросам создания в арктических регионах инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, их проблемам и потребностями, механизмам стимулирования инвестиционной деятельности, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев представил свои предложения по разработке мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, а также улучшения инфраструктурных и логистических возможностей.

«Государство должно определиться, что оно хочет от Арктики. До сих пор Стратегия развития Арктики до 2035 года проходит обсуждение и согласование, но в Государственную думу еще не внесена. Тем временем малый и средний бизнес выживает и работает в Арктической зоне исходя из собственных представлений о реалиях. При этом какой-то долгосрочной перспективы, что будет на данной территории через 5-10 лет, малый бизнес не очень понимает», — начал свое выступление Игорь Муравьев. – Что крайне необходимо, и это сегодня на форуме повторялось неоднократно на различных сессиях, — это наличие стратегического и пространственного плана развития Арктической территории с четким указанием места там малому и среднему бизнесу.

Арктический бизнес не может функционировать по общероссийским правилам. Поскольку мы выделяем отдельно Арктическую зону, то и арктический бизнес нужно тоже рассматривать отдельно».

Чтобы потенциал деловой активности арктических предпринимателей был полноценно использован, недостаточно изолированной активности отдельных компаний, считает Игорь Муравьев. Нужны их увязка в локализованной местной производственной системе, позитивное влияние одной малой фирмы на другую, одного предпринимателя на другого. Это касается в первую очередь взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним бизнесом.

Необходимо законодательно закрепить преференции для предпринимателей арктической зоны при размещении заказов крупными промышленными предприятиями, предусмотрев льготные условия обеспечения конкурсных заявок для местных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Очень часто малый размер местных предприятий отсекает их от участия в процедуре госзакупок по формальным критериям, поэтому необходимо предусмотреть возможность формирования консорциума как объединения нескольких малых предприятий — юридических лиц при подаче заявки на участие в конкурсе. Также необходимо обязать госкорпорации, работающие в Арктике, довести к 2025 году долю местного малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок товаров/услуг до 50%. Следующей мерой может стать обязанность оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение 30 календарных дней со дня приемки товаров, работ, услуг. Кроме того, необходимо исключить все конкурсные процедуры при поставках продукции, товаров, услуг в поселениях в районах с ограниченными сроками завоза грузов

Более того, для совершенствования нормативного правового обеспечения деятельности арктических предпринимателей необходимо учитывать специфику регионов Крайнего Севера и Арктики во всем федеральном законодательстве. Целесообразно иметь в базовых законах Российской Федерации отдельную статью «Особенности применения настоящего Закона в районах Арктической зоны и Крайнего Севера».

Далее требуется проработать меры поддержки приоритетных сфер развития предпринимательства.

Необходимо разработать специализированные меры поддержки для Арктики, так как действующие меры федеральных институтов развития работают плохо в этих условиях, и внести практику по обнулению ряда налогов в Арктике (транспортный, земельный, налог на имущество).

Кроме того, при имеющихся высоких страховых ставках, с учетом и без того непростых условий ведения бизнеса, предприниматели вынуждены нести бремя по реализации механизма так называемых государственных гарантий за собственный счет. Необходимо закрепление механизма компенсации затрат работодателей, функционирующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций работникам за счет средств федерального бюджета и (или) региональных бюджетов, с целью закрепления и привлечения рабочей силы в данных регионах и снятия финансовой нагрузки с работодателей, не снижая их конкурентоспособности.

Так, предприниматели на Крайнем Севере и в местностях приравненных к ним,  находятся в неравных условиях с бизнесом более южных регионов в связи с исполнением государственных гарантий, определённых Законом от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон…) и главой 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ТК РФ.

Продолжая свою мысль о социальном значении развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, Игорь Муравьев обратил внимание, что сегодня в арктических районах недостаточно развиты формы обменов передовым опытом и практиками предпринимательского движения. В этой связи предлагается:

  1. Формировать и развивать площадки обмена передовым опытом и практиками между предпринимателями арктических автономных округов на регулярной основе.
  2. Регулярно проводить круглые столы и семинары на тему: «Выявление лучших практик, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе практик по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам».
  3. В целях развития социального предпринимательства в Арктической зоне РФ предлагается под эгидой Ассоциации торгово-промышленных палат СЗФО и при поддержке региональных властей распространить опыт Программы Бизнес-Акселерации Ленинградской областной ТПП по направлению «Социальное предпринимательство».

IX международный форум «Арктика: настоящее и будущее» завершает годовую дискуссию по арктической тематике. Все предложения, озвученные на форуме, буду включены в итоговую резолюцию. Этот документ с предложениями участников по совершенствованию государственного регулирования и администрирования в сфере развития Арктической зоны РФ направится в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, профильные федеральные органы законодательной и исполнительной власти.

/Мария Смирнова

 Директор информационного департамента

Союз «Ленинградская областная торгово-промышленная палата»/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *