«Забыть Герострата» в Театре Дождей

3 октября 2020 года я наконец-то вернулась в любимый Театр Дождей! После столь длительной разлуки стены его стали для меня еще роднее. В этот раз мне посчастливилось посмотреть спектакль «Забыть Герострата» режиссера Натальи Никитиной.

Об этом спектакле я слышала множество восторженных отзывов и давно мечтала на него попасть. И мои ожидания были абсолютно оправданы! Эту постановку пьесы Григория Горина, на мой взгляд, следует посмотреть каждому.

Спектакль построен таким образом, что все в нем максимально настраивает на встречу с самим собой. Театр Дождей всегда отличался тем, что своими спектаклями рождает у зрителей массу вопросов. Во время просмотра я постоянно думала, как на месте героев поступила бы сама и мысленно прокручивала некоторые моменты из жизни.

«Забыть Герострата» — это история о каждом из нас. Она напоминает о том, что выбор, за который рано или поздно придется расплачиваться, стоит перед нами ежесекундно. И пускай это не будет что-то столь глобальное, как сожжение храма в Эфесе 2000 лет назад, но выбор идти или нет против совести и человеческих законов в погоне за минутной выгодой, мы делаем постоянно.

Поступок одного человека в итоге может перечеркнуть судьбы целых народов, и потому об ответственности и взаимосвязи всего сущего в мире полезно задумываться постоянно.

В этой пьесе, несмотря на роскошь времени повествования, очень мало декораций. Благодаря чему ничто не отвлекает зрителя от истории и игры актёров, которые буквально на наших глазах проживают массу внутренних противоречий.

Сцена «Забыть Герострата» напоминала холст, где каждый зритель мог добавить красок собственной жизни. Время, как будто, остановилось, пространство стало неосязаемым, а все человечество — современниками.

Недавно я натолкнулась на отзыв, где девушка писала о том, что ей не понравились столь простые декорации. Мне же наоборот. Сколько мы знаем проектов, которые буквально изобилуют дорогими декорациями и антуражем, громкими именами и масштабными сценами, но после их просмотра, что мы о них помним? Затрагивают ли они наши сердца и души? Нет! А вот «Забыть Герострата» на сцене Театра Дождей затрагивает!

Я вышла после спектакля и была очень рада тому, что пошла в театр одна. В Театр Дождей я вообще предпочитаю ходить одна, потому что по дороге к метро остаюсь наедине с собой и тем состоянием, которое я обретаю после спектаклей.

И мне невероятно нравится, что отсюда я всегда выхожу обновлённой. Как после хорошего сеанса терапии. Не каждый театр может похвастаться таким постэффектом. И на мой взгляд, именно положительный терапевтический эффект отличает истинное искусство.

Я даже поймала себя на мысли, что на этот спектакль отправила бы всех школьников средней школы в обязательном порядке. Никаких уроков нравственности не потребовалось бы. А результат был бы наверняка. Невозможно остаться безучастным к тем внутренним страстями и переживаниям, которые пережили герои «Забыть Герострата».

Конечно, звучать так остро этой истории помогли прекрасные актёры, сыгравшие в этом спектакле. Многих из них я видела ранее, но они в очередной раз удивили меня.

Александр Шведов, Александр Маков, Анастасия Никитина, Валерий Саломахин и Николай Лосев — браво! За 3 часа спектакля вы сумели выразить столько внутренних противоречий своих героев, сколько не каждый человек готов в себе даже осознать.

И особенно меня покорил Александр Шведов — его Герострат на наших глазах из маленького человека обретатал демоническую сущность и власть, а его красота и притягательность просто завораживали!

Потивостояние двух противоположностей — архонта Клеона и Герострата, которые избрали для себя столь разные жизненные позиции, было великолепным! Один выбрал путь служения и правды, а второй — игр и интриг. Оба точно понимали природу людей, но если Клеон верил в человечество, то Герострат использовал низменные инстинкты людей в угоду собственным интересам.

На стороне Герострата была ложь, которая быстро меняла обличья, Клеон же заранее проигрывал: на его стороне была правда, которая всегда ограничена рамками того, что произошло, тогда когда ложь абсолютно свободна от них.

Глядя на Герострата, я еще раз почувствовала, насколько «геростратизм» страшное явление! Недавние страницы нашей и мировой истории это прекрасно иллюстрируют, а современные — просто пугают. В попытках забыть неприятные моменты, мы не делаем выводов и не обретаем столь необходимый опыт. А потому человечество обречено вскармливать «геростратов», теряя при этом самое ценное — свои души.

И даже столь пророческие слова простого каменщика, который распознал мощную угрозу от Герострата: «Он действует, а мы все ждем!» не помогли устранить ее на корню.

После спектакля зрители еще долго не отпускали артистов, а на выходе из Театра нас провожал хранитель Театра Дождей — кот Федор. Видимо, он тоже соскучился за время карантина по гостям и был весьма добродушно настроен. Кстати, он стал довольно упитанным.

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *