« На Эрмитажной орбите»

Обложка цветТак называется книга журналистки Тамары Питерской, презентация которой  пройдёт 28 марта, в 18.15 в  конференц-зале  Российской национальной библиотеки на Садовой улице, 18. Книга историческая, так как корни её уходят в раскрытие  моментов зарождения Эрмитажа, причём не только картинной галереи, но и Зимнего дворца, как императорской резиденции. Плюс – книга краеведческая, потому что вторая составляющая содержания – конкретное место  Петербурга на берегу Фонтанки – Измайловская слобода, куда в 1730 году императрица Анна  Иоанновна перевела полк из Подмосковья. А далее: в соприкосновении,  взаимодействии этих линий и строится  повествование книги.

Остановимся на проблемах, которые автор представляет на суд читателей и ответственных лиц Администрации Адмиралтейского района, куда территориально вливается Измайловская слобода.

Доходный дом «Помещика»  на углу Измайловского проспекта и 7-й Роты ( 7-я Красноармейская, д.16/30)  — творение начала XX столетия в стиле модерн архитектора Якова Блувштейна. Впервые за многие десятилетия его отреставрировали. Но – как?  В вековой ржавчине и грязи осталась гранёная башня с мелкой аркадой. Не найден и золочёный шпиль, который, как и Адмиралтейский, был виден почти отовсюду. Теперь он утрачен, но при реконструкции даже не сделано попытки восстановить то, что было утеряно. И какие выводы сделали доморощенные философы? Правильно —  средства «разворованы». И это в двух шагах от резиденции чиновников огромного промышленного района – Адмиралтейского на Измайловском,10!

Дом  на 7-й Красноармейской улице под № 16 в народе так и называют «Добужинским». Здесь, на четвёртом этаже,  иллюстратор, театральный художник и живописец с мировым именем Мстислав Валерианович прожил восемь лет, здесь родились его дети: Вера, Ростислав и Всеволод (третий их сын Валериан – приёмный).Сюда приходили его коллеги по объединению «Мир искусства»: Бенуа, Бакст, Врубель, Серов, которых назвали впоследствии «блестящей плеядой Серебряного века». А , может быть, не   всё упирается в пресловутые санкции?

И ещё  на одном моменте заострим внимание. 5 ноября 2013 года бюст-герма архитектору Василию Петровичу Стасову после 8-летнего скитания наконец-то приобрёл своё «законное» место —

с восточной стороны  Свято-Троицкого Измайловского собора. Было торжественное открытие, музыка, почётный караул – всё, как положено. Однако, увы! Вот маленькая капля «дёгтя». В справочнике «Памятники Санкт-Петербурга» (СПб., 2002)  указано: с тыльной стороны бронзового постамента, который в своё время был отлит на заводе «Монументскульптура», есть золочёная подпись факсимиле «Литовченко».  Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) – известный скульптор не только потому, что она была супругой и коллегой Михаила Константиновича Аникушина (1917 -1997), и  по творениям. Она – крупный  мастер бюстового направления в скульптуре, вспомним памятник Растрелли в Царском Селе или Державину перед усадьбой на Фонтанке, 118…Необходимо восстановить детали оригинала бюста-гермы Стасову. Если не мы, то кто сохранит для потомков наше настоящее?

И несколько слов об авторе.

Тамара Питерская DSC08924Тамара  Ивановна Питерская – дитя военного времени. Родилась на Урале в городе булатной стали Златоусте. Её воспитывала мать Наталья Ивановна Островская из рода репрессированных поместных землевладельцев. Уральский период её жизни – школа, университет ( факультет журналистики), где она и познакомилась в Леонидом Питерским, работа корреспондентом в областной газете «Уральский рабочий». Следующий этап творческого становления журналистки – зарубежный. В Праге она сотрудничала с чешскими изданиями, написала книгу «Помнишь, Влтава?». Три  десятилетия  — петербургский период: корреспондентская работа в газете «Смена», Ленинградском отделении ТАСС, в российском историческом журнале «Родина». За это время из-под её пера вышли книги: «Во имя России», «Эхо встреч», сборник рифмованных блиц-афоризмов «Тамарики» , «На Эрмитажной орбите».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *