Максим Горький: «Я правдивый голос жизни…»

28 марта 2020 года исполняется 152 года со дня рождения Максима Горького (по рождению Алексея Максимовича Пешкова), одного из самых известных в мире русских писателей и мыслителей – об этом свидетельствуют тиражи книг, огромное число переводов произведений писателя на главные языки мира и пятикратное номинирование на Нобелевскую премию по литературе. В обширную электронную коллекцию Президентской библиотеки «Максим Горький (1868–1936), посвящённую писателю, вошли литературные произведения, переписка, его собственные мемуары и воспоминания о нём современников, фотографии и многое другое.

Максим Горький появился на свет в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова и Варвары Пешковой (в девичестве Кашириной). Именно дом деда Каширина изобразит впоследствии писатель Максим Горький в повести «Детство». Каширин бедствовал, не мог совладать с рано повзрослевшим внуком и отправил его «в люди» (согласно хрестоматийному выражению).

Ученика сапожника, чертёжника, иконописца из Алексея не получилось – он ушел поочерёдно от всех троих и почувствовал себя в относительной безопасности, только очутившись на пароходе в должности помощника повара.

«Инстинкт бродяги и суровый ветер нищеты понесли малое семечко вдоль по Волге – величественной и дикой, гостеприимно принимающей всех, лишённых очага, подвижное жилище бунтовщиков, путь, на котором люди ускользают от ярма закона; дорога, по которой плывут тысячи беспокойных сердец, стремящихся по её зеленым волнам к свободе, к таинственной Азии, – пишет Эжен Мельхиор де Вогюэ в книге «Максим Горький как писатель и человек» (1902), электронная копия которой есть на портале Президентской библиотеки.

На пароходе Алексей находит для себя неожиданного наставника в лице повара Михаила Смураго. «Этот старый унтер-офицер, колосс удивительной силы и очень сварливый человек, имел страсть к чтению. У него был ветхий сундук, полный книг: то была смешанная библиотека, в которой Гоголь и Некрасов занимали место наравне с житиями святых, Камнем веры, народными романами и отрывками из русской истории», – пишет И. Э. Порицкий в книге «М. Горький за границей. кн.1. (М. Горький, критический этюд)». Эта первая встреча с библиотекой перевернула жизнь подростка. Чтение стало страстью. А впоследствии и подтолкнуло к писательству Алешу Пешкова, взявшего себе в память об отце литературный псевдоним Максим Горький.

«Повар посвятил будущего писателя в романтизм и лирику, а жизнь учила его реализму, – продолжает автор. – Она резко указывала ему, что действительность не чета мечте. Своеобразие Горького закалилось в этих резких, мучительных контрастах между высокими порывами, под впечатлением первых книг, и условиями его существования. <…> Поиски хлеба насущного с уловками, заимствованными у хищных зверей, не удовлетворяют души его, чтение пробудило в нём жажду знаний».

Г. В. Александровский, исследуя жизнь и творчество писателя в работе «Максим Горький и его сочинения» (1900), которую можно прочесть на портале Президентской библиотеки, продолжает тему «университетов» будущего писателя и даёт цитату из его автобиографии: «„После 15 лет возымел я свирепое желание учиться, с какой целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются“. Но это предположение не сбылось, и Горький бросил мысли о науке и поступил в крендельное заведение за три рубля в месяц».

Это было самое тяжёлое время в его жизни. Алексей был бурлаком на устье великой реки (не случайно Репин впоследствии пригласит его позировать для картины «Бурлаки на Волге»), пилил дрова, таскал грузы, торговал яблоками, служил железнодорожным сторожем, в свободное время читал случайно попавшие в руки книги.

«Трудно указать другого писателя, который переиспытал бы всё то, что пришлось испытать и видеть Горькому», – подводит итог Александровский. И отнюдь не со стороны изучал Горький этот мир босяков, «бывших людей». Он жил с ними одной жизнью, и из этого «включённого наблюдения» родились многие произведения, в том числе знаменитая пьеса «На дне».

Очутившись в Тифлисе в железнодорожных мастерских, Горький пишет урывками свой рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году в газете «Кавказ». Вернувшись на родину, начинающий автор сотрудничал в разных поволжских изданиях, пока не встретился с В. Г. Короленко. «Он очень много сделал для меня, – пишет Горький, – многое указал, многому научил; я ему обязан тем, что попал в большую литературу».

В начале XX века писатель решил попробовать себя в драматургии. Пишет пьесы «На дне», «Егор Булычёв и другие», «Фома Гордеев», «Васса Железнова», «Дачники» и др. – они восторженно принимаются не только в России, но и в Европе.

Великая Октябрьская революция застала Максима Горького в Петрограде. Писатель, безусловно, понимал ее катастрофическую неизбежность, смотрел на происходящее вокруг очень пристально. В статье «Несвоевременные мысли» (1918) он предупреждал: «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками».

Писатель по разным причинам провёл в эмиграции в общей сложности более 18 лет, 15 из них – в Италии. В 1932 году окончательно вернулся в СССР.

В последние годы Алексей Максимович писал «Жизнь Клима Самгина», работа над романом продолжалась в течение 11 лет.  Этот роман-эпопея – самое крупное, итоговое произведение писателя.

Один из учеников Алексея Максимовича Д. Н. Семеновский в издании «А. М. Горький. Письма и встречи» (1938), доступном на портале Президентской библиотеки, подводит итог: «В лице Максима Горького мы имеем дело с литературным явлением в высокой степени оригинальным. Его взгляды и отношение к окружающей действительности создавались вполне самобытно, без воздействия каких бы то ни было «систем» или «учений»… Вместе с героем повести «Мужик» Горький может сказать: «я правдивый голос жизни, грубый крик тех, которые остались там, внизу, отпустив меня для свидетельства о страданиях их».

/Пресс-служба Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *