Спектакль «Семейный портрет» в Театре «На Литейном»

11 февраля 2020 года я посмотрела спектакль «Семейный портрет» по пьесе Максима Горького «Последние» в Театре «На Литейном». Этот показ был приурочен к 35-летнему творческому юбилею заслуженной артистки России Елены Ложкиной. Она исполнила роль старой няньки Федосьи.

 Режиссер-постановщик спектакля, премьера которого состоялась 28 января 2012 года, известный ярославский режиссер Александр Кузин.

Сказать, что я осталась в восторге от этого спектакля, не сказать ничего! Это удивительно глубокая и пронзительная история. И она очень актуальна сегодня. Благодаря таким произведениям и постановкам понимаешь, почему говорят, что классика вечна.

Эта история говорит с нами на одном языке. Действие спектакля разворачивается в прошлом веке, но проблемы героев близки каждому из нас. Ценность семьи, верность слову, человеческое достоинство, дар прощения, любовь, благородство, поиски смысла жизни, ответственность за свои поступки и расплата за них — это на все времена.

История многодетной семьи Коломийцева очень запутанная. В ней столько тайн и попыток сохранить их, что похоже вся энергия членов семьи уходит только на это.

Никому еще маски хороших людей не приносили пользы. Но здесь сохранить лицо и репутацию становится важнее, чем позаботиться о чистоте души или о близких людях.

Только дядя Яков выпадает из этой семейной канвы. Хотя именно он хлебнул горя от этого семейства больше всех. И именно он «уходит» в итоге. Кажется, что смерть — единственное спасение из того ада, который собственными руками создали члены этой семьи. Нельзя сказать, что герой Якова идеален, но в нем, в отличие от остальных, есть любовь. Правда, этой любовью не воспользовался только ленивый.

Еще любви полна нянька Федосья. Она, как истинная мать всех детей, болеет за них всех сердцем, но при этом ее воспринимают, как предмет интерьера. Она говорит, но, как будто, сама с собой. Ее слова точны и бьют прямо в цель, но все глухи к ним. Она до последнего не оставляет попыток достучаться до героев. Как и Яков со своими нравственными наставлениями. Жаль, что все их попытки тщетны.

В семье Коломийцева нет невиновных. Даже младшие дети, на которых, как на еще несформировавшихся личностях, делает акцент Горький и Федосья, виновны. Да, они задают правильные вопросы взрослым, но задают их невпопад и тут же сами находят на них удобные ответы, а реальности происходящего не видят вовсе.

На мой взгляд, именно «последние» дети: Вера и Петр, а также интеллигентная и тихая мать семейства, Софья, больше всех потворствуют злу, потому что не хотят его замечать или хоть как-то останавливать. Наоборот, они его оправдывают.

Здесь очень уместно одно из моих любимых выражений: «Не бойтесь друзей — они могут лишь предать вас; не бойтесь убийц — они могут лишь убить вас; но бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства.»

Не получая отпор, Иван Коломийцев продолжает творить зло, и оно постоянно увеличивается в масштабах: старшие дети уже отравлены этим ядом навсегда, а младшие свой шанс изменить судьбу упустили.

Моральное наследство, которое своим пятерым детям оставил отец, как удавка на их шеях. Она не оставляет им выбора. Только продолжить его путь. Все дети, как и их отец, в той или иной степени, эгоисты и манипуляторы.

Изумительные жертвенные реплики Ивана Коломийцева поражают воображение своим размахом. Он, как искусный паразит, всегда найдёт и обхитрит свою жертву. И даже оправдывает этим свой подход к жизни.

При этом каждый герой страдает. Счастливых людей здесь нет. Но их совершенно не жаль. Они сами пришли к такому результату. Когда появлялась возможность что-то изменить, они увязали в этом еще больше. Жаль только тех, кто из-за них пострадал. Человек несёт в себе только то, что имеет, вот и приносили наши герои всем лишь неприятности и боль.

Актёры справились со своими ролями изумительно! Александр Рязанцев был отвратителен и пафосен, Сергей Заморев трогательно заботлив, Татьяна Ткач величественна и бесполезна, Сергей Колос нахрапист и жесток, Марина Овсянникова эгоистична и продажна, Ася Ширшина болезненно обижена, Игорь Сергеев юн и слеп, Варвара Щербакова стремительная и ведомая, Сергей Гамов циничен и меркантилен, Виталий Гудков труслив и самолюбив, а Елена Ложкина мудра и честна.

Каждый образ получился очень характерным и ярким. В этих героях легко узнать свои черты. Нужно только обладать некоторой долей смелости.

Интересно, что режиссер вписал драму героев в очень уютные декорации дома Якова. Этот дом, хоть и маленький, но буквально дышит теплом и уютом. Сценография Кирилла Пискунова выглядит великолепно! Там столько милых сердцу вещиц, цветов и, кажется, даже запахов, что сердце трепещет. Сразу вспоминаешь дом своего детства. И, кстати, благодаря этому, бездушность семейства Коломийцева на таком контрасте выглядит еще мрачнее.

Мне очень понравилось, что постепенно дом расширялся. Задняя стена дома отъезжала от зрителей. И даже открывающиеся при этом окна не приносили в этот дом кислорода и света. Казалось, что дому противно в этой загнивающей компании. Он больше не гостеприимен, но холоден и официален. Жаль, что ему, в отличие, от его хозяина, избавиться от незваных гостей будет не так просто.

Спектакль «Семейный портрет» тяжёлый, он не оставляет надежды для героев, но в том, как он показывает последствия их поступков, даёт нам вектор и энергию для осознания и изменений. Ведь, увидев эту историю и разобщенность членов этой семьи, пропустив ее через себя, остро не хочется повторения сюжета в своей жизни.

Этот спектакль — прекрасный выбор для того, чтобы отметить юбилей служения театру Аленушки Ложкиной. В нем ее талант раскрывается и сверкает удивительными гранями.

Отрадно было видеть, как все актёры и зрители в едином порыве поздравляли свою любимицу! Сергей Морозов также вышел на сцену и поздравил актрису. Потрясающим штрихом к этому празднику стала архивная запись ярких образов Аленушки, которую всем нам показали. Калейдоскоп разноплановых характеров и образов, но в них она была изумительна и филигранна! Браво!

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *