Святки: «от звезды и до воды»

«Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш Русский, который, благодаря Богу, ещё не очужеземился. Дотоле он будет своим, доколе будет одушевлён народным чувством», – пишет Александр Терещенко в книге «Быт русского народа. Святки», с электронной копией которой можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» – с 6-го по 19-е января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды.

«Самое празднование Святок, вероятно, перешло к нам из Греции или с юго-запада, – предполагает Иван Божерянов в своём фундаментальном исследовании «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894), – так как у древних греков, при переходе старого нового года к новому, мужчины плясали в женских платьях, а женщины – в мужских… Готические святочные игры отправлялись в присутствии самого императора».

Прежде чем перейти к русским обычаям, Иван Божерянов делает экскурс в рождественские традиции европейских народов. В Голландии был обычай, что сторож на протяжении восьми дней до Рождества Христова и восьми дней после, «возвещая поутру о пробитии часов, советовал жителям есть кашу с изюмом и мёдом». Жители Англии танцевали и пели на улицах несколько ночей кряду. В Рождество следовало обязательно поклониться яблоням, чтобы привлечь богатый урожай. Ещё англичане жгли особые толстые свечи, которые должны были гореть всю ночь и не гаснуть – иначе быть беде…

«Святки на Руси, – по Божерянову, – праздновались издревле – доказательством тому служат «Кормчая книга», «Стоглав» и «Домострой», которые запрещали «еллинские беснования» и другие забавы.

И Божерянов, и Терещенко отмечают особый настрой, присущий русским Святкам, который проявляется «в радостном разговоре, радушном приёме, красивой одежде и в избе, оглашаемой песнями, – читаем в электронной копии книги «Быт русского народа. Святки». – Чувство девушек занято ещё более. Каждая из них думает, как проникнуть в свою судьбу; узнать наперёд своего суженого, и будет ли она счастлива с ним».

Гадания и ворожба на суженых – одна из самых неумирающих святочных традиций. В народе из поколения в поколение передают способы узнать свою судьбу: с помощью зеркала, расплавленного воска, гребня и даже бросания обуви. В упоминавшейся выше книге «Быт русского народа. Святки» приводится следующий вариант: «По деревням ворожат девицы: около полуночи они выходят на двор, и с которой стороны залает собака, с той стороны и ждать суженых».

В той же книге рассказывается, что девушки особенно любят гадать на фигурки, вылепленные ими из хлеба. Перед Новым годом, после ужина, каждая девушка лепит из оставшегося у неё куска хлеба изображение или фигуру, какая ей нравится; потом собирают все фигурки и раскладывают на пороге избы. После чего подзывают какую-нибудь собаку и допускают её к фигуркам. «Чью прежде она схватит – той выйти замуж».

Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодёжи: парни и девушки ходили от дома к дому – колядовали.

Для потешных и забавных игр они загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось, и в масках с шутками-прибаутками колядовали: обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники, и другие, плясали, поздравляли хозяев.

В забавных текстах песен Коляда – это мифологический персонаж (Коляда «ходит по дворам, собирает дары»). Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обещая хозяевам сказочный урожай: «А дай, Бог, тому, / Кто в этом дому, / Ему рожь густа, / Рожь ужиниста» и т. д.

Наши предки мудро полагали, что «в день свят суеты спят», а кроме того, «лето для старания, а зима – для гуляния». Ещё одну прекрасную традицию вспоминает Александр Терещенко в своём исследовании: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные одаривания и приглашения на пиршество».

В праздники русский народ отдыхал от трудов праведных – тяжёлых, пахотных – и заряжался оптимизмом и энергией на весь новый год.

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *