Актуальное искусство — инновационное современное искусство?

                Актуальность — сравнительно недавно появившийся термин, заменивший с успехом старый термин «современное искусство», к которому в наши дни отнесено искусство конца XIX-начала XX вв. Актуальное — это то, что в обстановке хаоса рождается на наших глазах. И тщетны попытки  историков и теоретиков предугадать — каким будет изобразительное искусство например лет  через 5 или даже через 3 года.
                Выставка «Актуальное рисование» в одной из самых серьёзных галерей в городе — галерее дизайна BULTHAUP на Большой Конюшенной, 2 , открылась 26 ноября. Это выставка не только отечественного, но и европейского дизайна — в каталоге фигурирует 41 участник, из них 14 — художники нашего города, а 27 — дизайнеры Западной Европы (Англия, Нидерланды, Франция, Испания и даже США). Российские дизайнеры — в основном молодые или средних лет, и известность их сравнительно умеренная. Иностранцы представлены даже классиками, например крупнейший немецкий дизайнер Инго Маурер (1932 — 2019).
                 Что же нового в актуальном дизайне такого, чего не было раньше? Прежде всего отметим экологический мотив. На выставку дизайна ворвался ветер в буквальном смысле слова — настольная лампа стоит на столе покрытом скатертью, но скатерть как бы смещена порывом ветра в сторону и так застыла (Бенуа Конвера, Франция). Такое же впечатление производит представленная французским художником Седриком Разо вызолоченная мужская голова. Объект имеет название «Сдутая голова» и действительно: под каким — то воздействием черты её смещены.
                Известный российский художник и дизайнер моды Татьяна Парфёнова представила модель с принтами, т.е. с нашивками на костюм рельефных знаков, имеющих не только декоративное значение, но и смысл подлежащий расшифровке.
                 Ещё один признак актуальности не наблюдавшийся ранее — объекты с пустотами. Линеарный рисунок очерчивает контур предмета, что является способом видения реальности. Такой прозаический и обычный предмет обстановки как абажур настольной лампы представляет собой пустоту с мало заметной в пространстве тонкой проволокой, по которой только местами прикреплены фрагменты стразов («Ваза Pomte», Мари Кристоф).
                   Упомянем ещё абажур светильника из листов исписанной бумаги небрежно набросанных на проволочный каркас (Инго Маурер.«Люстра Zettel», 1999).
                 В целом, выставка в галерее дизайна BULTHAUP, организованная PERLOV DISAIN CENTER наполнена произведениями высокой художественной ценности.
                 Марина Унксова (АИС)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *